2015 г. стал вторым годом свободного падения топливного рынка. После 11%-го снижения потребления бензинов и дизтоплива в 2014 г. рынок ускорил поиски доселе неведомого дна и в 2015 г. сократился еще на 17%. Суммарные потери за два года составили 27%, или 2,6 млн т.
Единственным светлым пятном в этой апокалиптической картине стал сжиженный газ – его продажи растут колоссальными темпами благодаря крайне привлекательной цене. Для большинства операторов кризис стал поводом для переосмысления своего места на рынке.
Крупные сети АЗС в поисках дополнительных источников дохода начали тестировать новые продукты, некоторым пришлось ломать концепцию развития, делая ставку на сервисы и товары, которые ранее было принято называть «сопутствующими».
2013-2015 гг. рынок пережил самый тяжелый за всю свою историю кризис. Драйверами падения стали бензины, розничная реализация которых за два года сократилась на 40% – до 1,8 млн т. Дизтопливо теряло показатели более сдержанно, на выручку пришла промышленность, в частности аграрный сектор и транспорт, которые оказались более устойчивыми к кризису.
Основные игроки топливного рынка – сети «ОККО» и WOG – за два года уменьшили наличные продажи на АЗС на 30%. Крупнейшая сеть АЗС группы «Приват», насчитывающая более 1500 станций (бренды «Укрнафта», «Авиас», ANP, пр.), удерживающая минимальные цены, лишилась 22% наличной реализации.
А для кого последние два года стали настоящим кошмаром, так это для российских компаний: сети Amic (экс-«Лукойл») и «Роснефть» потеряли до 60-75% объемов реализации. В компании с ними оказался и бренд Shell.
Боевые потери
Но потери объемов сбыта можно считать второстепенными по сравнению с утратой активов на территориях оккупированного Крыма и части Донбасса. До 2014 г. вектор развития крупнейших сетей предполагал освоение именно юго-восточных регионов Украины.
Стратегия «Дранг нах Остен» потребовала миллионных (преимущественно кредитных) вложений в новые станции и инфраструктуру, которые теперь повисли на украинских ритейлорах мертвым грузом.
Основной удар принял на себя флагман местного рынка – компания «Параллель», которая потеряла 60% сети, нефтебазы, транспорт, оборудование, была вынуждена перебраться в Запорожье и начать развиваться в новых регионах практически с нуля.
Можно и без России
В 2015 г. произошло одно важное событие, еще раз показавшее устойчивость украинского топливного рынка, несмотря на все проблемы, которые принесли последние годы.
В октябре прошлого года Россия, доля которой на украинском рынке дизтоплива превышала 30%, одномоментно ввела эмбарго на поставки ДТ в Украину.
Однако исчезновения столь мощного поставщика не заметили ни потребители, ни СМИ. Украинские компании оперативно организовали ввоз дизтоплива по морю из Греции, Израиля, Румынии, нарастили объемы импорта из Польши, Литвы и Белоруссии. В итоге, цены на оптовые партии из-за более затратной логистики незначительно выросли, на АЗС же они не изменились.
Весной текущего года российские поставки возобновились и обещают вскоре вернуть себе утраченную долю рынка.
Центральное место будет принадлежать нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападтранс», который был остановлен в начале 2014 г.
Уже заявлено, что с июня по этому маршруту в Украину можно будет прокачивать до 100 тыс.т дизтоплива. Вкупе с поставками по железной дороге это может вернуть россиянам треть и более рынка, если они будут в состоянии предложить конкурентный уровень цен.
В любом случае после 2015 г. уже понятно, что диверсифицированная система снабжения рынка гарантирует поставки топлива при любой внешней конфигурации.
Поиски спасательного круга
Частично компенсировать потери 2014-2015 гг. помог автогаз. Его потребление до 2013 г. увеличивалось на 5-10% ежегодно. За последние три года этот рынок совершил колоссальный скачок, прибавив 36%. Емкость его в 2015 г. превысила 1 млн т сжиженных углеводородных газов (СУГ).
Крупнейшие операторы нарастили продажи в 1,5-2 раза. Этот всплеск обусловлен одним фактором: цена на СУГ большую часть последних двух с половиной лет соответствует 35-40% стоимости бензина А-95, тогда как ранее снижение даже к отметке в половину цены бензина резко увеличивало спрос на газобаллонное оборудование. Удивительно, но еще два-три года назад крупные сети считали газовый бизнес чем-то побочным, не инвестируя в его инфраструктуру и маркетинг.
Сейчас автогаз частично заместил потери от продажи бензинов, но и эта возможность норовит выскользнуть из рук. Настоящей эпидемией можно считать развитие сети нелегальных газовых заправок, объемы продаж которых увеличиваются благодаря низким ценам, обусловленным неуплатой налогов и незаконным использованием земли.
Выходом из сложного положения для топливных ритейлоров стал нетопливный бизнес. Наличие качественного фаст-фуда уже давно стало отличительной чертой украинского рынка. А последние два с половиной года показали, что этот сегмент совершил качественный скачок.
Сеть «ОККО» впервые запустила полноценный городской ресторан азиатской кухни при АЗС, SOCAR – бургер-бар, WOG отделила гастрономический бренд от топливного и открыла первые два кафе вне территории заправки.
Более того, компания, ранее зарабатывавшая на крупных топливных тендерах «Укрзалізниці», наладила систему питания в скоростных поездах. Магазины при АЗС стремительно трансформируются, превращаясь в маркеты, где привычную группу FMCG дополняют свежие продукты, книги, вина, крафтовая продукция украинских производителей.
Борьба за топливные маржи сменилась противостоянием на кофейном фронте. Этот процесс стал результатом жесткой конкуренции и вызовов, брошенных кризисом последних лет.
Сдержанные надежды
С начала года появились признаки того, что рынок достиг нулевой отметки. Госстат начал фиксировать небольшой рост потребления топлив в Украине. И если реализация бензина держится на уровне 2015 г., то продажи дизтоплива выросли на 8% (47,5 тыс.т).
Почти остановилось сокращение объемов импорта, а также впервые за многие годы увеличилось производство бензинов и дизтоплива на Кременчугском НПЗ и Шебелинском ГПЗ.
Оба предприятия начали импортировать казахскую нефть для дозагрузки мощностей. Доля украинских нефтепродуктов в структуре рынка увеличилась с 16% в 2014 г. до 20% в 2016 г.
Но говорить о преодолении кризиса рано. Во-первых, ситуация в экономике остается весьма шаткой, а это основа потребления топлива. Во-вторых, реального финансового состояния большинства украинских трейдеров не знает никто.
Однозначно можно сказать, что акционеры пытаются удержать бизнес на плаву. «Мы не видим перспективы восстановления объемов потребления на докризисном уровне 2012-2013 гг. Помимо падения экономики и платежеспособности потребителей низкому потреблению топлива будет способствовать прогрессирующая экономичность автомобилей», – говорит вице-президент «Концерна Галнафтогаз» Юрий Кучабский, отмечая, что также продолжится тенденция перехода с бензина на сжиженный газ.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти