В начало

Наша пісня гарна, нова – починаймо її знову?

На сайте информагентства «Украинские новости» недавно с удивлением обнаружил публикацию со ссылкой на заявление главы Минэкономразвития Петра Порошенка о не так давно забытой проблеме заградительных пошлин на нефтепродукты. Сказать, что я был удивлен – ничего не сказать. Шокирован и озадачен одновременно.

Зная Петра Алексеевича как высокопрофессионального человека, наделенного, без преувеличения, выдающимися аналитическими способностями, мне не очень верится, что приписываемые ему СМИ слова принадлежат именно ему. Или его ввели в заблуждение его помощники и высокопоставленные чиновники профильного министерства, лоббистские настроения которых нам хорошо известны. Ему, очевидно, нарисовали искаженную, далекую от реальности картину функционирования рынка нефти и нефтепродуктов. Иначе как расценить заявления, если он их действительно делал, что «нужно брать из неких мифических дифференцированных источников дешевую нефть»? Это из каких-таких источников, позвольте вас спросить, в то время, когда даже отдельные подразделения (нефтедобыча, нефтепереработка, оптовый сбыт и розница) по факту вертикально-интегрированных компаний, типа «ЛУКОЙЛ», работают не по внутрикорпоративным ценам, а исключительно по рыночным? Да не существует в природе сегодня ни «дешевой нефти», ни «дешевых нефтепродуктов» – все работают на основании международных котировок, слегка корректируя контрактные цены на стоимость логистики и различия по качеству.
Что касается проблемы экспортной пошлины РФ на нефть и нефтепродукты, то совершенно очевидно, что решение этой проблемы (а она действительно есть!) лежит несколько в иной плоскости. Никакими внутренними квотами или импортными пошлинами снять ее не получится. Разве что вступить в Единое экономическое пространство с РФ, но это уже скорее политика, чем экономика.
И разве ж проблема отечественных НПЗ в увеличении объемов высококачественного импорта? «Разруха, – как писал Булгаков, – не в клозетах, а в головах». Именно в головах тех дельцов, которые приобрели нефтеперерабатывающие мощности Украины по цене бросового металлолома и до сих пор «отжимают» последнее из дышащего на ладан технологического оборудования этих производств, которые им уже многократно окупились. Проблема даже не в том, что у частных владельцев некогда государственной отрасли, начисто отсутствует совесть, а в том, что в стране отсутствует жесткий государственный подход к этой проблеме и отсутствуют раз и навсегда установленные «правила игры» по принципу: или модернизируй свое производство, или продай его более эффективному собственнику. Ну не парадокс ли, что средняя глубина наших не модернизированных, морально и физически устаревших производств составляет лишь 67%, в то время, как у большинства европейских НПЗ далеко за 90% ? О какой тогда конкурентной способности может вообще идти речь? Только за счет технологической отсталости, наши заводы теряют более 25% возможного дохода с каждой переработанной тонны нефти.
Очевидно, что если министру не удосужились даже доложить, что ценообразование на отечественных (если их так вообще корректно называть) НПЗ всегда формируется в соответствии с импортным паритетом, то ему сразу сложно увидеть истинную цель введения заградительных пошлин. А истинная цель на самом деле очень легко просматривается: улучшить экономику НПЗ за счет увеличения цены на свою продукцию, т.е. за счет СВОИХ ЖЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – граждан Украины. Или не все еще понимают, что любая дополнительная налоговая нагрузка на товар тут же будет переложена на немощные и без того плечи рядового конечного потребителя? Уж кто-кто, а Порошенко, как один из самых успешных бизнесменов Украины, это знает не понаслышке. Единственный налог, который никак не переложишь на эти многострадальные плечи – это рентная плата за добываемый в стране ресурс. Так как раз в этом случае все происходит с точностью до наоборот: рентную плату понижают в угоду частным предпринимателям, уменьшая, таким образом, в первую очередь, поступления в государственный бюджет. А это, в том числе, и уменьшение финансирования социальных программ, как нетрудно догадаться.
Попытки «реанимации» этой вредоносной идеи, как мне кажется, вызваны безосновательными надеждами лоббистов интересов владельцев НПЗ на то, что Петру Алексеевичу на первых порах будет очень сложно разобраться по сути и он примет нужное им решение. Я бы лично не делал «ставку» на такое развитие сценария, потому что «сшиты» эти намерения ну очень «белыми нитками»… И какой бы правильной риторикой ни  были прикрыты истинные намерения сторонников заградительных пошлин, дурной их «запах» ощущается «за версту». И что-то мне подсказывает, что нынешний глава Минэкономразвития обладает если и не Божьим даром, то, как минимум, острым чутьем и без труда сможет отделить зерна от плевел. Впрочем, ему достаточно лишь внимательно изучить материалы предыдущего расследования Межведомственной комиссии по внешней торговле, как мне кажется, чтобы раз и навсегда снять этот вопрос с повестки дня.
Леонид Косянчук, президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины»
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти