Пострадало 11 человек, из них трое получили ожоги более 80% тела. Таков результат взрыва газовых баллонов в ресторане в центре столицы. Новость о происшествии взбудоражила новостные ленты 17 февраля, а чуть позже нелицеприятные фото- и видеоматериалы заполонили интернет-сайты.
Согласно сводке, одно из перекрытий между подвалом и первым этажом уничтожено полностью. Это позволяет судить о мощности эксплозии. Кроме того, думаю, причастные к ЧП благодарят судьбу за то, что оно не случилось вечером, когда над этим перекрытием был бы полный зал гостей ресторана…
Значительно более драматично в декабре закончилась история в Харькове. Напомню, в результате взрыва баллона в многоэтажке погибло 4 человека, двое из которых – дети.
А буквально вчера появилась информация о взрыве в г.Арциз Одесской области, в результате которого человек получил серьезные ожоги. И снова «кустарная заправка».
Как говорят осведомленные в газовом бизнесе люди, освещенные СМИ несчастные случаи при использовании сжиженного газа – лишь небольшая часть реальной картины в этой отрасли.
Причины ЧП все те же – заправка баллонов на АГЗС «на глаз». Если кто не знает, то все достаточно просто: емкость наполняется в холодную погоду под горлышко (чтобы не бегать по сто раз), и при попадании в теплое помещение «гуляющая» плотность пропан-бутановой смеси влечет непоправимые последствия. Вероятность несчастного случая многократно увеличивается, если баллон неисправен.
Почему же страна, соседи которой давно продают бытовой газ на заправках, до сих пор находится в каменном веке? Будучи организатором крупнейшей отраслевой конференции LPG Ukraine, я неоднократно задавался этим вопросом, но внятного ответа так и не услышал. Более того, как чиновники, так и операторы рынка «плавают» в этом вопросе. Единственное, что понятно: все ждут новых строительных норм, предполагающих заправку газа на АГЗС и продажу заправленных баллонов. Ждут долго и нудно. Еще раз вдаваться в эту историю и хаять «УкрНИИинжпроект», который уже несколько лет согласовывает проект ДБН, смысла не вижу.
Зато есть смысл признать существование двух аксиом:
1. Потребитель готов покупать бытовой газ по автомобильной цене. Он давно проголосовал за это кошельком, когда потащил баллон на ближайшую АГЗС. Да и удобно это – облгаз один, с графиком, а заправки – вот они, рядом и круглосуточно.
2. Бороться с «волшебным червончиком», который стимулирует заправщика преступить закон, бесполезно. Ситуация на рынке труда не позволяет заправщику претендовать на большую зарплату, а потому от бонуса за заправку баллона он не откажется никогда.
Напрашивается логичный вывод, что в сложившейся ситуации стоит довести до ума заправку на АГЗС. Если обрекать себя на головную боль с заменой и ремонтом, оборотом баллонов, операторы АЗС вряд ли захотят, то провести минимальный тренинг персонала по элементарной диагностике емкости и установить на каждой заправке весы для определения остатка газа в баллоне вряд ли составит много труда. А что касается ремонта и обслуживания баллонов, то для этого есть достаточные мощности облгазов, а лишняя копейка им не помешает.
Не вызывает сомнения, что исключение перелива баллона при заправке позволит пресечь множество несчастных случаев.
Насколько мне известно, руководство «Украинской ассоциации сжиженного газа», в частности, осознало, что ждать норм придется еще долго, ими уже начат поиск альтернативных путей легализации заправки баллонов на АГЗС.
Понятно, что везде есть важные нюансы, но ведь нужно с чего-то начинать, пора предпринимать хоть какие-то действия. Как в старом анекдоте - Бог отвечал еврею, очень желающему выиграть в лотерею: «Изя, дай мне шанс, купи уже лотерейный билет!». В конце концов, речь идет лишь о незначительной адаптации законодательства до уровня, на котором давно работают многие страны. Или нужно дождаться еще нескольких взрывов с летальными исходами?
Артем Куюн, заместитель директора ООО «Консалтинговая группа «А-95»
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти