Сколько существует украинский топливный рынок, ровно столько же жива проблема "левого" бензина.
В Украине теневой рынок играет всеми возможными красками — контрабанда, фальсификат, пересортица. По итогам первого полугодия 2015-го, потери государственного бюджета от этого великолепия составили около 3,5 млрд грн. В то же время нельзя сказать, что фискальная служба абсолютно бездействует. В 2015 г. были проведены спецоперации, в ходе которых выявлено около 5% от оценочных объемов нелегальных нефтепродуктов.
Наиболее же ощутимые результаты достигнуты в борьбе с контрабандой, которая практически прекратилась после запуска с 1 июня 2015 г. Энергетической таможни. Правда, несмотря на очевидные результаты, глава ГФС уже инициировал фактическую ликвидацию не только "Энергетички", но во многом и самой таможни как таковой.
На всем Европейском континенте торговля моторными топливами является крупным источником бюджетных поступлений. Везде бензин и дизтопливо облагаются акцизом, НДС, прочими налогами. Украина не исключение, и на сегодняшний день около 45% от уплачиваемых потребителем денег за топливо должно идти в госказну. Поскольку деньги немалые, немало есть и тех, кто хочет направить их в свой карман.
Согласно официальным данным Госстата, за первое полугодие 2015-го Украина потребила без малого 1,124 млн т бензина. При этом производство составило 305 тыс. т. Очевидно, что остальное — 819 тыс. т — должно было приехать извне. Но таможня зафиксировала всего 705 тыс. т. Откуда же взялись 114 тыс. т, или почти 10% рынка?
Но и это еще не все. Есть все основания считать указанные официальные данные по потреблению заниженными минимум на 15%. Дополнительная мотивация "бить мимо кассы" появилась с января текущего года, когда неожиданно для всех был введен 5-процентный сбор с розничных продаж подакцизных товаров. При нынешних ценах на топливо это означает, что каждый проданный мимо кассы литр приносит 1 грн. Учитывая, что вся маржа заправок составляет 2–3 грн, стимул продавать бензин, не ставя в известность кассовый аппарат, крайне велика.
Таким образом, размер теневого рынка бензина в первом полугодии текущего года можно оценить минимум в 275 тыс. т.
Такой же подход при вычислении нелегального рынка дизельного топлива выводит на цифру в размере около 100 тыс. т в первом полугодии. Почему "левого" дизтоплива меньше?
Ответ прост: акциз на бензин составляет 202 евро/т, а с 20-процентным НДС — более 240 евро/т, или около 5500 грн/т, или более 4 грн на литре. В то же время акциз на дизтопливо равняется 100 евро/т, т.е. заработок на его нелегальной поставке вдвое меньше, соответственно, бодяжить и "контрабасить" бензин при той же доле риска намного выгоднее. К тому же технологически ДТ сделать сложнее, тогда как компонентов бензина предостаточно.
Сумма неуплаченных "топливных" налогов (акциз и НДС) на 375 тыс. т нефтепродуктов составила за шесть месяцев 2015 г. около 3,5 млрд грн. Много это или мало? Для справки: бюджет Национальной гвардии Украины на нынешний год запланирован в объеме 8 млрд грн. Во столько же оцениваются потери госказны от теневого рынка нефтепродуктов в текущем году.
Незаметные слоны
Двумя основными источниками безналоговых нефтепродуктов являются контрабанда и кустарное производство. Существует несколько методов получения нелегального топлива: кустарная переработка, смешение топливных компонентов, повышение октанового числа бензина.
Итак, кустарная переработка. Мини-НПЗ приобретают нефть и газовый конденсат, который системно похищается из мест добычи либо путем врезок в нефтепроводы. Поэтому основное сосредоточение мини-НПЗ наблюдается в Полтавской, Сумской, Харьковской, Днепропетровской и Кировоградской областях. В результате такой переработки получают прямогонные бензин и дизтопливо, которые используются как основа для дальнейшего производства топлив. Как такие габаритные производства могут работать на протяжении длительного времени, вопрос к силовикам.
Наиболее массовым способом производства кустарных нефтепродуктов является смешение топливных компонентов. Такие "производства" располагаются на обычных нефтебазах, поэтому не привлекают к себе лишнего внимания. Способствует такому бизнесу также и то, что в Украине операции с подобными компонентами не требуют никаких специальных лицензий и разрешений. Перечень основных составляющих "самодельных" топлив приведен в табл. 1. Согласно данным "Укрзалізниці", за шесть месяцев 2015 г. на нефтебазы поступило 155 тыс. т компонентов топлив.
Одно из таких производств громко (в прямом смысле слова) предстало перед широкой общественностью в результате пожара на нефтебазе компании БРСМ в г. Василькове. Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что возгорание произошло вследствие перекачки компонентов при кустарном производстве нефтепродуктов. Для участников рынка это не стало новостью. По данным "Консалтинговой группы А-95", в 2014 г. объемы продажи бензина в сети АЗС "БРСМ" превышали объемы поставок товарного бензина на нефтебазы компании на 75 тыс. т, или почти в полтора раза. Обращает на себя внимание также тот факт, что сеть закупала исключительно бензин А-92, хотя на своих АЗС продавала три марки с октановым числом 95. В то же время поставки различных компонентов на нефтебазы БРСМ в 2014 г. составили около 100 тыс. т (36,6 тыс. т в 2015 г.). К слову, о ходе расследования причин крупнейшего пожара в истории страны что-то давно ничего не слышно, не к добру это…
Есть и другие примеры. В текущем году в лидеры по поставкам топливных компонентов вышла компания "Эксимол", связанная с группой компаний "Крокус-К". За семь месяцев 2015 г. на нефтебазу в Мироновке, что в столичной области, "Эксимол" со товарищи привез 25,85 тыс. т компонентов. При этом в июле фирма установила собственный рекорд закупки компонентов — 9,8 тыс. т. 14 августа на Мироновскую нефтебазу зашла СБУ и нашла необходимые доказательства производства нелегального топлива.
Есть вопросы и к крупнейшему игроку рынка — группе "Приват". "За 2014 г. и первый квартал 2015 г. дисбаланс приобретенного для реализации и реализованного нефтепродукта (бензинов) в сети АЗС находится в диапазоне 31–40%. Такой дисбаланс свидетельствует о том, что в сеть АЗС незаконно попадают неучтенные нефтепродукты со скрытым источником происхождения", — пишет в своем депутатском запросе к главе ГФС народный депутат Виктория Войцицкая. Исходя из полученных нардепом данных, "Приват" в 2014 г. не уплатил 72,3 млн евро акцизного налога на топливо. За первые четыре месяца 2015 г. фирмы Коломойского не уплатили 16,3 млн евро акциза, указывает нардеп в своем запросе. Ответ на него пока не получен.
Сказать, что налоговики никак не борются с кустарщиной, было бы неверно. ГФС в 2015 г. провела две операции: "Акциз-2015" и "Нефтепродукт-2015". Однако их итоги больше походят на отписки (см. табл. 2).
Так, из открытых источников узнаем, что ГФС изъяла около 16,5 тыс. т различных продуктов в первом полугодии 2015-го, что составляет менее 5% от оценочного объема теневого рынка.
Хорошо сработали! Ликвидировать…
Вторым источником "левого" нефтепродукта на рынке является контрабанда. Как ранее писало ZN.UA, борьба с этим явлением должна была стать тестом для новой команды налоговиков, зашедшей в свои кабинеты на Львовской площади в начале мая. Надо сказать, что этот тест они сдали. Наиболее обильные контрабанды шли через небольшие морские порты в Николаеве, Очакове, Скадовске, Рени, Килии, Измаиле. По словам участников рынка, на сегодняшний день "контрабаса" на рынке практически нет. Главную роль в этом сыграло начало работы с 1 июня Энергетической таможни. Это специализированное подразделение, занимающееся оформлением энергоносителей — электроэнергии, нефтепродуктов, газа. По словам тогдашнего заместителя главы Госфискальной службы Сергея Ликарчука, уже в июле "Энергетичка" перевыполнила план, собрав около 2,5 млрд грн налогов. С созданием этой таможни автоматически был снят и пресловутый вопрос таможенной стоимости, которую теперь определяют не более двух десятков областных таможен, как происходит с другими группами товаров, а централизованно.
Еще одним действенным шагом ГФС в лице Энергетической таможни стал фактический запрет импорта в Украину платформата и риформата – продуктов переработки, которые массово использовались как высокооктановые компоненты при производстве бензинов.
Работу "Энергетички" до 2010 г. участники рынка вспоминают с трепетом, и возрождение этой идеи в прошлом году, а этим летом — и ее реализация были восприняты в качестве немногочисленных положительных изменений в стране. "Администрирование таможенных платежей на одном счете, вместо остатков на десятках счетов в разных таможнях, единый подход к определению таможенной стоимости вместо "собственного видения" на каждой таможне, электронное декларирование и единая база с железной дорогой вместо курьеров с документами между таможенными постами и станциями, наличие специалистов по оформлению энергоносителей вместо некомпетентных вопросов и требований на постах региональных таможен, ну и, конечно, отсутствие приглашений "познакомиться" — наконец-то мы можем заниматься своей работой, а не проблемами на таможне", — говорит Владислав Колодяжный, глава компании "Газтрон-Украина", занимающейся поставками сжиженного газа и дизельного топлива.
Но чудо длилось недолго. Глава ГФС Роман Насиров и замминистра финансов Елена Макеева заявили о грядущем реформировании службы и фактической ликвидации таможни, которая должна раствориться в фискальной службе. Первым восстал Ликарчук, вокруг увольнения которого развернулся настоящий скандал. Основным откровением уже бывшего чиновника стало то, что всей кадровой политикой в таможенном направлении ГФС занимается советник Р.Насирова Геннадий Романенко — глава Киевской областной таможни времен Александра Клименко и кум одиозного экс-главы таможни Игоря Калетника. В результате скандала Романенко по-тихому уволили, хотя источники в ГФС говорят, что он продолжает негласно курировать определенные вопросы.
"Господин Романенко помог разобраться и помог уволить большую часть тех людей, которых действительно нужно было люстрировать. Он добросовестно пришел, добросовестно выполнил свою задачу. Он помогал службе меньше двух месяцев. А по всем обвинениям, которые звучали в его адрес, могу сказать, что это как раз ответная реакция от нелегального бизнеса и тех схем, которые функционировали на таможне в Украине", — заявил Р.Насиров в ответ на немые и гласные вопросы. При этом согласно нормам Закона "Об очищении власти" Романенко сам подлежит люстрации, поскольку в течение 2010–2014 гг. занимал руководящие должности в налоговых и таможенных органах Украины.
Однако еще перед своим увольнением Романенко, по словам источников в ГФС, инициировал проверку Энергетической таможни. "Обычно внутренняя проверка нового подразделения происходит не ранее чем через три года после начала работы, мы же работаем чуть больше трех месяцев. Это из разряда тех проверок, когда еще до ее начала приходят с заранее готовым актом", — говорит представитель Энерготаможни. По его словам, независимо от результата проверок, Роман Насиров направил в Минфин проект приказа об урезании полномочий Энергетической таможни, в частности, о выведении из-под ее юрисдикции оформления нефтепродуктов. Документ находится на рассмотрении в Минфине.
Отметим, что ликвидация Энергетической таможни была одним из первых шагов бывшего главы Минсдоха Александра Клименко, после чего контрабанда нефтепродуктов структурами Сергея Курченко началась в промышленных масштабах. А многомиллиардные потери из-за недобора "топливного" акциза и НДС просто растворялись в общем "котле". В случае ликвидации "Энергетички" возрождение серо-черно-мутных поставок проявится очень быстро. Тем более, говорят в ведомстве, первые ласточки уже появились.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти