У початок
LPG Ukraine-2010: полный газ!

LPG Ukraine-2010: полный газ!

Первая международная конференция LPG Ukraine 2010, прошедшая в Киеве 14-15 октября, стала без преувеличения крупнейшим событием на рынке сжиженного газа в уходящем году. А столько топ-менеджеров «газовых» компаний и профильных специалистов, наверное, и вовсе никогда не собирались в одном месте и в одно время. Как отмечают организаторы – «Консалтинговая группа А-95» и Украинская ассоциация сжиженного газа – заявки на участие поступали от украинских и зарубежных игроков вплоть до самого открытия конференции. В итоге форум собрал около 150 делегатов от сотни компаний. Гости представляли 11 стран Европы и Азии, среди которых Бельгия, Литва, Польша, Казахстан, Беларусь, Россия и т.д.
Высокий интерес к LPG Ukraine 2010 обусловила реальная потребность рынка в новой, мощной площадке для обсуждения проблем и перспектив сжиженного газа. Ведь за последние несколько лет пропан-бутан прошел большой путь от «дополнительного вида деятельности», каким его еще недавно считали большинство отечественных трейдеров, превратившись в полноценный, самостоятельный бизнес. Об этом красноречиво говорят цифры: только за последние пять лет баланс сжиженного газа в Украине увеличился почти вдвое, и в 2010 г. достигнет знаковой цифры – 1 млн т. То есть, уже сейчас объем потребления пропан-бутана втрое больше, чем низкооктанового бензина.
При этом сжиженный газ в нынешних непростых условиях остается единственным видом автомобильного топлива, потребление которого растет. И если такая динамика сохранится, то в 2011 г. пропан-бутан имеет все шансы догнать по популярности марку бензина А-92. Данный факт не остается незамеченным, привлекая внимание все новых и новых компаний, которые решаются попробовать себя в оптовой или розничной торговле ресурсом. Одновременно крупные, уже состоявшиеся игроки на рынке нефтепродуктов направляют огромные силы и инвестиции именно в газовый сектор, торопясь занять пока еще незаполненную нишу. Одним словом, как подчеркивали участники конференции, сегодня рынок пропан-бутана напоминает бензиновый бизнес лет эдак десять назад…
На LPG Ukraine 2010 можно было встретить обе «категории»: и новичков, и мастодонтов отечественного бизнеса. Первым было интересно просто «послушать», напитаться атмосферой происходящего на рынке и, конечно, обзавестись новыми знакомствами и связями, что, без сомнения, является залогом успешного бизнеса. Опытных участников рынка более всего интересовало общение с коллегами относительно целого ряда проблем, которые препятствуют распространению пропан-бутана и требуют совместных действий по их решению.
Европейские уроки
В данном контексте поучительным для украинских «газовиков» стал первый, центральный доклад. Право открыть конференцию было доверено высокому гостю из Брюсселя – одному из первых лиц на рынке сжиженного газа на континенте, президенту Европейской ассоциации сжиженного газа (European LPG Association) Алану де Гриву. Он рассказал, что пропан-бутан в Европе переживает настоящий бум. Уже сейчас потребление этого ресурса достигает более 30 млн т в год, и объемы продолжают стремительно расти. Европейский гость объяснил данный факт, в первую очередь, лояльностью властей, которые создали условия для развития сжиженного газа.
«Раньше пропан-бутан считался в Европе частью экологической проблемы. Но мы доказали властям, что его использование намного безопаснее, чем того же бензина или дизельного топлива. Теперь LPG воспринимается как решение проблемы, и даже получил определенные государственные преференции. Например, в 2010 г. в ЕС был принят закон, который стимулирует производителей выпускать автомобили, использующие в качестве топлива сжиженный газ», – пояснил А. де Грив.
Чтобы получить такую поддержку, ассоциация проводила широкую пропагандистскую (в хорошем смысле этого слова) кампанию, которая включала как информирование общественности о положительных сторонах использования пропан-бутана, так и тематический «ликбез» для еврочиновников. Ассоциацией был написан не один десяток писем, с ее подачи были проведены публичные дискуссии, даже проведены научные исследования по использованию пропан-бутана. И сейчас, по словам де Грива, ни один закон по пропан-бутану не принимается без предварительного согласования с ассоциацией и участниками рынка. То есть, трейдеры получили реальную возможность влиять на развитие рынка.
Представители Украины на конференции тут же припомнили, как в проекте Налогового кодекса появилась норма о введении акциза на сжиженный газ. По сути, это было таким себе сюрпризом – чиновники не удосужились даже проинформировать компании о планах по введению сбора, не говоря уже о том, чтобы спросить их мнения. О данной проблеме в своем выступлении подробно рассказал президент Украинской ассоциации сжиженного газа Сергей Пивень. По его мнению, введение акциза может серьезно уменьшить привлекательность пропан-бутана как альтернативного топлива для автомобилей, ведь большинство водителей переходят на газ, в первую очередь, ввиду его дешевизны. А с учетом того, что правительство наверняка в дальнейшем пожелает увеличить поступления в бюджет от производства и реализации пропан-бутана, акцизный сбор будет расти, и ценовая разница между газом и тем же дизтопливом вскоре может снизойти на нет.
Торопясь с решением о введении акциза, в правительстве не учли, как минимум, еще один немаловажный факт. Напомним, что данный налог вводится вместо транспортного сбора. Но сжиженный газ применяется не только в качестве автомобильного топлива, но и для заправки бытовых баллонов, а также в автономных системах газоснабжения. А последние никоим образом не вредят дорогам общего назначения… На внесение правок в проект Налогового кодекса у властей осталось не так много времени – предположительно, документ будет рассматриваться в Верховной Раде в начале ноября. В своем письме к властям Украинская ассоциация сжиженного газа уже высказала свои предложения, как решить указанные выше проблемы. Согласно им, во-первых, акциз необходимо взимать прямо на АГЗС, чтобы его платили исключительно автомобилисты. При этом налог должен быть дифференцированным: в зависимости от экологических свойства пропан-бутана. А на сжиженный газ для баллонов и систем газоснабжения налог (что вполне логично) должен быть нулевой.

Аукционы с известным итогом
Успеет ли Кабмин провести работу над ошибками в Налоговом кодексе? Данный факт вызвал сомнение среди участников конференции, ввиду откровенного игнорирования чиновниками другого, не менее важного вопроса – проведения специализированных аукционов по продаже пропан-бутана. Следуя нормам законодательства, госкомпании выставляют на них сжиженный газ по ценам вдвое ниже рыночных, чтобы обеспечить ресурс для заправки бытовых баллонов. Однако топливо достается не облгазам, а коммерческим компаниям, сбывающим пропан-бутан в качестве автомобильного топлива. Только в сентябре переток газа со специализированных аукционов на коммерческий рынок превысил 20 тыс. т, то есть треть от месячной потребности Украины в этом продукте.
«Аукционный комитет продолжает закрывать глаза на происходящее на торгах. Тем временем отсутствие коммерческих аукционов по продаже сжиженного газа, а также наличие более дешевого ресурса у ряда компаний приводит к дестабилизации рынка. В такой ситуации большинство операторов стоят перед выбором: какой выбрать путь – легальный или сомнительный?» – заявил С. Пивень.
В качестве возможного выхода из сложившейся ситуации участники конференции очертили несколько путей. Самое первое – должен быть определен прозрачный механизм аккредитации на специализированные аукционы. Допускаться на торги должны лишь те предприятия, которые имеют собственную производственную базу, спецавтотранспорт, обменный фонд баллонов, обученный персонал. Второе – необходимо четко определить реальные потребности населения в ресурсе для заправки бытовых баллонов, чтобы только этот объем выставлялся на специализированные аукционы, а остальной газ направлялся на коммерческий рынок, где бы в конкурентной борьбе продавался по справедливой цене.
Однако если проблема проведения спецаукционов не решится в ближайшее время, рынку сжиженного газа будет грозить монополизация. Такое мнение в своем докладе высказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. Как говорилось выше, уже сейчас основные объемы пропан-бутана «Укрнафты» и «Укргаздобычи» на аукционах выкупает пул компаний под условным названием «Спецгаз». А в последнее время данные компании пытаются расширить свое влияние и на ресурс «Укртатнафты».
«Таким образом, есть вероятность, что в ближайшее время в руках одного участника окажется 60-70% украинского рынка пропан-бутана. Не исключено, что за этим последует более активное влияние «коммерсантов» на ценообразование в сфере сжиженного газа», – отметил С. Куюн. (Эти предположения реализовались спустя буквально несколько дней после конференции, когда цены на газ в рознице «взлетели» вслед за аукционом по кремечугскому ресурсу, на котором «спецгазовцы» были вынуждены скупать отдельные лоты по 10 000 грн/т). Эксперт также добавил, что «золотая акция» рынка LPG сегодня находится в руках у «ТНК-ВР Коммерс». «От направления поставок ресурса этой компании, на внутренний рынок или на экспорт, во многом будет зависеть ценовая ситуация на рынке», – полагает С. Куюн.

Украина – не Беларусь, и не Казахстан…
Поскольку в стране не вкладываются средства в наращивание добычи углеводородов, то и производство сжиженного газа не увеличивается, а падает. И это ярко продемонстрировала статистика, приведенная следующим докладчиком – начальником управления переработки углеводородов «Укргаздобычи» Андреем Солодко. К сожалению, ему пришлось докладывать не об увеличении объемов производства, а об их сохранении на нынешнем уровне. Сделать это можно только путем стабилизации поставок сырья на перерабатывающие мощности «Укргаздобычи». А для этого надо или закупать углеводороды «на стороне» (в последнее время госкомпания не ведет такой практики), или наращивать добычу самостоятельно. А это для компании – большая проблема. В первую очередь, из-за ценовой политики на добываемые госкомпаниями углеводороды, которая имеет место в Украине.
«У нас есть проект по строительству установки углубленного извлечения углеводородов Хрестищенского месторождения. Если его реализовать, к 2015 г. компания сможет нарастить производство сжиженного газа с 230 до 370 тыс. т в год», – отмечает А. Солодко.
Впрочем, данный проект родился не вчера, но средств для его реализации – а это около 375 млн грн – «Укргаздобыча» пока не нашла…
На фоне проблем украинского рынка выступление представителя соседней «социалистической» Беларуси выглядело очень оптимистично. Заместитель гендиректора государственной компании «Белоруснефть» Владимир Третьяков поведал о том, что последние пять лет производство сжиженного газа в республике не падает, а стабильно растет. В 2010 г. производство пропан-бутана ожидается на уровне 228 тыс. т., до 2015 г. госпредприятие планирует увеличить выпуск топлива в два (!) раза – до 452,8 тыс. т. При этом, если украинские предприятия производят газ по госстандартам, которые не предусматривают его использования в качестве моторного топлива (БТ и СПБТ), то «Беларуснефть» имеет возможность для выпуска высококачественного автомобильного газа (ПБА) с соответствующими экологическими и эксплуатационными характеристиками.
Украину в «Белоруснефти» рассматривают как один из приоритетных рынков для сбыта своей продукции. Лишь с начала года в нашу страну было ввезено 6,9 тыс. т белорусского газа, что в несколько раз превышает прошлогодний объем. С учетом, что внутренне потребление пропан-бутана в Беларуси находится на уровне около 240 тыс. т в год, с увеличением производства у «Беларуснефти» будут появляться все большие объемы для экспорта. При этом над сбытовыми каналами в компании активно работают уже сейчас. В 2010 г. «Белоруснефть» основала «дочку» в Украине, которая уже «стартовала» поставками нефтепродуктов автомобильными партиями.
«Поставки автотранспортом позволяют транспортировать продукцию без ущерба для качества, который может быть при отгрузке по железной дороге», – говорит В. Третьяков.
Вместе с тем готовы при необходимости наращивать поставки сжиженного газа в Украину и другие страны-производители из СНГ, такие как Россия и Казахстан. Как рассказала в своем выступлении редактор «Аргуса» по тематике «Сжиженный газ и конденсат» Светлана Новолодская, именно эти два поставщика являются лидерами по уровню импорта собственного ресурса в Украину. В 2009 г. Россия продала в нашу страну 57,9 тыс. т сжиженного газа в нашу страну, а Казахстан – 25,8 тыс. т. При этом такие объемы для указанных стран являются малозначительными, поэтому по мере роста украинского рынка они также будут готовы без особых затруднений найти дополнительные объемы для Украины. Тем более что, как и Беларусь, Россия и Казахстан имеют серьезные планы по наращиванию объемов выпуска ресурса. Например, российские производители намерены увеличить производство газа за пять лет с 11 млн т (в 2010 г.) до более чем 16 млн т (в 2015 г.). Казахстан также не стоит на месте: по прогнозам, в текущем году страна произведет 2,2 млн т ресурса, что на 22% больше аналогичного показателя в прошлом году.
Таким образом, дефицита в импортном ресурсе не будет. Вопрос лишь в том, насколько сможет импорт конкурировать с отечественным ресурсом, вокруг которого столько вопросов…

От теории – к практике
Во второй день своеобразными «хедлайнерами» конференции стали партнеры LPG Ukraine 2010 – компании «Надежда», «СГ» и «Автотранс». Каждый из них является лидером (или же первопроходцем) в каком-то своем сегменте, и именно эти достижения стали предметом докладов представителей компаний. Они вызвали оживленный интерес участников мероприятия, десятки вопросов и дискуссии на профессиональном уровне. Ведь выступления «Надежды», «СГ» и «Автогаза» имели практический характер, поэтому каждый из делегатов пытался почерпнуть что-то из их деятельности, что потом сможет успешно использовать для развития своего бизнеса. Так, главный технолог «Надежды» Василий Трухин посвятил свой доклад производству фирменного сжиженного газа. Напомним, компания стала первой в Украине, которая получила технические условия на топливо, соответствующее европейским нормам, и уже начала его реализацию на собственных АЗС. Этому предшествовала долгая работа по выбору оптимального физико-химического состава сжиженного газа, затем – его практические испытания. Кстати, для данных целей у «Надежды» имеется целый парк автомобилей (от грузовых до спортивных), которые используются для повседневного тестирования топлива в реальных условиях.
«Наше топливо – это смесь качественных газов с добавлением присадок. Причем составляющие фирменного газа корректируются с учетом времени года, что позволяет выпускать оптимальное моторное топливо, которое сохраняет оборудование автомобиля в идеальном состоянии», – пояснил представитель «Надежды».
После выступления В. Трухина в зале поднялся «лес» рук. Такое внимание к поднятому «Надеждой» вопросу вполне объяснимо: многие розничные сети уже стоят на пороге выпуска своего собственного сжиженного газа. Фирменное топливо рассматривается ими как очередной этап развития рынка, и даже своеобразная необходимость. Как отмечали делегаты, уже не редкость, когда на АГЗС приезжают заправляться дорогие автомобили стоимостью $70-80 тыс., которые требуют улучшенного топлива.
В свою очередь заместитель коммерческого директора компании «СГ» Андрей Райцев поделился своим опытом в вопросах хранения сжиженного газа. По его данным, на сегодняшний день в Украине находятся 70 терминалов по хранению газа, из них 40 – в собственности облгазов. При этом, как отметил эксперт, сегодняшняя ситуация на рынке требует от «газовых» компаний строительства собственных, новых газохранилищ. Во-первых, с точки зрения сокращения расходов на логистику и, соответственно, улучшения экономики в целом. Во-вторых, для обеспечения качества продукции.
«Отдавая сжиженный газ на «чужую» ГНС, компания рискует подорвать свой авторитет. Ведь никто не может дать гарантии, что не произойдет смешения вашего ресурса с газом, который уже находится в хранилище. И поэтому, на выходе не всегда можно получить газ того же качества, которое было изначально», – отметил А. Райцев.
Вместе с тем главный инженер компании «Автотранс» Валентин Заворотнюк обратил внимание на трудности, возникающие при транспортировке сжиженного газа автомобильным транспортом. В первую очередь, это необходимость в огромном количестве разрешительных документов, которые требуются для перевозки той или иной партии топлива. На данный момент получение этих бумаг упирается как в большое количество времени, так и денежных средств. В.Заворотнюк выступил с предложением, чтобы участники конференции подняли перед государственными органами вопрос о замене всех свидетельств и «виз» единым разрешительным документом, что значительно бы облегчило жизнь перевозчикам. В то же время главный инженер акцентировал внимание и на других проблемных моментах: необходимости корректировки перечня дорог, по которым возможна перевозка сжиженного газа, а также на самом состоянии автотрасс, из-за которого, по словам В.Заворотнюка, на техобслуживание каждого газовоза ежемесячно уходит около 12 тыс. грн.

Где «газовикам» житье не худо?
Все перечисленные выше проблемы сводятся к единому: вопросу конкуренции на рынке сжиженного газа. И данной теме также было уделено много внимания во второй день конференции. Детально на ней остановился в своем докладе директор донецкой компании «Энергия» Юрий Гурский. На правах одного из родоначальников данного бизнеса в регионе, он кратко описал этапы становления рынка сжиженного газа, подчеркнув, что именно исторические вехи дают возможность объективно взглянуть на сегодняшние тенденции развития этого бизнеса. Ю. Гурский вспомнил о том, как в 1980-х была принята общесоветская программа перевода государственного и муниципального автотранспорта на газобаллонное оборудование – и именно тогда было создано много АГЗП, которые строго отвечали государственным строительным нормам. С развалом Союза «газовый» бизнес стал переживать не лучшие времена и только лишь приблизительно в 1998 г. частный бизнес вдохнул в него новую жизнь: сначала началось восстановление старых газовых пунктов, затем – строительство АГЗП при действующих бензиновых АЗС, а вскоре – и строительство отдельных АГЗС.
Вместе с тем Ю.Гурский остановился на факторах, которые снижают экономику торговли сжиженным газом. Кроме перечисленных выше факторов, это еще и, например, затраты, связанные с приведением АГЗП в соответствие с требованиями МЧС. По словам директора компании, данные работы требуют десятков тысяч гривен. Например, одно только оборудование для налаживания системы раннего оповещения (одна из новых прихотей МЧС) и его монтаж стоят около 90 тыс. грн! Естественно, что для большинства компаний это неподъемные затраты с учетом того, что, по словам Ю.Гурского, в последнее время донецкие АГЗС балансируют на грани рентабельности.
«Когда я ехал на конференцию, исходя из цен на стелах, маржа на АЗС снизилась до 35 коп./л. Притом, что затраты на заправочных станциях в зависимости от объема реализации топлива достигают 20-40 коп./л», – отметил Ю. Гурский.
Вопросы конкуренции, а, соответственно, и заработка, стали предметом оживленного обсуждения во время круглого стола, проведенного в завершение конференции. На нем представители сразу нескольких компаний сделали свои доклады (зачастую – импровизированные) о ситуации в регионах страны. А участие в обсуждении поднятых вопросов приняли даже те делегаты, которые перед началом конференции наотрез отказывались выходить к микрофону.
Так, директор по маркетингу компании «Параллель» Елена Хилиенко рассказала о том, что на сегодняшний день рынок Донецкой области (где наиболее представлена розничная сеть компании) практически насыщен. В регионе работают около 260 АГЗП и АГЗС, соответственно, конкуренция между операторами на высоком уровне, что обуславливает низкую маржу в розничной торговле. При этом, если большая часть сетей исповедуют «нормальную» ценовую политику, то отдельные коммерсанты (непонятно за счет чего) откровенно демпингуют, подрывая ситуацию на рынке в целом.
Аналогичная ситуация, по словам директора «Толь Газ» Анатолия Козлова, на рынке Киева и Киевской области, где расположено около 300 газовых станций. Вследствие жесткой конкуренции, которая установилась на рынке, как отметил представитель компании, в среднем по году маржа в рознице не достигнет даже 50 копеек.
«По моему мнению, обваливают рынок те операторы, которые не вкладывают значительных средств в развитие, не задумываются о сервисе и качестве продукции. Например, наша компаний строит станции стоимостью $300-400 тыс., на которые любо-дорого взглянуть. Конечно, и обслуживание таких АГЗС обходится в немалые деньги: около 40 коп. на литре. А ведь можно просто арендовать землю на какой-то АЗС, поставить бочку и зарабатывать деньги», – отметил коммерческий директор ЧП «Род-Ник» Анатолий Никитенко.
В то же время, как добавил генеральный директор «Экспогаза» Анатолий Мыгаль, в Харьковской области ситуация немного получше, чем в Донецке и Киеве. Хотя рынок в этом регионе также считается одним из наибольших в стране, он еще не настолько насыщен. Поэтому и местные операторы могут рассчитывать на маржу около 80 коп./л.
В Крыму своя проблема – там буквально процветают так называемые «наливайки» – нелегальные торговцы топливом. По подсчетам местных компаний, таковых в Крыму около 120. По словам заместителя директора «Надежды» Станислава Батраченко, такие предприниматели специализируются в первую очередь, на заправке бытовых баллонов. И проблема в том, что многие добросовестные операторы за свои деньги оказывают населению услуги по починке баллонов, но люди потом идут и заправляются у «наливаек», и это, конечно, не способствует благоприятной ситуации для ведения бизнеса.
В Западной Украине конкуренция не столь высокая, как на востоке. Соответственно, пока что и местные операторы чувствуют себя гораздо лучше. В то же время, как отметила представитель «Концерна «Галнафтогаз», в западных регионах существует ряд других проблем, например, дефицит мощностей для хранения сжиженного газа. Вследствие этого тарифы на хранение неоправданно завышены и достигают 400 грн/т.
Подводя итоги LPG Ukraine-2010, участники рынка отмечали высокую информативность конференции, а также практическую пользу от двух дней, проведенных в компании коллег. На таком уровне вопросы рынка сжиженного газа, по их словам, еще не обсуждались. В то же время конференция заложила серьезные предпосылки для совместного решения проблем, которые существуют на рынке, а, соответственно, и дальнейшего развития отрасли. На прощание участники конференции решили сфотографироваться на память, а вспомнить будет что…
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти