У початок

120 млн для «Укргаздобычи»


Александр Коваленко, директор Украинской энергетической биржи (УЭБ)

Недавно в СМИ развернулась кампания по дискредитации государственной компании «Укргаздобыча» и ее менеджмента. Суть претензий разная, однако, как и следовало ожидать, все обвинения – высосаны из пальца. Причина появления подобных атак – повышение прозрачности процессов компании. Многочисленные «конторки», годами кормившиеся на тендерах и продажах УГД не согласны с ликвидацией схем. Оно и понятно: стоит лишь мельком взглянуть на результаты перевода закупок на систему «ПроЗорро». Сэкономлены сотни миллионов, которые раньше растекались по разным карманам.

Сколько уходило «мимо кассы» на закупках – еще предстоит выяснить, а вот на продажах хотелось бы остановиться подробнее.

То, к чему мы, как биржа стремились с 2009 г., уже в Украине – биржевые торги нефтепродуктами стали на прочные рельсы. С одной стороны – это закономерный процесс, ведь изобретать велосипед, которым давно пользуются во всем мире, было бы нелогично. И вместе с тем, запуск в Украине беспристрастных продаж, исключающих возможность сговоров и манипуляций между покупателями, постоянно буксовал.

Что имеем сегодня: по оценке экспертов, благодаря переходу на прозрачные электронные продажи нефтепродуктов «Укргаздобыча» уже дополнительно заработала 120 млн грн по сравнению с продажей по прямым договорам. Относительно этих самых прямых контактов, практиковавшихся ранее, до сих пор открыты уголовные дела. Продав продукцию дороже, компания соответственно больше заплатила налога на прибыль и НДС в государственный бюджет, что является так же немаловажным аспектом.

Следующий этап – аукционы по сжиженному газу, которые ждет переход в электронный формат. Как только прозрачные электронные биржевые торги будут реализованы, компания перестанет терять средства из-за попыток сговоров покупателей. Процесс уже запущен и сейчас мы ведем консультации по созданию механизма по-настоящему анонимных торгов. Но даже на голосовых аукционоах УГД продает сегодня сжиженный газ дороже других продавцов, за счет правильно выстроенной системы аукционов, которая подразумевает конкуренцию.

Далее – экспортные аукционы, куда буду привлекаться зарубежные покупатели ресурсов УГД. Мы также надеемся запустить форварды при поддержке банков и другие зарекомендовавшие себя биржевые инструменты. Пока не хотелось бы раскрыть всех планов, но они, поверьте, громадные.

Впрочем, УГД – это лишь начало. У меня нет сомнений в том, что со временем на украинском рынке появятся новые крупные продавцы, а биржи будут работать не только как торговые спотовые полощадки, но и как срочного рынка. Также нет и сомнений относительно того, что разнокалиберные покупатели все больше внимания будут уделять больше внимания биржевым торгам, оставляя прямые контракты как основной канал закупки в прошлом. Государство же уже обращает внимание на положительный опыт УГД по прозрачным продажам. Очевидно, что он будет распространен на другие сферы, как это происходит в соседних странах.

Все это уже в ближайшем будущем приведет к прозрачному ценообразованию на украинском рынке, что является важнейшим достижением. Присоединяйтесь!

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти