В начало

Отказ от пошлин – вердикт владельцам украинских НПЗ

В канун Нового года Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) официально сообщила о завершении специального расследования в отношении импорта нефтепродуктов без применения каких-либо спецмер в виде пошлин или квот.

Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов Украины во время расследования пыталась различными способами донести свою позицию до правительства, включая обращение в суд – чтобы оспорить начало этого сугубо лоббистского проекта, направленного на уничтожение независимых участников рынка и резкое наращивание прибыли нефтеперерабатывающих компаний за счет украинского потребителя. В этой связи в ассоциации уверены, что принятие данного решения группой правительственных экспертов снимет риск необоснованного повышения цен и сохранит повышенную конкуренцию на рынке и его независимость.

Безусловно, мне понятны сегодняшние чувства инициаторов расследования – нефтеперерабатывающих компаний. Тем не менее характер их реакции откровенно удивил, а точнее – возмутил. В своем заявлении «ТНК-ВР Коммерс»,  дочерняя структура одной из крупнейших российских нефтяных компаний, подвергла резкой критике решение МКМТ, назвав его противоречащим интересам страны и украинских потребителей. Похоже, российская компания лучше украинского правительства знает, что нужно гражданам Украины. Характерно, на мой взгляд, и то, что в своем пресс-релизе ТНК-ВР делает резкий выпад в адрес Минэкономики, которому, по словам владельца Лисичанского НПЗ, безразлична участь стратегической нефтеперерабатывающей отрасли страны. Между тем, в заявлении не сказано ни слова о «героизме» отраслевого министерства, которому, как мне кажется, переработчики должны адресовать все свои претензии.
Скажите, что для нефтепереработчиков сделало «родное» министерство за те два года, в течение которых занимают свои кресла его нынешние чиновники? По моим наблюдениям, тема пошлин интересовала отдельных чиновников профильного ведомства лишь в периоды соответствующей лоббистской активности (читайте – бюджетов) со стороны нефтепереработчиков.
В свою очередь, я считаю, что Министерство экономического развития и торговли Украины на практике показало, что видит экономическую картину шире, чем отраслевые органы, чувствует международную торговую конъюнктуру и знает практику ВТО. К слову, как показало расследование, его инициаторы напрочь забыли о членстве Украины в данной организации.
Насколько мне известно, именно следование принципам и требованиям норм ВТО предопределило результат расследования. Соблюдение данных правил помогло оставить в стороне используемую инициаторами расследования подтасовку статистических данных, навязываемую логику причинно-следственных связей, откровенно «перекрученные» факты и, давайте говорить прямо, неприкрытое давление на членов МКМТ.
Расследование показало, что «вредоносный» импорт в большинстве своем соответствует более высоким стандартам, чем топливо, которое выпускают украинские НПЗ. Кроме того, как выяснилось, эти нефтепродукты ввозились по ценам, превышающим отпускные цены внутренних производителей. Какой ущерб более качественный и дорогой продукт мог нанести украинским НПЗ?
Решение Межведомственной комиссии по международной торговле я рассматриваю как вердикт владельцам украинских НПЗ и в некоторой степени как руководство к действию самому правительству. Диагноз – неконкурентоспособность НПЗ из-за отсутствия модернизации, чрезмерная инвестиционная «экономность» владельцев НПЗ и полное отсутствие продуманной госполитики по цивилизованной поддержке этой отрасли.
ТНК-ВР в упомянутом предновогоднем заявлении говорит о начале выпуска в этом году бензина стандарта Евро-4 как о нереальном шаге вперед и доказательстве своих инвестиционных возможностей. Действительно, топливо подобного качества в большинстве граничащих с нами стран найти сложно... Потому что его уже нигде, кроме как в России, не выпускают! Что и говорить, уникальное качество…
Также обращают на себя внимание непрекращающиеся угрозы-намеки на остановку «ЛИНИКа» и его убытки. С точки зрения обеспечения топливом отечественного рынка завод можно считать практически уже остановленным, ведь с мая 2011 г. более 80% своей продукции он отправляет в Россию. А за информацией о его убытках рекомендую обратиться к официальному сайту ТНК-ВР, где в разделе финансовых результатов прошлого года говорится о рекордных прибылях за всю историю этой компании.
Давайте в новом году начнем разговор с нового, чистого, листа. Давайте говорить о реальных проблемах, а не о придуманных, давайте будем называть вещи своими именами. Очень хотелось бы услышать от уважаемых переработчиков не стоны, а, наконец, реальные сроки инвестирования в   производство и того, когда мы увидим украинский бензин «обычного» стандарта Евро-5. Ведь об этом в пространных заявлениях ни слова!
И давайте будем уважать законы, правила и решения госорганов той страны, в которой мы все живем и работаем. Ведь российские нефтяники не критикуют свое правительство, в то время как его решения весьма жесткие – особенно после ценового кризиса и дефицита бензина прошлогодней весной. Кстати, среди причин нехватки бензина в крупнейшей нефтяной державе планеты все та же проблема – недостаточное финансирование программ модернизации НПЗ на фоне рекордных выплат дивидендов акционерам российских нефтяных компаний. Думаю, в этом плане украинскими чиновникам стоит поучиться у российских коллег. Скорее всего, кроме жестких подходов к этому контингенту другие не годятся.
Президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук
От редакции. Участники рынка, эксперты, журналисты могут высказать свое мнение по этой или иной актуальной для рынка нефти и нефтепродуктов теме в рубрике «Колонки», обратившись по электронному адресу [email protected]. Также напоминаем, что после прохождения регистрации под каждой публикацией на сайте можно размещать свои комментарии.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти