По одну сторону Большой Окружной — Киев с легальными сетевыми АЗС, по другую — заправочный Шанхай. После того, как в прошлом году киевские власти начали демонтировать нелегалов, они отступили в область. Вместе с топливным экспертом Артемом Куюном еnkorr проехался по границе и насчитал на Кольцевой пятерку незаконных АЗС. Вдвое больше — в Вишневом
К храму мормонов на Большой Окружной прижался первый подозрительный объект — АЗС EXTRA. Это название чаще других мелькает на юго-западной границе Киева.
«Раньше тут был только газ. Теперь газ, бензин, а вот и дизель. Заезжаем!» — говорит Артем, сворачивая с трассы. Делать контрольные закупки именно дизельного топлива было решено потому, что на нелегальных заправочных станциях оно появилось относительно недавно. Однако сегодня ДТ есть в ассортименте почти всех незаконных сетей, бойко им торгуют и «одиночки».
«А где дизель?» — спрашивает Куюн. «А дизель закончился», — отвечает работник АЗС, который буквально плавится на солнце — рядом с газовым баллоном.
«Пропан — летучий. В балонах 12 атмосфер! Дизель, конечно, менее пожароопасный, чем газ, но приятного тоже мало, если не соблюдать правила безопасности», — комментирует ситуацию собеседник enkorr.
Документов на топливо на заправке нет, а на вопрос, подключен ли калькулятор ТРК к кассовому аппарату, заправщик лишь пожимает плечами.
За окном мелькают вывески крупных АЗК — AVANTAGE 7, UPG, SOCAR , MANGO...И тут же между ними виднеются самовольно установленные бочки — снова EXTRA .
На следующей нелегальной точке — Окружная, 8 — enkorr делает контрольную закупку. На ней очередь: четыре легковых автомобилей и грузовик с логотипом «ЛотОК».
«Это не случайный клиент, — говорит Артем. — Сеть супермаркетов так просто сюда бы не заехала».
Дизель закупается по цене 24,99 грн/л — это максимум. Минимальный ценник enkorr встретил в Вишневом — 23,10 грн/л. Для сравнения: у крупных операторов стоимость ДТ варьируется в пределах 26-28,99 грн.
Разница в ценах на бензин и вовсе поражает: в то время как стоимость А-95 на ведущих АЗС составляет 27,95-31,49 грн, на нелегальных заправках бензин льют по 22 грн.
Следующая на пути заправка тянет на торговый комплекс. Справа полуразбитый ларек «РАКИ», вылов которых в Украине законодательно ограничен, слева — глиняные горшки на покосившемся частоколе. У дороги старая телега, выставленная, видимо, как рекламный объект: для привлечения внимания потенциальных покупателей.
Чтобы сделать контрольную закупку, заправщика приходится будить. Переданные сто гривен тут же исчезают в обтрепанной «бананке»: на поясе умещается вся касса этого торгового комплекса.
«Прям как в каком-то Сомали!— заметил Артем Куюн. — Раки, газ, дизель. Да хоть ядерное топливо».
На этом Софиевская Борщаговка заканчивается, и enkorr сворачивает на Одесскую трассу. Поселок Чабаны, который также как Софиевская Борщаговка относится в Киево-Святошинскому району Киевской области, удивляет чистотой. Ни одного нелегала на чабанской земле не наблюдается — ни старого, ни нового — только крупные сетевики.
«Легальные операторы, конечно, платят налоги и наполняют местный бюджет. И глава этой сельрады их оберегает. Если есть желание бороться с топливными беспредельщиками, все получается», — рассказывает Куюн.
Вишневое встретило enkorr своим магазином «РАКИ» и почти десятком незаконных заправок. Они разместились по обе стороны улицы Черновола.
На заправках, в основном, стоят и газовые, и дизельные модули. В разговоре с работниками выясняется, что хозяева оборудования разные: на торговом пяточке места хватает всем.
«Растут прямо кустами, — отметил Артем. — Значит, кто-то это разрешает именно на этих участках. Тут поток машин не больше, чем в Чабанах».
На камеру в Вишневом работники АЗС реагируют хуже, чем на Окружной. «Это частная собственность», — в лучшем случае звучит при виде фотоаппарата. Дизельное топливо присутствует почти на всех из них. Чеки выбиваются нехотя: «внутренние» без указания названия компании-продавца и даже такие, на которых стоит слово «фискальный». Торговые чеки заправщики медленно заполняют вручную, после чего резко бьют кулаком по столу: нате вам печать!
«Газ, бензин — это частный покупатель. На дизеле же в основном ездит грузовой транспорт, то есть подотчетный. Водители не могут выбирать заправки по своему усмотрению. Так что делают? Ставят ведро с чеками — бери, какой нужен», — делится Куюн.
И все же вторая волна нелегалов, которые ставят именно дизельные, а не газовые модули, вероятно, началась с появлением «евроблях», большинство из которых на ДТ. Без частников не выжить. «Раньше у нелегалов была газовая специализация, теперь полная диверсификация», — резюмирует эксперт.
На последней заправке, которую посетил экипаж enkorr, впервые приняли для расчета банковскую карточку. Возле будки стоял даже рабочий кофейный автомат с предупреждением, что аппарат сдачу не выдает, но купюры можно разменять у заправщика. Заливать дизель пришлось самостоятельно — самообслуживание. В торговом окне этого цивилизованного нелегала шторкой служил желто-голубой флаг.
Продолжение следует… В ближайшее время enkorr проведет рейд в столице.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти