В начало

Почему останавливается Одесский припортовый

Также доступно на украинском языке

Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»

На днях правление ОПЗ приняло решение об остановке завода. Все, что связано с ОПЗ, всегда укутано туманом, постараюсь его немного развеять

Самая очевидная причина — взлет цен на газ. Точнее, взлет цен на газ и не взлет цен на карбамид – основную продукцию ОПЗ и других химических предприятий Украины. Почему не подорожал карбамид? Потому что мировые игроки рынка покупают газ намного дешевле. Самый близкий пример — Россия и Беларусь, которых «газовый» кризис вообще не задел. Европейские заводы имеют долгосрочные договоры на газ, китайские и азиатские производители удобрений — это вообще отдельная история, там рынок весьма относительный.

Украинские химзаводы покупают газ на споте, т.е. по текущим ценам срочного рынка. ОПЗ не исключение: по моим данным, об остановке своих химзаводов думает и Фирташ (Черкассы, Северодонецк), и Коломойский («ДнепрАзот», Каменское).

Поставщиком газа для ОПЗ уже два года является «Агро Газ Трейдинг» (АГТ) — фирма без роду племени, в штате которой на начало 2020 года работало 8 человек. Все два года конъюнктура была крайне благоприятная для химиков, по нашим подсчетам, только в 2020 году ребята заработали $44 млн. Но как только пошел «минус», они ожидаемо выбросили белый флаг. Рост цен они считают форс-мажором, и на этом основании предупредили завод о невозможности продолжения поставок из-за «катастрофической убыточности». Как сообщает Фонд госимущества Украины (ФГИУ), АГТ также накопило должок перед заводом на 140 млн грн.

Но только ли в АГТ проблема? Не совсем. Во-первых, договор с АГТ истекает 31 октября. Бороться за выполнение контракта для них нет никакого смысла, за оставшиеся полтора месяца можно спустить в унитаз все прибыли последних двух лет. Ну, а репутационные потери можно пережить, учитывая, что без ОПЗ этой фирме скорее всего ничего не светит. Да и форс-мажор все же имеет место.

Во-вторых, нового поставщика пока нет. Им должен стать сингапурский трейдер Dachex Shipping Pte. Ltd, который победил в конкурсе минувшим летом. Прошло 2 месяца, но договор с ним так и не подписан. По одной версии, «сингапурцы» не хотят его подписывать из-за очевидной убыточности. Тем более, что в условиях конкурса якобы нет санкций за отказ победителя от подписания договора. Во-вторых, в августе судебный запрет на подписание новых договоров на давальческую переработку заблокировала вышеупомянутая АГТ.

По второй, официальной версии ФГИУ, набсовет ОПЗ сейчас не полномочен, поэтому дать одобрения правлению на подписание не может.

Но главное даже не в этом. Полтора года Фонд госимущества занимается малопонятными маневрами вокруг ОПЗ. В начале 2020 года назначает на пост гендиректора некоего владельца ресторанов «Два гуся» Николая Синицу, который сидел там почти год. По словам инсайдеров на ОПЗ, были провалены все программы модернизации завода, реализация которых если бы и не решила проблему с ценами на газ, но делала бы его более экономически устойчивым.

Не изменилась ситуация и после назначения Николая Парсентьева в конце 2021 года. По словам источников, опытный функционер понимал, в какую мясорубку попал, и поэтому старался ничего особо не подписывать и в целом не принимать каких-либо важных решений. Например, сегодня, когда запахло жареным, и необходимо принимать решения, гендиректор ушел на больничный… По имеющимся данным, АГТ предлагало правлению разделить убытки и взять на себя дополнительные расходы по услугам «Одессагаза» в объеме около $2 млн в месяц, но, разумеется, менеджмент госпредприятия брать на себя такую ответственность не готов. С другой стороны, придется разделить ответственность за остановку завода.

Второй вопрос к ФГИ — новый давалец. Такой распиаренный глава ФГИ Синниченко за полтора года не смог выписать нормальные условия конкурса и честно его провести. Летом 2020 года конкурс был заточен явно под АГТ, в связи с чем пришлось сбить по надуманным причинам не только украинских, но и международных претендентов, например, Socar.

Новый конкурс смогли сварганить лишь через год. По свидетельству участников, победителя определили в закрытой комнате на весьма спорных условиях. Например, Dachex Shipping победил, согласившись дать ОПЗ беспроцентный кредит на $20 млн. Точно известно о том, что один из претендентов предлагал дать заводу эту сумму не в виде кредита, а в виде готовности заплатить более высокий тариф за переработку. Но почему-то победили сингапурцы, за которыми кто-то видит россиян, а кто-то — новые уши кого-то из Офиса президента.

Эта очевидная зависимость от чиновников – первоисточник всех проблем ОПЗ. В прошлом году «везучесть» АГТ связывали с покровительством помощника президента на букву «Ш». Теперь пишут, что «Ш» уже одной ногой на выходе, теперь все решает «Е». И на этом фоне видим смену давальца ОПЗ. Совпадение?..

Пока ФГИ заявил, что к остановкам ОПЗ не привыкать и что она продлится предположительно 5 недель, пока не будет подписан договор с «сингапурцами». Его подписывает правление с одобрения набсовета. В свою очередь, полномочный набсовет будет избран на собрании акционеров ОПЗ 1 октября. Якобы после этого Dachex Shipping начнет поставки. Будет интересно за этим понаблюдать, поскольку сильно низких цен на газ в разгар сезона потребления не предвидится.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти