В начало

Балтийский кейс: как ЕС наказала "Литовские железные дороги"


Игорь Мягченков

Законодательство ЕС создает равные условия для всех участников еврорынка. Даже в тех случаях, когда речь идет о, казалось бы, пустяковых местечковых интрижках. Нам о таком пока остается только мечтать. Практически во всех странах "железка" – это геморрой для компаний-клиентов, но в ЕС нашли управу на хитрых монополистов.

В 2008 году руководство "Литовских железных дорог" (Lietuvos Geležinkeliai) отдало приказ разобрать железнодорожные пути на пограничном с Латвией перегоне Мажейкяй-Реньге. Сказано – сделано: рабочие госмонополии уничтожили ж/д полотно длиной 19 км. Это позволило отрезать латвийских конкурентов от литовского рынка ж/д перевозок и наказать строптивого клиента – нефтяную компанию Orlen Lietuva – за желание отказаться от "навязчивого сервиса" Lietuvos Geležinkeliai и воспользоваться кратчайшим путем к латвийскому морскому порту Вентспилс. Оттуда расположенный в Майжейкяе НПЗ литовской НК получал сырье; туда же он отправлял на экспорт свою продукцию. Orlen даже пытался проложить в Клайпеду собственный трубопровод, чтобы избавится от необходимости железнодорожных перевозок, но так и не получил разрешения от властей, которые были заинтересованы в сохранении доходов государственной железной дороги.

От железной дороги остались только железнодорожный переезд (фото ru.delfi.lt)

Уничтожение ж/д путей на участке Мажейкяй-Реньге в 2008 году было не единственным деструктивным действием со стороны Lietuvos Geležinkeliai в отношении транспортной инфраструктуры своей страны. Помимо этого пограничного участка Национальная государственная железнодорожная компания Литвы уничтожила пограничные с Латвией ж/д-переходы Приекуле-Скуодас и Вайнёде-Бугяняй (оба в 1999 году). По состоянию на ноябрь 2016 года существовала угроза закрытия перегона Варена-Марцинконис.

Кроме того, в разное время, были разобраны или заблокированы пограничные переходы в Беларусь.

В процессе подготовки "партизанской операции" на пограничном переходе Мажейкяй-Реньге Lietuvos Geležinkeliai проигнорировала не только интересы местных жителей, для которых уничтоженная в 2008 году ветка служила удобной транспортной артерией, но и потребности своего крупнейшего регионального клиента – НК Orlen Lietuva (больше денег литовскому монополисту приносил только транзит российских нефтепродуктов). В результате "рельсовой войны" расположенный в Мажейкяйе НПЗ литовской НК был вынужден значительно увеличить расходы на транспортировку сырья и готовой продукции. При этом Lietuvos Geležinkeliai отрезала от своего крупнейшего заказчика конкурентов из Латвии и значительно нарастила прибыль. Профит!

Поскольку все попытки разрешить сложившуюся ситуацию путем переговоров закончились безрезультатно, руководство компании Orlen Lietuva подало в Европейскую комиссию жалобу на действия "Литовких железных дорог".

О безжалостной брюссельской бюрократии

В результате расследования, проведенного по жалобе AB Orlen Lietuva, Европейская комиссия оштрафовала государственную компанию "Литовские железные дороги" на €28 млн за препятствование свободной конкуренции на рынке железнодорожных грузовых перевозок. Железнодорожную монополию уличили в том, что она в нарушение антимонопольных правил ЕС демонтировала часть железнодорожного пути, соединяющего Литву и Латвию.

По правилам ЕС, за нарушение закона о конкуренции может быть назначен штраф в размере до 10% оборота компании за минувший год. Так что Lietuvos Geležinkeliai отделалась "легким испугом". Доходы "Литовской железной дороги" за перевозки грузов в 2016 году составили €350,4 млн, поэтому максимальный штраф мог составить €35 млн.

Когда-то в здании ж/д вокзала в Мажейкяе отдыхали русский царь Николай II и немецкий кайзер Вильгельм II. Теперь здесь изредка ночуют бомжи (фото ru.delfi.lt)

Комиссар Маргрете Вестагер, отвечающая за политику в области конкуренции, заявила по этому поводу: "Lietuvos Geležinkeliai использовали свой контроль над национальной железнодорожной инфраструктурой для устранения конкурентов в секторе железнодорожного транспорта. Европейскому союзу нужен хорошо функционирующий рынок железнодорожных грузовых перевозок. Недопустимо и беспрецедентно, что компания ликвидирует общественную железнодорожную инфраструктуру, чтобы защитить себя от конкуренции".

Показательно, что Lietuvos Geležinkeliai так и не смогла предоставить в ЕК экономическое или технологическое обоснования необходимости уничтожения 19 км ж/д полотна на перегоне Мажейкяй-Реньге. А самоуправство в Европе наказуемо…

Оштрафовали госкомпанию, расплачиваться государству

Комментируя решение Еврокомиссии, президент Литвы Даля Грибаускайте заявила: "Новое руководство министерства транспорта и коммуникаций, а также компании Lietuvos Geležinkeliai преследует шлейф халатности и ошибок прежнего руководства. Долгие годы несколько правительств терпимо относились к "государству в государстве" и безответственному поведению, что нанесло ущерб финансам и репутации всей страны".

Президент Литвы Даля Грибаускайте о компании Lietuvos Gelezinkeliai: "Государство в государстве" (фото knk.media)

А спикер Cейма Литвы Викторас Пранцкетис признал, что находящаяся в госуправлении Lietuvos Gelezinkeliai должна будет восстановить участок путей, ведущий в Латвию, из-за разбора которой Еврокомиссия наказала госкомпанию штрафом.

Он добавил, что весной поднимет вопрос о возможном восстановлении скандальной ж/д ветки, поскольку это может быть дешевле, чем выплата крупного штрафа. В то же время спикер литовского парламента сомневается в том, что спустя десять лет после разбора путей можно будет привлечь к личной ответственности политиков, одобривших тогда "железнодорожную диверсию".

Финансовые потери Литвы из-за действий собственной транспортной госкомпании оказались не единственными проблемами для страны. На прошлой неделе Латвия вручила Литве ноту с требованием восстановить железнодорожную ветку Мажейкяй-Ренге. Иными словами, самоуправство топ-менеджеров отдельно взятой компании обернулось для Литвы политическим скандалом.

А в это время "Укрзализныця"…

Украина, в отличие от Литвы, не является членом ЕС, поэтому европейское антимонопольное законодательство у нас не действует. Чем и пользуется наш транспортный монополист "Укрзализныця".

К счастью, УЗ шпалы не режет и "партизанскую войну" против клиентов не ведет – наши работают по-крупному. У автомобилистов Украины еще на слуху многосерийный автогазовый кризис, достигший своего пика в августе. Тогда цены на заправках поднялись на такой уровень, что использование автогаза в качестве автомобильного топлива стало экономически нецелесообразным.

В это же время железнодорожный транспортный монополист … перестал подавать предназначенные для перевозки сжиженного газа ж/д цистерны или обрабатывал их с многонедельной (иногда многомесячной) задержкой. Точнее, одним клиентам подавал цистерны и своевременно их обрабатывал, а вторым – обещания. Причем положение потребителя транспортных услуг в алфавитном списке УЗ не имело никакого значения.

Все знают, что найти управу на "Укрзализныцю" на данный момент нельзя и без фактического "заноса денег" проблемы с наличием цистерн или вагонов не решаются. Проблем добавляет и странная тарифная политика УЗ, когда рост цен "берется с потолка", что лишает страну миллиардов гривен за транзит.

Если бы Украина была членом ЕС, решением этого вопроса занялась бы Еврокомиссия. А пока УЗ "наказывают" сами участники рынка, активно наращивая использование альтернативных способов транспортировки. Компании создают свои автопарки. "Укртатнефть", владеющая крупнейшим Кременчугским НПЗ, построила мощную автоналивочную эстакаду. В то же время, полностью уйти от использования железной дороги пока невозможно.

Но вечно такая ситуация длиться не может. Как показывает опыт Литвы, рано или поздно в гости к жадным монополистам приходит белый и пушистый зверек.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти