Украинская нефтепереработка в глубоком кризисе. Из семи предприятий работает два, а реальная мощность в 20 млн т задействована на 25%. Во всех своих бедах владельцы НПЗ винят зарубежных конкурентов, требуя у государства защиты в виде пошлин и квот. Правительство в свою очередь опасается роста цен на топливо и указывает на необходимость модернизации, обещая улучшить условия для инвестирования. Впрочем, ничего не происходит. Проволочки равноценны смерти, так как за рубежом НПЗ продолжают наращивать технологическое преимущество.
В крутое пике украинская нефтепереработка вошла в 2005 г. после того, как правительство пресекло схемы по неуплате НДС с импортной нефти. Конкурентная среда выровнялась, в страну начали поступать готовые нефтепродукты из СНГ и Европы. Первыми из строя выбыли самые технически отсталые заводы в Херсоне и Одессе, за ними – Дрогобыч и Надворная. В 2012 г. в результате неудовлетворительной рентабельности остановился крупный Лисичанский НПЗ. Таким образом, на сегодня в строю остаются Шебелинский ГПЗ и Кременчугский НПЗ, работающий на треть мощности.
Взять и заслонить
Корни проблемы уходят в период приватизации НПЗ, когда частные владельцы приобрели заводы буквально за копейки, взамен обещая загружать их сырьем и инвестировать в их развитие. Как часто бывает, слова разошлись с делом. Несмотря на крайне успешную первую половину «нулевых», основная прибыла ушла в карманы обладателей НПЗ, тогда как техническое состояние заводов не претерпело особых изменений. Казалось, ухудшение экономики НПЗ после 2005 г. должно было подтолкнуть их к модернизации. Отнюдь. Вместо этого украинские переработчики стали планомерно пытаться закрыть рынок от импорта. Правда, пока не очень успешно.
В 2011 г. инициированное заводами специальное расследование против импорта нефтепродуктов было закрыто без введения пошлин и квот. В 2012-м контролируемая Игорем Коломойским «Укртатнафта» просила Минэкономики ввести пошлины на белорусские нефтепродукты, проведя антисубсидиционное расследование. В минувшем апреле завод получил отказ.
Ключевая же проблема отрасли состоит в отсталости технологий. Так, глубина переработки нефти в стране составляет 60-65%, тогда как европейский показатель находится на уровне 80-90%. Такое же отставание и по качеству: основная масса поставляемого в Украину импортного бензина отвечает стандарту Евро-5, тогда как «Укртатнафта» в лучшем случае может предложить Евро-4, а Шебелинский ГПЗ остановился в развитии на Евро-2. Выбор потребителя, который покупает новые машины, очевиден.
Сильные позиции зарубежных НПЗ стали результатом массированных инвестиций в модернизацию. Чтобы понять величину отставания, достаточно сказать, что на одном лишь Мозырском НПЗ в новые технологические установки было вложено почти в 10 раз больше, чем в три крупнейшие украинские НПЗ за аналогичный период прошлого года. Мажейкяйский НПЗ в Литве освоил вдове больше чем украинская тройка.
В ожидании чуда
Самая большая проблема в том, что украинские НПЗ упустили время. Отрыв не измеряется только количеством вложенных денег, но и возможностями проектировщиков, производителей оборудования для нефтепереработки и непосредственно кадрового состава, способного вести такие проекты. Если в деньгах украинские НПЗ отстали от белорусов более чем на $1 млрд, то во времени это 5-7 лет. И это если начинать сегодня, чего не наблюдается. В этой связи есть мнение, что многие предприятия уже не имеют шансов вернуться в строй.
«Если обратиться к мировому опыту эксплуатации НПЗ в Америке или Европе, то заводы с мощностью менее 6 млн т нефтепереработки в год не имеют перспектив и вынуждены уходить с рынка. Работающих заводов с низкими мощностями в мире осталось очень немного. Будущее – за крупными предприятиями, которые имеют полный набор технологических объектов и выпускают продукцию соответствующего качества. Таким образом, при соответствующих вложениях уверенная перспектива есть только у Кременчуга и Лисичанска. Боюсь, у остальных украинских НПЗ такой перспективы нет», – говорит начистоту директор Мозырского НПЗ Анатолий Куприянов. Он говорит, что без государственной поддержки поднять отрасль тяжело.
По мнению Игоря Еремеева, народного депутата и одного из учредителей группы компаний «Континиум», разрабатывающей план восстановления Херсонского НПЗ, государству необходимо обеспечивать поддержку отрасли в обмен на четкие обязательства по модернизации.
«Нужно принять закон об отмене НДС при ввозе на территорию Украины специального технического оборудования для реконструкции НПЗ, которое не выпускается в нашей стране, – добавляет нардеп. – Абсурд, когда Минэкономики или Минфин заявляют, что после принятия такого закона они не получат НДС. Да они его никогда не получат! Поскольку это оборудование никогда не завезут в страну при нынешних правилах».
Он приводит пример, что при стоимости установки гидрокрекинга в размере $600 млн. сегодня нужно заплатить $120 млн НДС, тогда как установка начнет работу минимум через три года.
«Никто не будет платить сегодня $120 млн НДС и ждать три года до запуска», – говорит Еремеев.
Власти не раз заявляли о своей озабоченности кризисом в нефтепереработке, но от слов к делу так и не перешли. Закон о стимулировании модернизации НПЗ пылится в парламенте с 2007 г.
Однако самой большой проблемой, убивающей энтузиазм владельцев НПЗ, является 25-30%-ная доля контрабанды и фальсификата на рынке, на что государственные органы смотря сквозь пальцы. К неблагоприятным факторам также необходимо отнести поддержку государством так называемой альтернативной энергетики, что открывает большие возможности для выхода на рынок продукции сомнительного качества, опять же забирающей рынок у НПЗ.
Артем Куюн, газета «Капитал», 17 июня 2013 г.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти