В начало

Польское правительство – основной двигатель биотоплива

Первые попытки добавления биоэтанола в бензин в Польше произошли еще в 1994 г. Уже в 2006 г. такой бензин постепенно становится массовым. Добавление биокомпонента было налажено на НПЗ в  г. Плоцке (Płock) и на нефтебазах в г. Мости́ска (Mosciska) и г. Остров Велькопольский (Ostrow Wielkopolski). В настоящее время весь бензин на польском розничном рынке содержит 5-7% биоэтанола.

Также на рынке Польши представлено альтернативное топливо - ВIO100, BIO85 и BIO20 (соответственно 100%, 85% и 20% долей этанола в продукте). Назвать его массовым нельзя – скорее это пробный продукт, с которым экспериментируют производители. Так, PKN ORLEN в 2011 г. запустил новый продукт – E85, который доступен лишь на одной АЗС в Варшаве.
В основе продвижения бензина с биокомпонентами в Польше лежат инициативы Европейского союза. Директива Европейского союза о качестве топлива (2009/30/ЕС) допускает к продаже E10 – 10% (объема) этанола в бензине. Проект поправки к Директиве о возобновляемой энергии и директиве о качестве топлива, принятый Европейской Комиссией 17 октября 2012 г., ограничил требования, предъявляемые к 1 поколению биотоплива. Так, в продукте, состоящем на 10% из биоэтанола, 5% должны быть произведены из сырья, не создающего дополнительный спрос на земельный ресурс.
Однако для польского государства основной вопрос заключался даже не в инициативах ЕС, а конкретном инструментарии снижения зависимости от импортной нефти, улучшении экологической обстановки в стране.
Для продвижения продукта с содержанием биокомпонента, польское государство разработало специальную программу стимулирования с постепенным обязательным переходом. На начальном этапе, стартовавшем в 2006 г., правительство поощряло производителей топлива с добавлением биокомпонентов.
До введения национальных индикативных требований (NIT), освобождение от уплаты акциза было основным стимулом реализации нефтепродуктов, содержащих биодобавки. Данные налоговые льготы на биокомпоненты действовали на польском рынке вплоть до 1 мая 2011 г. К примеру, акцизный налог на BIO100 составлял 10 PLN/м3 ($3,38/м3), также продукт освобождался от уплаты топливного сбора.
В Польше на сегодняшний день работает порядка 15 предприятий, производящих биоэтанол – это в основном мелкие компании, за исключением одного полностью интегрированного завода. Местные производители обеспечивают около 70% потребности рынка в продукте, а 30% закупается в Германии Потребление биоэтанола в Польше составляет 270 тыс. т. Ожидается, что к 2014 г. объем использования возрастет до 430 тыс. т. Так, на фоне снижения потребления бензинов в Польше, растущий спрос на биокомпонент обусловлен увеличением его доли в конечном продукте. С 2014 г. минимальное содержание этанола будет увеличено до 10%.
Использование этанола, безусловно, имеет как плюсы, так и минусы. Из положительных моментов следует отметить:
- улучшение процесса сгорания;
- уменьшение выбросов СО2, углеводородов, оксидов азота и содержания несгоревших углеводородов;
- сокращение зависимости государства от импорта нефти;
- биодеградация в 2 раза выше, чем дизельное топливо;
- безопасность при транспортировке и хранении;
- всегда в наличии и простота производства;
- более перспективный, чем эфир с точки зрения фактора непрямых изменений в землепользовании.
К отрицательным моментам от его введения можно отнести:
- увеличение затрат на НПЗ за счет компонента для насыщения кислородом;
- увеличение давления пара при использовании топлива с биокомпонентом;
- способность впитывать воду, и как следствие - необходимость дополнительных мер предосторожности;
- использование различных денатуратов в разных странах;
 - невозможность трубопроводной транспортировки конечного продукта;
- смешивание только углеводородного и этанол-содержащего бензина не рекомендуется;
- влияние на характеристики перегонки;
- снижает содержание энергии по сравнению с эфирами;
- восприимчив к коррозии.
По моему мнению, процесс перехода на использование биоэтанола, должен происходить постепенно. Так, определив необходимость введения биокомпонента в топливо, на первом этапе правительству необходимо всячески стимулировать данный процесс. В том числе создать льготные условия, сократить налоговую нагрузку на биотопливо. Необходимостью является свободное обращение биокомпонентов других стран-производителей, чтобы не допустить дефицита этанола на рынке. Также следует определить, какой вид спирта будет использоваться для изготовления биоэтанола.
Определенную подготовку должны пройти и производители. В частности, важными моментами для этанол-содержащего бензина являются способ смешения продукта, а также процесс последующей транспортировки и хранения готового продукта. Процесс подготовки потребует дополнительных финансовых затрат и времени.
Отдельного внимания в рамках программы обязательного внедрения биоэтанола, следует уделить нефтепродуктам, которые импортируются в Украину из других стран. В частности, наша компания может поставлять клиентам как базовое топливо, не содержащее биокомпонента, так и готовый продукт, уже с необходимым содержанием этанола. При этом, возможность импорта готового продукта должна быть определена украинским законодательством. Так, с целью поддержания местных производителей этанола, правительство может ограничить импорт готового продукта. Тогда вариантом будет смешение базового топлива с украинским биокомпонентом на нефтебазе в Украине.
Подводя итоги всего вышесказанного, замечу, что использование этанола в топливе является положительным опытом, при этом осуществление данного процесса должно происходить технически грамотно со стороны всех участников.
Из выступления экс-директора департамента снабжения PKN Orlen SA Дороты Петер на конференции Petroleum Ukraine-2012.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти