С 2013 г. в Украине действует законодательная норма о рекомендационном характере добавления в автомобильные бензины 5% биоэтанола. Со следующего года эта норма станет обязательной. До часа Х остается менее 10 месяцев, но интерес к данной теме проявляют разве что автолюбители, которые не ждут ничего хорошего от очередной благой инициативы. Между тем на топливном рынке абсолютная тишина – здесь не только никто не спешит выполнять рекомендации, но даже нет намека на подготовку к «революционному» 2014-му.
Вариантов встречи ближайшего Нового года видится два: либо государство переносит на несколько лет старт обязательного добавления спирта в бензин, либо 95% автозаправочных станций смотают шланги.
Ровно год назад ZN.UA рассказывало о том, в каких муках рождался закон об обязательном добавлении биоэтанола. Как сообщали многочисленные участники процесса, переполох был вызван специальным распоряжением президента, которое оформили в виде решения СНБО. Кто так «накрутил» гаранта, оставалось до конца неясным. Но на лоббистский характер проекта указывает следующий факт. Прикрываясь мировой практикой и, в частности, опытом Европы, где уже несколько лет 5% биокомпонентов добавляются в моторные топлива в обязательном порядке, в Украине почему-то решили ограничиться только бензином. Хотя программа по добавлению биодизеля в дизтопливо выглядит намного реалистичнее, а сама сфера – более изученной. Видимо, закулисные дирижеры этой «биопрограммы» смотрели на вопрос с учетом тогдашних своих возможностей. А они, судя по всему, относились исключительно к «спиртовой» отрасли. Эти интересы быстро начали приобретать очертания. Сразу после принятия закона госконцерн «Укрспирт», опекаемый уважаемыми людьми из Енакиево, начал просить у государства сначала 600 млн, а потом 400 млн грн инвестиций для модернизации спиртзаводов – под выпуск топливного биоэтанола.
Эксперты отрасли видят нехитрую схему: за госсредства провести хоть какую-то модернизацию заводов и после этого их приватизировать (процесс, говорят, понемногу идет). А затем занять монопольное положение по обеспечению рынка биоэтанолом – по сходной цене. Правда, с госсредствами возникла заминка, которая, не исключено, связана с утратой былого влияния заинтересованной бизнес-группы, просматривающейся за министром агрополитики Присяжнюком.
Тем не менее закон принят, и его надо выполнять.
Закон «под градусом»?
Переживания автомобилистов понятны: качество бензина – катастрофическое, а чего ожидать от программы, предполагающей еще и санкционированное смешивание бензина со спиртовыми компонентами?!
Проблема в том, что никто не потрудился внятно объяснить, что именно предусматривает данная программа, скопированная у Европы. Она преследует две цели: улучшение экологической ситуации и стимулирование отечественного агропрома. Ведь необходимость в биоэтаноле подразумевает расширение посевных площадей и строительство мощной дополнительной инфраструктуры.
При этом необходимо подчеркнуть: речь не идет о переходе на какой-то «спиртовой бензин», который требует специальной адаптации двигателя, чем часто пугают автомобилистов. В нашем случае эксплуатационные характеристики топлива остаются прежними, но при его производстве используются другие, более «здоровые» биокомпоненты (сегодня в автобензинах, как правило, применяется метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), несколько лет назад запрещенный в США).
И хотя внешне все просто и совсем «не страшно», спешу успокоить автомобильную общественность: в 2014-м выполнить требования закона об обязательном добавлении биоэтанола нереально. Для этого… нет необходимого количества биоэтанола. При годовом потреблении в Украине бензина в объеме 4,5 млн т потребность в этом компоненте составит 225 тыс. т, тогда как, по среднестатистическим данным, в 2012 г. в Украине было произведено около 60 тыс. т. Чтобы ликвидировать такую нехватку, необходимы новые производственные мощности, которые невозможно создать за год-два. Это базовая проблема.
Кроме того, необходимо соответствующее количество бензина, который будет готов к добавлению биоэтанола.
Чем глубже вникаешь в эту тему, тем сильнее уверенность в том, что авторы этого чудного закона искренне верили: чтобы «сделать» требуемый бензин А-95, необходимо добавить 5% биоэтанола в А-92; соответственно, А-92 «получался бы» в результате добавления 5% биокомпонентов в А-76/80 и т.д.
Большее заблуждение сложно представить. Но, тем не менее, примерно такие рассуждения приходилось слышать даже от некоторых спиртовиков. Если идти по такому незатейливому пути, то на выходе получится топливо, не отвечающее стандартам по целому ряду параметров (содержанию кислорода, давлению насыщенных паров и т.д.), что сделает его использование недопустимым.
Переход на 5%-ное содержание биокомпонентов в бензинах требует также создания развитой сопутствующей инфраструктуры, укомплектованной по последнему слову техники и имеющей современные лабораторные комплексы, которые оперативно замеряют параметры смешиваемых компонентов. Например, Польше на это потребовалось около 10 лет. И теперь там говорят, что «в целом ничего сложного в этом нет».
Разумеется, для этого понадобятся очень солидные средства, которые нужно будет возвращать. И в связи с этим абсолютно непонятно, на каком основании украинские чиновники любят говорить, что биотопливо будет дешевле традиционного. На переходный период страны ЕС предоставляли налоговые льготы производителям биотоплив, а в последние годы начали массово их отзывать, резко осложнив положение компаний топливного сектора.
Все это говорит о том, что для перехода на новый уровень одного закона мало. Почти год прошел, как закон принят, и уже осталось меньше года до обязательного добавления биоэтанола, но до сих пор нет ни одного подзаконного акта: кто и где должен добавлять этот компонент, кто и как будет контролировать качество получаемого бензина? И это не учитывая таких мелочей, как отсутствие двух ключевых составляющих – базового бензина и того самого биокомпонента…
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти