У початок
ИМО 2020 — прогнозы vs COVID-19 реальность

ИМО 2020 — прогнозы vs COVID-19 реальность

- Оксана Роман / Оксана Черинько, Bilfinger Tebodin

С 1 января 2020 года, согласно новым правилам Международной морской организации (далее — ИМО 2020, англ. — IMO, International Maritime Organization), содержание серы в бункерных топливах не должно превышать 0,5%, в отличие от ранее допустимых 3,5%. Использование высокосернистых топлив (выше 0,5% серы) теперь разрешается только судам, установившим системы очистки выхлопных газов, так называемые скрубберы.

Введение новых требований затрагивает многие рынки — судоходство, переработку нефти, цепочку поставок топлив, портовую инфраструктуру и другие. Ввиду масштабности и сложности данного мероприятия, никто не ожидал, что все пройдет гладко. Однако ситуация оказалась сложнее, чем можно было предположить. В течение первых трех месяцев проявились все проблемные вопросы производства, поставок и потребления топлив, а пандемия COVID-19 добавила экстремальные факторы.

Несмотря на то, что дата вступления в силу новых требований была объявлена за три года, по мнению некоторых участников рынка, данный период был недостаточным для полноценной подготовки. Готовность рынка накануне 2020 г. была разнородной. Некоторые судовладельцы провели заблаговременное переоснащение флота и осуществили стратегические закупки топлив. Другие выбрали подход «поживем-увидим», откладывая инвестиционные решения ввиду неясных прогнозов относительно возврата инвестиций. Действительно, многомиллионные инвестиционные решения принимались в условиях неопределенности. Наибольшее беспокойство вызывали вопросы, связанные с прогнозами стоимости и наличия топлив, а также качеством новых типов низкосернистых смесей. 

В связи с этими и другими опасениями некоторые владельцы и операторы флота меняли свои стратегические планы накануне 2020 года. Компании, изначально планировавшие использование исключительно низкосернистых, соответствующих требованиям ИМО 2020 топлив, диверсифицировали стратегии, инвестировав также в переоснащение судов для установки скрубберов либо двигателей, использующих альтернативные топлива. Поскольку последняя опция имела некоторые ограничения, связанные с наличием топлив и инфраструктуры, скрубберы виделись одной из эффективных подготовительных мер, гарантирующей соответствие новым требованиям, а также позволяющей дальнейшее использование привычных высокосернистых топлив и продолжение действующих контрактов. 

Имплементация ИМО 2020 в контексте COVID-19

Всего лишь несколько месяцев назад новые требования ИМО 2020 были одной из самых главных проблем судоходной отрасли. Сегодня главной задачей морских транспортных компаний стало выживание. В результате комплекса рыночных и форс-мажорных факторов, процесс внедрения новых стандартов пошел не по сценарию и не соответствует ни одному прогнозу.

Ценообразование

В 2019 г. на рынке обсуждалось два базовых сценария. Первый предполагал сохранение ценового уровня используемых ранее высокосернистых топлив с существенным повышением цены на топлива с низким содержанием серы ввиду их прогнозируемой нехватки. Согласно альтернативному сценарию, стоимость топлив, соответствующих нормам ИМО 2020, могла сохранить паритет прежней стоимости бункерных топлив, но при этом топлива с содержанием серы свыше 0,5% могли существенно просесть в цене ввиду избыточного предложения. Ожидалось, что дисбаланс топливных поставок послужит триггером резкого увеличения ценового дифференциала между высоко- и низкосернистыми продуктами. Согласно разным рыночным прогнозам, диапазон стоимости высоко- и низкосернистых топлив колебался от 175 до 450 евро/тонна. Но даже консервативный прогноз в размере 175 евро обещал приемлемые сроки возврата инвестиций в установку скрубберов и экономически оправдывал модификацию нефтеперерабатывающих заводов.

В течение первой недели января 2020-го ценовой дифференциал высоко- и низкосернистых топлив достиг ожидаемого уровня 350 евро/ тонна. Далее разница стоимости топлив резко сократилась, практически обнулив все ожидаемые преимущества установки скрубберов. Данное изменение было в большой степени спровоцировано коронавирусом и влиянием пандемии на мировые ценовые индикаторы нефти. В результате коллапса спроса со стороны Китая, стремительное падение цен на нефть усугубилось замедлением спроса со стороны Италии, Южной Кореи и США. Негативный эффект COVID-19 также сопровождался началом «нефтяной войны» между Россией и Саудовской Аравией, спровоцировавшей дальнейшее падение цен.

В результате, стоимость низкосернистых топлив просела параллельно ценам на нефть, но при этом ценовой уровень топлив с высоким содержанием серы практически не изменился. Дело в том, что кроме негативного влияния коронавируса, снижение стоимости низкосернистых смесей произошло по ряду рыночных факторов, таких как слабый спрос из-за теплой зимы, большие стратегические запасы судовладельцев, сделанные накануне ИМО 2020 и превысившие ожидания поставки дистиллятов с нефтеперерабатывающих заводов, массово перенастраивающихся на производство низкосернистых топлив для того, чтобы воспользоваться преимуществами новых правил.  

В начале апреля ожидания урегулирования конфликта между Россией и Саудовской Аравией стимулировали начало роста цен на нефть. Достигнутые 12 апреля 2020 г. договоренности о существенном снижении добычи нефти группой ОПЕК+ очевидно продолжат данный тренд. Однако общая ситуация на рынке морских топлив еще далека до стабилизации ввиду развивающейся пандемии, блокирующей перевозки.

Наличие

Как обсуждалось выше, одним из  эффектов вступления в силу новых правил в первые месяцы 2020 года участники рынка ожидали существенное накопление запасов топлив с ненормативным содержанием серы на фоне дефицита топлив, соответствующих требованиям ИМО 2020. При этом вопрос наличия обоих типов топлив волновал всех участников рынка. Судовладельцы, рассчитывавшие на топлива, соответствующие новым правилам, опасались дефицита из-за длительных сроков технической модификации заводов для увеличения выпуска топлив с содержанием серы 0,5% и менее. Операторы судов, установившие скрубберы, выражали опасения по поводу отсутствия необходимых объемов высокосернистых топлив в определенных портах по маршрутам следования.

Начало 2020 года развеяло все опасения относительно возможного дефицита топлив, и ни один из прогнозируемых сценариев не стал реальностью.

Предполагаемого накопления объемов высокосернистых топлив не произошло по ряду причин. Во-первых, многие нефтеперерабатывающие компании успели осуществить техническую модификацию заводов. Это помогло избежать накопления определенной части объемов топлив с высоким содержанием серы. Во-вторых, часть невостребованных судоходством объемов была перенаправлена на другие рынки. Так, например, повышенный спрос на нефтяной битум со стороны больших инфраструктурных проектов удержал цены на этот продукт, поддержав рынок сбыта.

Что касается низкосернистых топлив, ключевые хабы такие как Сингапур, Фуджейра и Роттердам начали год с избыточных запасов, сделанных крупными судовладельцами накануне ИМО 2020, чтобы перестраховаться в части цен и наличия топлив. Кроме того, как уже было отмечено, вопреки опасениям многие заводы стали производить большие объемы низкосернистых топлив, чем ожидалось.  

Региональных проблем также не возникло. Американские заводы, изначально находившиеся в более выгодном положении ввиду возможностей более глубокой переработки нефти, смогли провести еще больший апгрейд для дальнейшей доработки высокосернистых остатков в преддверии января 2020 года. Нефтеперерабатывающие заводы России и Среднего Востока с меньшей глубиной переработки нашли другие рынки сбыта продуктов с высоким содержанием серы.

Таким образом, несмотря на рыночные прогнозы и опасения, наличие топлив не стало проблемой ни для тех, кто принял решение использовать топлива, соответствующие новым нормам, ни для тех, кто инвестировал в скрубберные установки. Основной проблемой для всех участников рынка стал резко упавший спрос на топлива ввиду замершего рынка перевозок.

Качество

Накануне ИМО 2020 качество новых топливных смесей (с содержанием серы 0,5% и менее) вызывало вопросы как регуляторного, так и коммерческого характера. Стандарты MARPOL (Приложение VI) и ISO 8217, устанавливающие требования к конечной продукции, не могли гарантировать качество по всей цепочке поставок топлив ввиду большого количества участников, отсутствия прозрачности операций и высокой конкуренции на рынке. Определенные опасения были связаны также с надежностью методов тестирования, непредсказуемостью качества топлив при использовании в долгосрочной перспективе, а также рисками повреждения двигателей судов во время тестирования.

По прошествии всего трех месяцев с момента внедрения новых требований, многие эксперты сходятся во мнении, что еще рано оценивать качество новых топлив, равно как и методы их тестирования, которые еще могут неоднозначно проявить себя при долгосрочном использовании. Пока очевидно, что возможные сложности, связанные с качеством новых топливных смесей, не решены, а только отсрочены по времени.

Комплекс факторов — просевший из-за коронавируса спрос на морские перевозки, наличие больших запасов топлив в портах, увеличившееся предложение со стороны нефтеперерабатывающих компаний и другие — скрыл возможные проблемы рынка. Основной эффект введения новых правил ИМО проявится после того, как пандемия будет остановлена и рынок перевозок нормализуется.

Ввиду вышеизложенных факторов, практически все участники рынка оказались в сложном положении независимо от того, какую стратегию подготовки к ИМО 2020 они выбрали. Существенное количество скрубберов не дошло до рынка из-за остановки работы китайских судостроительных верфей. Заблаговременная покупка топлив привела к экономическим потерям. Запланированные маршруты и прогнозный баланс спроса и предложения стали неактуальными. Принятие дальнейших инвестиционных решений стало невозможным и было приостановлено.

Любые сложности и изменения — это всегда новые возможности для развития бизнеса, оптимизации процессов и бизнес-моделей, создания новых продуктов и рынков. Однако, учитывая комплексную и непредсказуемую природу происходящих событий, для выбора дальнейшей стратегии необходим постоянный мониторинг ситуации, поведения рынков и динамики макроэкономических показателей.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти