У початок
«Бодяга» на крови

«Бодяга» на крови

Взрыв на нефтебазе в Василькове, принадлежащей компании БРСМ, обнажил всю суть прогнившей из-за коррупции системы украинской власти. Начиная от инспектора МЧС и заканчивая генпрокурорами, главами налоговой и министрами — всех их, хотя и в разной степени, можно считать причастными к этой трагедии. Первый выдал разрешение на эксплуатацию пожароопасного объекта без средств пожаротушения; остальные не обращали особого внимания на работу группы компаний БРСМ — актива Эдуарда Ставицкого, которая десятками тысяч тонн поставляла на рынок безакцизную топливную «бодягу», уводя из бюджета сотни миллионов гривень. Теперь счет пошел на человеческие жизни. На момент написания этого материала на пожаре под Киевом уже погибли четыре человека. В тушении пожара задействовано более 500 человек, размер экологического ущерба пока не поддается вычислению.

Что еще должно произойти, чтобы власть наконец-то начала защищать своих граждан, их экономические интересы и безопасность страны?! Похоже, граждане все больше должны рассчитывать только на самих себя.

Первый звоночек прозвучал год назад. В конце апреля 2014-го взлетел на воздух автозаправочный комплекс «БРСМ Нафта» в Переяславе-Хмельницком, расположенном в 90 км от столицы. Шесть человек погибли, столько же получили увечья.

«Грубые нарушения норм строительства и эксплуатации автозаправочных станций», – таким был вердикт межведомственной комиссии, расследовавшей причины взрыва. Как выяснилось, комплекс АЗС – по документам – даже не был введен в эксплуатацию. Да и вряд ли кто-то взял бы на себя такую ответственность, учитывая, что предприимчивые хозяева решили сделать там… подвал – категорически запрещенное сооружение на подобного рода объектах. В результате – скопление сжиженного газа, его предельная концентрация, искра и взрыв.

Компания БРСМ тогда заявила, что это был теракт… (Дежавю, сегодня они то же заявляют о взрыве в Василькове).

По итогам первого «звонка» никто не понес наказания, Генпрокуратура выявила троих из разряда исполнителей. Правда, о каких-то сроках и прочих наказаниях ничего неизвестно. Владелец же вышел сухим из воды. Участники нефтерынка говорят, что БРСМ приобрела в Генпрокуратуре одну из многих индульгенций, о которых стало известно после смены генпрокурора. Разумеется, проверить это не представляется возможным, однако факт остается фактом: БРСМ продолжила работу в обычном режиме, причем чудесным образом смогла избежать серьезных претензий и наказаний (хотя бы в виде значительного штрафа) со стороны контролирующих органов. В Одессе, где местное отделение БРСМ «накрыли» налоговики, вопрос благополучно разрешился после звонка из прокурорского офиса, говорят осведомленные источники.

Тем временем вопросы никуда не исчезли. Нарушения, подобные «переяславским», видны на многих объектах БРСМ, которые можно использовать как пособие для начинающих инспекторов по строительству и охране труда на пожароопасных объектах. Проведенная в 2014 г. по горячим следам проверка некоторых объектов сети в Киевской области закончилась претензиями Госгорпромнадзора ко всем им без исключения станциям (проверяли «газовую» часть комплексов).

«Они строили, где хотели и как хотели, Эдик (бывший министр энергетики Эдуард Ставицкий, – С.К.) закрывал все вопросы», – вспоминает один из участников рынка. Напомню, что основной орган по промышленной безопасности и охране труда — Госгорпромнадзор — при Януковиче был переведен в подчинение Минэнергоугольпрома, возглавляемого Ставицким. За время работы Эдуарда Анатольевича в правительстве неприметная сеть с трудно произносимым названием выросла в четыре раза – до 130 автозаправочных комплексов.

Смертельный микс

Если бы после переяславской трагедии сеть и нефтебазы БРСМ были подвергнуты проверкам на предмет безопасности, то крупнейшего пожара в истории независимой Украины в Василькове могло и не случиться. Тем более от нарушений, выявленных на пепелище сгоревшей нефтебазы, волосы встают дыбом. Так, хранилище не располагало пожарным водоемом — основным элементом пожаротушения на подобного рода объектах. На одном из телеканалов свидетель рассказал, что несколько лет назад водоем засыпали. Теперь на этом месте новые резервуары. Не оказалось на терминале и пены. По словам свидетелей, подоспевших в первые минуты после взрыва к месту происшествия, не было порошкового огнетушителя и у персонала нефтебазы, оказавшегося в эпицентре возгорания. Невооруженным глазом видны и другие нарушения на объекте: минимальные расстояния между резервуарами, отсутствие обваловки и систем охлаждения резервуаров. Но грубое несоблюдение правил пожарной безопасности, увы, лишь усугубило аварию, но не вызвало ее.

С большой долей уверенности можно утверждать, что первопричиной трагедии стало кустарное производство бензина. На рынке нефтепродуктов ни для кого не секрет, что Васильков и Переяслав, где расположены нефтебазы БРСМ, – две столицы «бодяжного» производства для Киева и окрестностей. Говорит о бурной деятельности на этих терминалах номенклатура товаров, туда поступающих. Зачем автозаправочной сети, торгующей только бензином и дизтопливом, газовый конденсат, октаноповышающие присадки и целый букет нефтеперегонных фракций?

Основная официальная версия – БРСМ производит альтернативное спиртосодержащее топливо. Но это можно назвать в лучшем случае ширмой для куда более масштабных программ. Например, БРСМ за январь-апрель 2015 г. получила на свои нефтебазы 10 тыс. т октаноповышающих присадок и многофункциональных топливных компонентов. А по официальным данным, БРСМ продала за этот же период через свою сеть чуть менее 8 тыс. т биобензинов. В них компоненты составляют в лучшем случае 30%, или 2,3 тыс. т, тогда как ввезли 10 тыс. т. Куда пошли остальные присадки?

Ответ на этот вопрос при желании легко найти в структуре бензина, который БРСМ импортирует для дальнейшей реализации.

Для справки: 92% поставок товарного бензина в сеть автозаправок «БРСМ Нафта» – импорт (23 тыс. из 25 тыс. т). По данным таможни, структуры БРСМ в январе-апреле 2015 г. импортировали ТОЛЬКО бензин А-92.

Вопрос: а что продает БРСМ на своих станциях под вывесками А-95?

Между тем компания БРСМ отчиталась госорганам статистики, что продала на своих АЗС за этот период 11,4 тыс. т бензина марки А-95. Вот и место применения октаноповышающих присадок — их попросту добавляют в А-92 для повышения его октанового числа, отвечающего более качественному горючему. Правда, источники говорят о более изысканных рецептурах, но это уже оставим следствию.

Та же история по дизтопливу. Зачем БРСМ реактивное топливо, объем которого сравним с потреблением небольшого аэропорта, если самолеты эта «лавка» не заправляет? А огромные, по меркам отрасли, объемы наливных масел, если о фактах его продажи с этих нефтебаз никогда не было слышно? Может, затем, что в сумме поставка ДТ, авиакеросина и масла на нефтебазы БРСМ совпадает с оценочным объемом реализации дизельного топлива через эту розничную сеть?

Специалисты говорят, что добавление в дизтопливо керосина и масла не сильно портит свойства исходного продукта. Только акциз на ДТ составляет 100 евро/т, тогда как на керосин — 30 евро, а масло — вообще безакцизный товар. Проще говоря, из безакцизных товаров делают дорогостоящие подакцизные. Премия – акциз – достается автору этой нехитрой схемы.

Предварительно есть все основания утверждать, что именно изготовление «бодяжного» бензина стало причиной беды в Василькове. По данным свидетелей, оказавшихся на месте в первые минуты после возгорания и оказавших помощь первым пострадавшим, причиной пожара стала перекачка неизвестной жидкости из одного резервуара в другой с помощью переносного насоса (о злополучном насосе упоминали также глава СНБО Турчинов и глава ГСЧС Чечеткин). В процессе работы разгерметизировался шланг, причиной этого могла стать химическая реакция, произошедшая при смешивании отдельных компонентов, либо физический износ (который был бы обязательно выявлен, пройди шланг регламентную проверку в установленном порядке). Дисперсная топливная смесь через отверстие в шланге попала на одного из сотрудников нефтебазы (к сожалению, он впоследствии скончался от ожогов) и на переносной насос, который не приспособлен для перекачки топлива и не был защищен соответствующим образом. Именно он дал ту искру, из которой впоследствии разгорелось пламя…

При чем тут «бодяга»? Обращает на себя внимание следующая деталь: зачем использовать переносной насос для перекачки из одного резервуара в другой, если для этого на нефтебазе есть мощные стационарные насосы?

Ответ очевиден: маломощный переносной насос используется для подачи в резервуар небольшого количества продукта. И есть все основания полагать, что в тот злополучный вечер на нефтебазе в Василькове закачивали один из компонентов топлива для приготовления «бодяги». Вряд ли это могли делать работники нефтебазы без распоряжения вышестоящего руководства, так как производство фальсификата – поставленный на широкую ногу бизнес владельцев БРСМ, а не работников нефтебазы. Поэтому переложить вину на очередных «стрелочников» уже не получится.

Или получится?!

Есть в произошедшем и вина Государственной фискальной службы. Сигналы о небывалых масштабах фальсификата под самым носом у налогового главка поступали неоднократно, в том числе и со страниц ZN.UA, которое в 2014 г. подробно рассказывало о движении товарных потоков компании БРСМ. И не только этой компании. Закрой фискалы эту «кустарную» схему, глядишь, не пришлось бы работникам нефтебазы выполнять распоряжения руководства по «замесу» фальсификата.

Но и это еще не все. Цена халатности налоговиков не ограничивается еще неизвестными убытками и вредом, нанесенным крупнейшим в истории независимой Украины пожаром. Есть и вполне конкретные суммы потерь. В 2014 г. объем бензина неизвестного происхождения в сети БРСМ составил 40 тыс. т, а за первые четыре месяца 2015-го – около 12 тыс. т. Примерно такой же оценочный объем и «левого» дизтоплива – 32 тыс. и 15 тыс. т в 2014-м и 2015 г. соответственно.

Суммарный объем акциза и НДС с такого объема бензина составляет почти 675 млн грн. Оценка главы МВД Арсена Авакова еще более радикальная: деятельность БРСМ за последние годы нанесла ущерб государству в размере 1,2 млрд грн.

Именно эти огромные деньги на «левом» бензине являются главной причиной произошедшего. За них в нищей коррумпированной стране можно купить благосклонность или слепоту властей – инспекторов ГСЧС, прокуроров, налоговиков, министров. Самое же невероятное в том, что делает это беглый член команды Януковича, который «забыл» в своей киевской квартире десятки килограммов золота в слитках, коллекцию наручных часов и упаковки валюты.

«При этой власти откупятся и с этой нефтебазой, вот увидишь», – говорит сведущий в нынешних раскладах человек. Как бы там ни было, если власть захочет сделать по уму и по совести, приводим пошаговый алгоритм в разделе «Что делать?».

Но граждане должны быть готовы сами позаботиться о себе и своей стране. История, и не только других государств, знает случаи таких побед. После аварии 20 апреля 2010 г. на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе компания BP заплатила за ликвидацию последствий катастрофы и по судебным искам почти 60 млрд долл., продав ряд ликвидных активов. В нескольких штатах граждане объявили заправкам этой компании бойкот, к акции присоединились популярные музыканты и звезды кино.

Украина тоже имеет подобный опыт: в 2014–2015 гг. российские сети заправок оказались фактически разорены бойкотом, а «ЛУКОЙЛ» был вынужден продать украинский бизнес. При этом они не горели, не травили окружающих вредными выбросами и платили все налоги. Пришло время преподать урок и доморощенной БРСМ.

Что делать государству?

1. Межведомственная инспекция всех АЗС и нефтебаз БРСМ на предмет соответствия нормам и требованиям по строительству, эксплуатации и пожарной безопасности.

2. Расследование финансовой деятельности БРСМ, определение убытков государства от неуплаты налогов при продаже фальсификата.

3. Оценка экологического ущерба от аварии на нефтебазе в Василькове и стоимости компенсационных мероприятий по восстановлению здоровья граждан.

4. Компенсация убытков за счет БРСМ.

5. Проведение инспекции всех пожароопасных объектов страны силами межведомственной комиссии.

6. Проведение масштабного расследования с целью ликвидации теневого рынка нефтепродуктов. Принятие необходимых законов, повышающих уровень администрирования налогов и ужесточение наказания за подделку и контрабанду подакцизных товаров.
 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти