Несмотря на то, что правительственные проекты документов о санкциях еще по большей части на доработке, российские нефтяные компании уже де-факто находятся под прессингом. И речь не только об общественном порицании и бойкотах, государственная машина также заработала в этом направлении. «ЛУКОЙЛ» уже заявил о продаже своего бизнеса в Украине, а предприятия «Роснефти» находятся под давлением фискальной службы. Оттенки этого давления разные, включая как социальную активность в виде бойкотов, так и проверенный беспредел в лучших традициях «кровавого режима». Характерно, что тем самым украинские власти берут на вооружение наихудший опыт, разделяя бизнес по национальности. Закономерный результат – удар по украинскому потребителю, госказне и инвестиционному имиджу (если он еще кому-то интересен).
Видимой частью борьбы с российскими нефтяниками являются бойкоты, проводимые общественными организациями. Их эффективность неоднозначна, но определенные «успехи» все же есть. Например, весной владелец четырех АЗС украинская компания «Люксвен» была вынуждена отказаться от работы под торговой маркой «Газпромнефть», которую использовала по франчайзинговой схеме. Есть еще кое-что, но об этом чуть ниже.
Крупнейшими представителями российского бизнеса в Украине являются «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» (бывшая ТНК-ВР) и «Татнефть». В этот список отчасти можно занести и украинскую сеть АЗС… Shell. Она принадлежит на паритетных началах англо-голландскому гиганту и российской «Группе Альянс». Благодаря такому международному формату сотрудничества, а также перспективным проектам Shell в Украине одноименная сеть заправок остается вне поля зрения общества в контексте борьбы с российским бизнесом. Правда, этому проекту «хорошо» и без бойкотов: сеть теряет продажи последние несколько лет, развитие практически незаметно.
Примерно то же самое происходит и с «Татнефтью». После «отжатого» в 2007 году Кременчугского НПЗ бизнес компании в Украине сворачивается, неоднократно ходили слухи о продаже сети. Татары остаются за кадром благодаря сосредоточению сети на периферии, а точнее в Полтавской и Харьковской областях. Между тем высокая доля станций ТНК и «ЛУКОЙЛА» в столице создает иллюзию крайне высокой роли российских сетей на всем топливном рынке. Но цифры говорят о другом: в 2013 году суммарно «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» и «Татнефть» владели 464 АЗС, что составляет 7,5% от общего числа станций в стране. В столице «Татнефть» не представлена, но суммарная доля двух соотечественников составляет 28%. Таким образом, утверждение о высокой зависимости рынка нефтепродуктов от российских компаний является не более чем мифом.
«ЛУКОЙЛ»: смена карманов?
Решение крупнейшей частной компании России продать украинский бизнес многие восприняли как результат бойкота. Компания и сама решила подыграть этому мнению, заявив о снижении реализации на 38%, а также неблагоприятных факторах и рисках. Накануне объявления о сделке компания распространила новости о блокировании трех ивано-франковских АЗС «Правым сектором».
По мнению большинства участников рынка, оформление украинской сети на неизвестную австрийскую инвестиционную компанию AMIC (по данным из открытых источников, в AMIC трудится три сотрудника, а уставной капитал составляет €35 тыс.) является перекладыванием актива из одного кармана в другой с целью избежать нарастающих санкций. Прежде всего не укладывается в голове тот факт, что сделка оценочной стоимостью $250 млн произошла в текущих условиях. Очередь из инвесторов не стояла и в мирное время, а тут беспрецедентную сумму решили заплатить во время войны. Источники в компании божатся, что «Лукойл» в этом бизнесе не останется. В любом случае удостовериться в этом можно будет достаточно быстро, на этом рынке шила в мешке не утаишь. Также есть все основания полагать, что при любом исходе «ЛУКОЙЛ» останется поставщиком топлива для своей «бывшей» сети, так как это будет выгодно для любого владельца этой сети. Уверенно можно говорить и том, что вряд ли теперь запустится принадлежащий «ЛУКОЙЛу» калушский «Карпатнефтехим» – крупнейшее нефтехимическое предприятие на Западной Украине.
«Роснефть»: статус определяет давление
В отличие от «ЛУКОЙЛа», который начал сплавлять активы еще в 2013 году, продав Одесский НПЗ Сергею Курченко, «Роснефть» после поглощения ТНК-ВР излучала энтузиазм, неоднократно называя украинский рынок крайне интересным. Прежде всего, это было проиллюстрировано отказом от продажи тому же Курченко Лисичанского НПЗ, а впоследствии неожиданным решением инвестировать в это предприятие с целью его дальнейшего запуска. Не изменили данное намерение и февральская революция, работы по восстановлению НПЗ были продолжены и закончены в срок, к апрелю. Однако дальнейшие события не позволяют точно предсказать дальнейшую судьбу крупнейшей нефтяной компании России и мира в Украине.
Началось все с того, что накануне планируемых пуско-наладочных работ на НПЗ госкомпания «Укртранснафта» выкачала технологическую нефть из нефтепроводов в Луганской области, тем самым отрезав ЛИНИК от поставок нефти из России. (Об этом проекте группы «Приват» широкого сообщалось в прессе).
В июле вооруженная группировка Мозгового экспроприировала у Лисичанского НПЗ (ЧАО «ЛИНИК», принадлежит «Роснефти») 25 единиц техники, 170 т нефтепродуктов и оргтехнику. Самое неприятное произошло 18-20 июля, когда в результате артиллерийского и минометного обстрела произошло возгорание резервуара с нефтью, пострадали другие технологически узлы.
На этом потери не ограничились. С 10 июля остается захваченной вооруженным формированием Безлера нефтебаза в Макеевке, откуда, по данным источника в компании, было вывезено топлива более чем на $1 млн. Остановлена работа еще двух нефтебаз и четырех АЗС в зоне боевых действий.
Второй «фронт» против «Роснефти» открыли украинские правоохранительные органы. С середины июля Главное следственное управление МВД Украины полностью блокировало васильсковскую нефтебазу, арендуемую ООО «Восток» (розничный оператор «Роснефти» в Украине). В результате под арестом оказалось около 10 тыс .т нефтепродуктов на $14,5 млн. Поводом для этого послужил расследуемый милицией совместно с Генеральной прокуратурой Украины эпизод по приобретению 30 тыс. т бензина А-95 в 2012-2013 годах у группы «ВЕТЭК», в отношении которой расследуются дела о контрабанде нефтепродуктов.
«Установлено, что одними из покупателей незаконного ввезенных и нерастаможенных нефтепродуктов в период с 2013-го по 2014 год была группа компаний «ТНК», среди которых ООО «ТНК-Индастриз Украина», ООО «Восток», ООО «ТНК-ВР Коммерс», которыми осуществлено перечисление средств на счет ООО «ГазУкраина-2020» на общую сумму более 120 млн грн», – говорится в последних определениях Апелляционного суда Киева, который поддержал «силовиков».
«Мы предоставили все документы о том, что арестованные у нас нефтепродукты куплены недавно, не у предприятий Курченко, с них уплачены все налоги. Они (суд – прим. автора) имели на руках все документы, но ни один из доводов не был взят во внимание», – рассказал источник в ТНК-Индастриз Украина».
«Все действия по блокировке деятельности Васильковской нефтебазы и аресту нефтепродуктов были произведены с нарушением сроков установленных законом. Однако, суд первой инстанции удовлетворил ходатайство об аресте нефтепродуктов, поданное по истечению сроков установленных для обращения в суд, без их возобновления, а апелляционный суд, игнорируя допущенные нарушения, оставил решение в силе, не взирая на то, что это является безоговорочным основанием для отмены судебного решения первой инстанции», – это уже официальный комментарий юристов компании.
Та же участь постигла все жалобы о неправомерных действиях силовиков в СБУ, прокуратуру, МВД, а также Печерский районный суд г. Киева и апелляционный суд г. Киева – все они были отклонены. В этой связи в «Роснефти» все больше начинают склоняться к политической версии происходящего. «Мы купили у этой компании («Газ Украина 2020» – прим. авт.) всего 30 тыс. т за два года, это капля на фоне миллионов тонн, которые «ВЕТЭК» привозила в Украину», – говорит один из топ-менеджеров компании в Украине. – «Покупали у Курченко все, но арестовали нефтепродукты и заблокировали работу нефтебазы только у нас». По данным «Консалтинговой группы А-95», в 2013 году поставки нефтепродуктов группой компаний ВЕТЭК составили около 3 млн т.
«Мы покупали у ВЕТЭКа только бензин А-95, но почему-то у нас арестовали все марки нефтепродуктов на нефтебазе», – продолжает убеждать в предвзятости властей собеседник.
О проблемах, возникших у контрагентов ВЕТЭК, уже сообщалось ранее (http://gazeta.zn.ua/energy_market/zov-gazov-_.html). Суть их такова, что недоимку по налогам, которую сформировала ВЕТЭК, фискальная служба решила восполнить за счет клиентов компании, остающихся в стране. Поэтому служба обнулила налоговый кредит по НДС по контрактам на закупку нефтепродуктов у компании «Газ Украина 2020» в период января-февраля 2014 г. И это несмотря на то, что все сделки осуществлялись в рамках действующего законодательства, а сами же налоговики их и благословляли. По сути, контрагентам ВЕТЭК начислили НДС второй раз. Трейдеры не исключали, что фискалы займутся и более ранними периодами. Судя по истории с «Роснефтью», так оно и произошло.
Но в данном контексте интересно и действительно показательно другое. Например, сеть «БРСМ-Нафта», которую связывают с беглым экс-министром энергетики Эдуардом Ставицким, только в 2013 году получила от структур ВЕТЭКа 204 тыс. т нефтепродуктов оценочной стоимостью 2,5 млрд грн. И ничего, работает! Связанные с этой сетью нефтебазы, на которые родственные фирмы получают десятки тысяч тонн сырья и компонентов для смешения нефтепродуктов, никто не арестовывает. Между тем, от фискалов очень интересно было бы узнать, какого качества это топливо и платятся ли там налоги с производства подакцизных товаров? Тем более, что арестованная нефтебаза «Роснефти» и одна из нефтебаз БРСМ находятся в десятке километров друг от друга в Васильковском районе столичной области.
* * *
В целом весьма спорный вопрос, кто – государство или российские нефтяные компании – потеряют в этой войне (о выигрыше речь вообще не идет). Российские компании можно не любить, можно не замечать, но факт остается фактом: они относятся к категории самых «прозрачных» в своей отрасли. Как свидетельствуют данные налоговой службы, «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ» в прошлом году заплатили на двоих 5 млрд грн налогов (около 3 и 2 млрд грн соответственно). Но Украина легко проживет без них. Недавняя остановка заправок группы «Приват» не привела к ощутимым последствиям, а сеть Игоря Коломойского в четыре раза больше, чем ЛУКОЙЛа и «Роснефти» вместе взятых. Просто их место займут другие. Но заплатят ли эти другие акциз, НДС, поставят ли сотрудникам белые зарплаты? Или опять минималки с конвертами? Каким будет это топливо, заводским из Беларуси, Румынии и Болгарии или набодяженным из газоконденсата и метанола? Всякие могут быть варианты. А кто запустит ЛИНИК?..
Проживут без Украины и российские нефтяники. Украинский бизнес в их нынешних доходах не дотягивает одного процента, еще мельче доля стоимости украинских активов. Однако самое обидное в том, что прессуя по беспределу, во-первых, мы продолжаем стоять на месте, ожидаемых перемен в государстве не происходит. Во-вторых, нас уже не интересует закон, инвестиционный климат? Или жизнь уже закончилась, завтра не настанет?
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти