Будущее – за электрическими транспортными средствами. Снижение стоимости тяговых батарей, постоянно ужесточающиеся нормы выбросов и привлекательные регуляторные стимулы поддерживают мировую тенденцию к росту продаж электромобилей.
В течение следующих пяти лет спрос на электрические транспортные средства (EV) и системы хранения электроэнергии (ESS), как ожидается, достигнет рекордных темпов роста: 20% и 10% соответственно.
Новые разработки и развитие технологий усилили значение электрических батарей в качестве жизнеспособного источника энергии для транспортных средств. И это окажет влияние на сырьевые рынки – можно с большой вероятностью утверждать, что производители лития, кобальта, графита, никеля, алюминия и меди смогут извлечь большую выгоду из быстро растущего спроса на EV- и ESS-батареи.
Почему батарейный бум начался сейчас?
Спрос на электромобили растет благодаря снижению стоимости батарей, ужесточающимся экологическим нормам и внедрению правительством многих стран регулирующих стимулов (освобождение от уплаты налогов, субсидии и пр.).
Целевой уровень автомобильных выбросов согласно директивам ЕС к 2020 г. должен составить не более 95 г/км, в Японии – 105 г/км, в Китае – 117 г/км. Для США этот показатель запланирован на уровне 93 г/км к 2025 году. Однако достичь таких уровней невозможно, если в транспортных парках перечисленных стран не будет увеличиваться доля EV: на сегодняшний день усредненная эмиссия вредных веществ автомобилями составляет 200 г/км.
Новые технологии позволили значительно увеличить энергетическую плотность батарей (количество кВт*ч, запасаемых в одном килограмме батареи, – ON) при существенном снижении их стоимости. Так, в 2008 г. стоимость батарейного киловатт-часа составляла около $1000. В 2015 г. Международное энергетическое агентство (МЭА) определило этот показатель на уровне $250, а к 2022 г. стоимость хранения киловатт*часа опустится до $150. Такое снижение приведет к постепенному отвыканию электромобильной и батарейной отраслей от стимулирования и дотаций.
Кардинальные изменения происходят и в сфере производства электроэнергии. К 2035 г. на возобновляемые источники энергии, как ожидается, придется до 50% роста глобальной энергогенерации. При этом потребуется значительно большее количество накопительных батарей для хранения выработанной энергии. Такие батареи необходимы также для стабилизации электросетей в периоды пиковых нагрузок.
Сегодня мировой объем хранения электроэнергии составляет около 250 МВт. Ожидается, что к 2023 г. он возрастет до 14 000 МВт.
Электромобили стимулируют рост спроса на карбонат лития
Источник: Credit Suisse Investment Banking Research
Литиевые батареи: «Соль для салата»
Отвечая на вопрос о том, не приведет ли EV-бум к снижению предложения на литиевом рынке, основатель и генеральный директор компании Tesla Илон Маск сказал: «... это как соль для салата»! При этом он подчеркнул, что ячейки электромобильных батарей состоят, в первую очередь, из графита и никеля.
Своим ответом Маск, во-первых, попытался развеять опасения, что мир попадет в эпоху литиевой зависимости; во-вторых, подчеркнул очень высокую вероятность роста цен на никель и графит из-за увеличения спроса на электромобильные и накопительные батареи.
Сегодня уже очевидно, что ближайшее будущее за батареями на основе литиевых катодов, в которых доля «энергетического металла» составляет примерно 30% от веса. Остальное приходится на графит, никель и кобальт.
По данным Credit Suisse Global Equity, в 2025 г. спрос на карбонат лития увеличится с сегодняшних 200 тыс. т до более чем 500 тыс. т. При этом спрос на анодный графит (около 8% веса батарей), увеличится с 90 тыс. т в текущем до 400 тыс. т в 2020 году.
Как получить выгоду?
Поставки сырья аккумуляторного класса уже отстают от спроса, что привело к ответному росту цен. Дисбаланс между спросом и предложением, вероятно, усилится с окончанием строительства 12 новых батарейных мегазаводов, запуск которых позволит к 2020 г. втрое увеличить выпуск батарей.
Учитывая складывающуюся ситуацию, Credit Suisse ожидает дефицит поставок лития, графита и кобальта.
Производители меди и алюминия также извлекут пользу из этой тенденции. В электромобилях используется в три раза больше меди, чем в традиционных транспортных средствах, в то время как алюминий активно применяется для облегчения конструкции, что позволяет увеличить автономность EV. Кроме того, алюминий используется в батареях в качестве конструкционного материала.
Электромобильный бум сулит большие выгоды не только горнодобывающей индустрии и производителям батарейного сырья. Увеличение продаж EV принесет дополнительную прибыль автопроизводителям. В первую очередь, тем, кто наладит выпуск EV с высоким уровнем автономии, которые будут лишь незначительно дороже традиционных автомобилей.
И, наконец, несмотря на необходимость значительных капиталовложений в строительство электрических станций зарядки (ЭЗС), компании, инвестирующие в соответствующую инфраструктуру, как ожидается, также смогут извлечь большую выгоду из EV-бума.
Перевод OilNews
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти