В начало

«Металлический» бензин

Стандарты качества нефтепродуктов в Украине всегда были больной темой. Безнадежно устаревшие ДСТУ 4063-2001 и 3868-99 до сих пор действуют в нашей стране, хотя с момента их принятия прошло более 10 лет – беспрецедентно большой отрезок времени как для стандартов качества нефтепродуктов на современном этапе.

За это время требования к автомобильному топливу повысились не только в Европе, но и в соседних странах, где нефтеперерабатывающая отрасль сделала большой шаг вперед, в отличие от Украины.
В 2007 г. были утверждены новые ДСТУ 4839:2007 «Бензины автомобильные повышенного качества» и ДСТУ 4840:2007 «Топливо дизельное повышенного качества», которые дали надежду на улучшение ситуации с качеством топлива на рынке Украины, но  уже фактически 5 лет они действуют наравне с предыдущими стандартами, то есть «воз» и ныне там.
И вот, наконец, новая попытка навести порядок в этой сфере – технический регламент «Относительно требований к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу», который напрашивался несколько лет назад и проходящий сейчас согласования в различных ведомствах.
В части требований по характеристикам бензинов обращает на себя внимание то, что проект техрегламента разрешает концентрацию железа и марганца в классе К3 (фактически коррелируется с европейским Евро-3) – 38 мг/дм3 и 50 мг/дм3 соответственно, а ведь стандарт EN228 вообще не допускает наличие данных элементов (металлосодержащих присадок). Даже «устаревший» ДСТУ 4063-2001 их не приемлет.
Кроме того, есть вопросы к характеристикам бензина по классу К5 – самому экологическому, согласно которому бензин должен быть наиболее качественным. Неизвестно по какой причине, но такие показатели, как массовая доля кислорода, объемная доля этанола, эфиров и других кислородосодержащих соединений, устанавливаются на более высоких показателях по отношению к европейским стандартам.
Интересен другой факт, ни в техническом регламенте ЕС, ни в техническом регламенте Таможенного союза нет такого «новшества», как отсутствие показателя октанового числа (проект Технического регламента в редакции от 12.04.2012 г.), а ведь это один из важнейших показателей топлива!
По требованиям к характеристикам дизтоплива, по большому счету, вопросов нет – все показатели соответствуют европейскому стандарту EN590.
Отдельно стоит отметить пункты 7.3 и 7.4 проекта техрегламента, согласно которым конечный срок выпуска в оборот бензинов и дизтоплива класса К3 установлен 31 декабря 2016 г., то есть экологический класс Евро-3, который вообще был запрещен в ЕС еще в 2005 г., будет разрешен у нас до 2017 г.
К тому же например, соседние Россия и Беларусь собираются запретить данный класс уже в 2014 г. И можно предположить, что на украинский рынок хлынет поток импортного низкокачественного топлива  в 2015-2016 гг. Поэтому логично привести сроки выпуска в оборот данных видов топлива в соответствие со сроками, установленными хотя бы с потенциальными странами-экспортерами.
Указанные недостатки явно противоречат основному принципу технического регламента – установлению единых обязательных для применения и исполнения требований к безопасности автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности.
Главным фактором остается создание механизма контроля соответствия реализуемого топлива техрегламенту и ответственности за нарушение условий техрегламента. Без этого обязательного условия данный документ не будет эффективным.
Украинскому рынку очень необходимы синхронизированные с нашими партнерами «правила игры», которые бы устанавливали единые требования для общего рынка нефтепродуктов.
В конце концов, нужно хоть иногда думать не только о прибыли, но и об экологии – о воздухе, которым дышим мы, наши дети и внуки.
Владимир Емелин, исполнительный директор Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины»
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти