Чем дороже становится топливо на бензоколонках, тем больше вопросов это вызывает. Основная масса людей интересуется, почему цена растет? Ответ на этот вопрос предельно ясен – почти 20%-ное повышение цен на нефть с начала текущего года не прошло незамеченным ни в одном уголке цивилизованного мира. Специалистов же больше занимает другой ракурс происходящего – почему у половины украинского рынка цена не растет?
Вроде бы и новые месторождения в стране не открыли, да и бензин из воздуха еще делать не научились. В чем же секрет? Чем больше исследуешь эту ситуацию, тем больше хочется сказать спасибо государству, создавшему огромный теневой рынок. В итоге держава не получает налогов, а потребитель получает продукт не совсем того, а вернее, совсем не того качества – таков «рецепт» низкой цены. Хотя при ближайшем рассмотрении не такая уж она и низкая…
Разлет цен на украинских бензоколонках существовал всегда и составлял в среднем 30-40 коп./л. Объяснение этому простое – дешевле обычно торгуют комплексы попроще, как правило, с небольшим штатом, а соответственно, и с меньшими затратами. Кроме того, уступая именитым конкурентам в маркетинговой поддержке, небольшие сети и одиночные станции жертвуют частью маржи, чтобы привлечь клиентуру.
Ограниченные возможности для ценового маневра обусловлены структурой стоимости топлива в Украине.
Так, на сегодняшний день около 55% в розничной цене бензина занимает стоимость нефти. Поскольку своей нефти в Украине хватает на 20% потребностей, остальное сырье и нефтепродукты привозные. Цены на них диктуют мировые биржи, и, соответственно, стоимость для разных украинских компаний отличается максимум на несколько долларов на тонне.
В розничной цене бензина около 35% – налоги (акциз и НДС). Украинский акциз на дизтопливо в десять раз ниже, чем в среднем по Европе, поэтому доля налогов в цене ДТ на колонке – около 22% (в Европе доля акцизов достигает 70%).
Оставшаяся за вычетом стоимости нефти, а также налогов часть – затраты и прибыль АЗС. Выделить чистую прибыль сложно, так как разные компании и станции имеют разные затраты (возьмем хотя бы налоговую дисциплину в сфере зарплат), но в среднем она составляет 50 коп./л. (3-5% в зависимости от марки).
На первый взгляд, немного лучше заработок на дизтопливе. Но реально ситуация здесь обстоит даже несколько хуже. Около 80% продаваемого на АЗС дизтоплива приходится на промышленных потребителей, в работе с которыми сети вынуждены давать немалые дисконты (порой до 50 коп./л).
Удивление специалистов, да и части внимательных водителей связано с тем, что в феврале разрыв в ценах на рынке начал резко увеличиваться, а к середине марта достиг 70-90 коп./л.
Точнее говоря, одна часть рынка ушла вслед за растущими мировыми котировками, а вторая часть не заметила общих для всего мира процессов (рекордных отметок цены уже достигли и в Европе, и в США).
Учитывая такое отставание, можно сказать, что половина украинских АЗС не только отказалась от прибыли, но и пошла на серьезные убытки. Если брать в расчет текущие оптовые цены, то находящиеся в минимальном ценовом сегменте станции торгуют без наценки, а расходы на содержание станции выплачивают из своего кармана. С чего бы это?
Крутись, как хочешь
Лидирующие позиции среди «социально ориентированных» сетей занял крупнейший оператор страны – неформальная группа «Приват», объединяющая около 1 600 АЗС, или чуть более 25% от общего количества станций. (Главенствующие позиции «Привата» на рынке сегодня не очевидны только для Антимонопольного комитета Украины.) Как показывает практика, «благотворительность» «Привата» во многом осуществляется за счет государственного бюджета, то есть самих граждан Украины. Наиболее яркие вехи последних лет – скупка украинской нефти за 20-40% ее рыночной стоимости (2009 г.), потом скупка ее же без НДС (2010 г.), между этим – выпуск безакцизных компонентов бензина на «Укртатнафте». Похоже, не является исключением и нынешняя ситуация. Как ранее сообщалось, путем нехитрых манипуляций в парламенте нефтедобывающие компании пролоббировали снижение ренты на добычу нефти в 2012 г. По разным оценкам, экономический эффект – от 2 до 4 млрд грн.
Для справки: крупнейшая нефтедобывающая компания в стране – «Укрнафта» – контролируется «Приватом». Если пересчитать на объем розничной реализации его сети, получается, что, уступив потребителю 20-30 коп. на литре на своих АЗС, второй рукой «Приват» вынул из его кармана около 1 грн (точнее, из госбюджета страны). Как говорится, и на том спасибо (в смысле, за 20-30 копеек…).
Но одно дело «Приват», у которого нефтедобыча с миллиардными госдотациями, переработка, АЗС. А как, скажите, торговать с ним в одной цене могут мелкие конкуренты, у которых нет ни скважин, ни заводов? А таких участников рынка немало, намного больше, чем «приватовских» станций, или около 30% рынка. Чтобы удержаться на рынке, используют самые разные способы. Но все они в той или иной степени основаны на одном – неуплате акцизов.
Спирт меняет «профессию»
Однозначно указывает на секрет устойчивости недобросовестных торговцев тот факт, что, в отличие от бензинов, по дизельному топливу разлет цен на колонках небольшой – всего 20-30 коп. Вся соль в разнице акцизов: если на бензин они составляют €198/т, то на ДТ – €46 /т. Так что выгоднее подделывать? Проблема также в том, что в силу физико-химических свойств дизтопливо особо не испортишь, хотя высокий технический уровень нашего населения иногда проявляется и здесь.
Перечень основных рецептур по выпуску доступных бензинов мог бы дать лабораторный анализ того, чем сегодня торгуют АЗС. Однако государство не проверяет заправки на качество нефтепродуктов уже несколько лет. Легкое прикосновение к пониманию чудо-рецептур дает свободное передвижение по стране стабильного бензина, октаноповышающих компонентов, которые идут отнюдь не на известные адреса нефтеперерабатывающих заводов. Глядя на географию железнодорожных перевозок этих специфических грузов, можно подумать, что в Украине не шесть, а как минимум 20 крупных НПЗ. По оценкам же вице-премьера Колесникова, в стране более 100 мини-НПЗ, «которые не платят налоги».
Если мини-заводы – это одна часть проблемы, которая дает «углеводородную» основу для фальсификата, то с прошлого года во весь рост встала вторая проблема – спирт. Как говорят в независимых исследовательских организациях, в каждом втором литре проверяемых ими бензинов обнаруживаются следы спирта. Угадайте, на каких станциях преимущественно всплывает этот октаноповышающий компонент? Правильно, на так называемых ноунеймах, торгующих по «максимально доступным ценам».
Есть и другие случаи: исследуемый «дешевый» бензин оказывается вполне приличного качества. По словам источников на рынке нефтепродуктов, это может объясняться тем, что уже выдано немало сертификатов на выпуск альтернативных видов топлив с содержанием не менее 30% биоэтанола. Произведенный таким образом в рамках Закона «Об альтернативной энергетике» бензин освобождается от акцизного сбора, а производитель — от налога на прибыль на десять лет. Однако отсутствие элементарного контроля за этими производителями и качеством их продукции создает возможности для масштабных злоупотреблений. Многие операторы уверены, что зачастую под сертификатом альтернативного топлива без акциза идет самый обыкновенный бензин. Правда, бензин с такими сертификатами должен соответствующим образом обозначаться на АЗС, но пока это можно встретить лишь в некоторых восточных областях.
* * *
По имеющимся данным, в прошлом году собираемость акцизного сбора с нефтепродуктов превзошла самые пессимистические ожидания налоговой и особенно огорчила Бориса Колесникова, для которого «топливные» акцизы являются ключевым источником бюджета подготовки к Евро-2012. На этом фоне были намерения сделать на НПЗ зоны таможенного контроля, но, по обыкновению, вопрос затерялся в длинных коридорах. Поэтому сегодня полнота уплаты акциза на НПЗ является в основном вопросом совести и страха его менеджмента и владельцев.
Необходимо отметить, что определенный настрой на борьбу с засильем фальсификата у чиновников присутствует. Известно об акценте налоговиков на рынке спирта. Глядишь, обратят внимание и на другой, как видим, уже почти смежный «акцизный» рынок нефтепродуктов. Говорят, радикально настроен на прекращение деятельности мини-НПЗ министр энергетики Юрий Бойко. Но известно и о том, что вокруг министра кружат «заряженные» многочисленными ходоками директора департаментов и их заместители с просьбами и предложениями о продлении техусловий на выпуск нефтепродуктов мини-заводами. Пока министр непоколебим, как будет дальше, посмотрим.
Еще одна удивительная вещь заключается в том, что базирующиеся на низком качестве и отсутствии налогов «низкие» цены на топливо в отдельных сетях уже не оказывают былого эффекта на потребителя. Об этом говорит отсутствие очередей за «дешевым» бензином, что наблюдались прошлой весной. Видимо, первого знакомства с чудо-бензином оказалось достаточно.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти