В начало

«Федя, дичь!»

Также доступно на украинском языке

Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»

«БРСМ» – в топ-50 лучших работодателей по версии «Форбс» и Work.ua… На своей 40 позиции эта сеть обогнала «МакДональдс», кучу банков и ДТЭК. Такие выводы сделали отраслевые эксперты, показал опрос сотрудников и инфа из открытых источников…

Результат оценивался в частности по следующим критериям:

• удовлетворенность сотрудников работой в компании;

• соцпакет и забота работодателя о сотрудниках;

• ощущение защищенности у сотрудников;

• информационная открытость компании.

Не знаю, откуда появились такие оценки. Покажу на цифрах и фактах, как оно есть.

- Причиной сгоревшей нефтебазы «БРСМ» в Василькове стало отсутствие элементарного огнетушителя и старый помповый насос, в котором лопнул шланг. Погибло два сотрудника.

- Согласно выводам госкомиссии, причиной взрыва заправки «БРСМ» в Переяславе, где погибло шестеро сотрудников и клиентов, также стало нарушение государственных норм при строительстве.

- В прошлом году мы полетали с дроном над мини-НПЗ в Гадяче и нефтебазой «БРСМ» в Переяславе. Нарушение пожарных норм там едет на нарушениях экологической безопасности, а нарушения промышленной безопасности ими погоняет. Реально страшно за сотрудников этих объектов.

- Свое топливо «БРСМ» берет через цепочку компаний у какого-то непонятного производителя «Стандарт Ойл 2000», арендующего среди прочего мини-НПЗ в Гадяче (официальные данные). Весной уже прошлого года мы, и не только, обнаружили в бензине «БРСМ» октаноповышающий компонент ММА. Он запрещен не только у нас, но и в Европе, США и России. Этот компонент настолько токсичен, что достаточно небольшой дозы паров, чтобы человек потерял сознание. Представьте, чем дышат «пистолетчики» и клиенты на этих АЗС. Такая вот турбота про людей и авто.

- Из-за нежелания владельца отказаться от бесконечного налогового схематоза и производства «бодяжного» топлива «БРСМ» регулярно подвергается набегам силовиков. Персонал офисов периодически вынужден стоять (лежать) лицом к стене (полу). В 2021 году только со стороны Фискальной службы было две крупные спецоперации, которые блокировали работу столичной сети «БРСМ» и нефтебаз по всей стране. Крутые условия работы, согласитесь. Интересно, в «МакДональдсе» о таком хотя бы слышали?

- А теперь о зарплатах. По январским отзывам сотрудников АЗС, на карточку приходит около 3000 грн, остальное в конверте выдает начальник АЗС. Притом выдает постоянно по-разному, из-за чего постоянно вспыхивают скандалы.

Но отзывы «то такое» — пишут разные там псевдоэксперты, конкуренты и выгнанные бездельники.

А давайте на цифрах?

Группа «Рейтинг. Бизнес в официальных цифрах» начала публиковать налоговую отчетность крупнейших нефтетрейдеров. По отдельным сетям есть развернутая статистика по налогам, включая зарплатные, но по «БРСМ» ее нет (это об открытости, к слову).

Смотрим: в 2020 году сеть «Амик» (227 АЗС) заплатила 73,5 млн грн НДФЛ и военного сбора (ВЗ), тогда как «Евро Смарт Пауэр» (в миру – «БРСМ», 210 АЗС) заплатила 73,2 млн грн… Всего. Всех налогов, включая НДС, прибыль и т.д.

У «Амика» зарплатные налоги составили около 30% в общей налоговой нагрузке, как, к слову, у «Сокара» и UPG. Выходит, что официальные зарплаты у «БРСМ» втрое ниже, чем у названных конкурентов?

Оценим, какие они. Пускай все заплаченные «БРСМ» налоги – зарплатные (ну, не было прибыли и НДС). НДФЛ и ВЗ – это почти 20% от начисляемой зп. Значит, в 2020 году зарплатный фонд «БРСМ» составил 366 млн грн, что в пересчечете на каждого из 4000 сотрудников составляет 7 600 грн/мес. Учитывая, что все зарплатные налоги и сборы составляют 41,5%, официально сотрудники «БРСМ» в 2020 году получали на руки около 4 500 грн. Если же посчитать, что зп втрое ниже, чем у конкурентов, то выходит и вовсе 1500 грн в месяц. Какова реальная и доля в конверте – решайте сами. Но вышеупомянутые 3 000 грн на карточку вполне похожи на правду.

Мне интересно: как на такие троекратные разрывы в заработной плате в одной отрасли смотрят в Налоговой службе? Это типа ОК?

В прошлом году мы запустили рейтинг налогоплательщиков среди крупнейших сетей АЗС («БРСМ» там стабильно в числе первых, сзади). Сейчас я думаю, как бы раскопать данные о зарплатах типовых сотрудников в этих сетях – заправщиков, кассиров, директоров АЗС и т.д. (если есть идеи, делитесь). И я ни на секунду не сомневаюсь, кто там будет лидером и антилидером.

Напоследок про информационную открытость «БРСМ». Откуда взялся такой вывод у жюри? Я не знаю ни единого случая, когда «БРСМ» ответила на информационные запросы журналистов. Все немногочисленные интервью и статьи в прессе либо от PR, либо от HR-менеджеров. И все либо с прямой рекламной плашкой, либо обладают всеми атрибутами низкопробной джинсы.

Не знаю, как в других отраслях, а в сфере нефтепродуктообеспечения такой рейтинг – плевок в лицо десяткам больших и малых компаний, инвестирующих в своих сотрудников, в их безопасность и безопасность своих клиентов. Инвестирующих в страну: в 2021 году с каждого литра ОККО платила в 4 раза больше налогов, сеть Shell – в три с лишним раза больше, чем «БРСМ». В результате ОККО – единственная публичная компания сектора — опередила «БРСМ» в упомянутом рейтинге на целых 2 бала, и на этом топливный рынок в рейтинге и ограничился.

Еще раз убедился, что в основе любого бизнес-рейтинга должны лежать цифры и факты, а не мнения. В противном случае получается такая вот «дичь»…

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти