Каждое заявление чиновников из Министерства инфраструктуры на топливную тему становится в отраслевых кругах хитом. А вот недавний шедевр от министра Владимира Козака о необходимости повысить налоги на нефтепродукты до европейского уровня в связи с недофинансированием ремонта дорог имел максимально широкий радиус «поражения». С логикой министра не поспоришь: раз не хватает денег на ремонт дорог, надо повысить налоги на автомобилистов.
При этом у чиновников хватило сил исследовать уровень акцизов на топливо в странах Евросоюза, тогда как до изучения другой неотъемлемой составляющей этого процесса – уровня покупательной способности населения – дело не дошло. Хотя разница между европейскими и украинскими зарплатами, казалось бы, очевидна.
Возникший резонанс заставил чиновников перевести разговор в непересыхающее русло «вы нас неправильно поняли», а премьер Николай Азаров вынужден был отдельно заявить, что акцизы повышать не будут. Этот случай в очередной раз дал понять нехитрый ход мыслей в головах чиновников и нежелание или неспособность видеть реальный корень проблемы.
Вообще-то штатным ньюсмейкером по топливным вопросам от Мининфраструктуры обычно выступает заместитель главы ведомства Константин Ефименко. Среди безусловных «хитов» в его исполнении — отказ от централизованной системы сбора акцизов на границе и на НПЗ в пользу уплаты этого налога огромным числом автозаправочных станций, а также ликвидация дифференцированной шкалы акцизов на дизельное топливо в зависимости от качества. В бытность министром Бориса Колесникова и в период прямой зависимости бюджета Евро-2012 от объема собранных «топливных» акцизов г-ну Ефименко также несколько раз выпадала роль озвучивать робкие инициативы, касающиеся повышения налогов на дизтопливо. В итоге успехом не увенчалась ни одна из перечисленных инициатив. Непонятно, каким образом, но в текущем апреле несменному замминистра удалось делегировать свою незавидную публичную функцию непосредственно министру Владимиру Козаку.
«На сегодняшний день в Украине действуют самые низкие акцизные сборы на топливо по сравнению с другими странами Европы – €198/т на бензин и €46–98/т на дизельное топливо, а в среднем по Европейскому Союзу минимальные акцизные ставки составляют €466/т на бензин и €375/т дизельного топлива», – сказал В. Козак. По его словам, постепенное увеличение акциза позволит улучшить качество дорог в Украине и, соответственно, повысить уровень безопасности движения.
После волны недовольства министру пришлось срочно оправдываться: «Никаких инициатив Мининфраструктуры не делало и не будет делать, поскольку это (пересмотр акцизов. – С.К.) прерогатива Кабинета министров». Если придираться к словам, то данная формулировка не исключает инициирования министерством повышения налогов. Правда, чуть позже Н. Азаров заявил, что акцизы на бензин повышать не будут.
Как до Норвегии
Несмотря на неожиданный хэппи-энд, тема топливных налогов будет оставаться в повестке дня. Уж очень прельщает чиновников простота достижения нужного им результата. Ведь, кроме потребителя, никто от таких шагов не страдает. Обычно же попытки пополнить бюджет приводят к неизбежному столкновению интересов однопартийных группировок, которые в тот или иной момент времени сидят на «теме». А здесь вроде как почти все довольны.
Но глас народа оказался сильнее, чем ожидалось. И на то есть абсолютно очевидные причины, которые министр Козак и его подчиненные могли бы понять, потрудившись над темой на часик-другой дольше. Речь о ценах на нефтепродукты и их соотношении с возможностями украинцев. В упомянутом европейском контексте картина крайне интересная.
Начнем с сенсационного, на первый взгляд, утверждения, что цены на бензин и дизтопливо в Европе и Украине… одинаковы. Поверьте, это совершенно справедливо, если мы говорим о ценах без налогов. С точки зрения обеспечения нефтепродуктами Украина является типичной европейской страной, лишенной достаточной собственной добычи и поэтому импортирующей недостающую нефть или нефтепродукты. Торговля идет по котировкам мирового рынка, поэтому цены лишь незначительно отличаются затратами на логистику, которые с таким уровнем стоимости энергоресурсов перестали играть важную роль.
Как показывают исследования «Консалтинговой группы А-95», не имеет большого значения и торговая наценка розничных операторов, которая также фактически равна по всему континенту, редко превышая 10%. Исключение составляет лишь Россия, где уровень торговых надбавок на АЗС нередко достигает 25–30%.
Почему же цены на нефтепродукты в Украине и Европе так разнятся? Все дело как раз в налогах. Например, если в Украине они составляют 22–33% соответственно в цене на ДТ и бензин, то в Европе стабильно превышают 50, а то и 60%. В абсолютных величинах акцизы на дизтопливо в Украине ниже, чем в среднем по Евросоюзу, почти в восемь раз – 55 евро против среднеевропейских €424 за 1000 л. Если по максимуму, то наш «дизельный» акциз в 12 (!) раз ниже, например, британского.
Не на столько, но также весьма контрастны сравнения налогов на бензин. Более чем в 3,5 раза выше украинского среднеевропейский акциз на наиболее распространенную марку А-95 – 540 против €150/1000 л. Самый близкий к нам уровень налогов на бензин в Болгарии (€363/1000 л), самый далекий – в Нидерландах (€755).
Такой разницей в налогах и объясняется тот факт, что цены в Украине самые низкие на континенте (см. табл.). Дешевле только в странах Таможенного союза, где цены на нефть искусственно занижены для внутренних производителей. Кроме того, в Беларуси топливо на АЗС регулируется государством, а если точнее, дотируется за счет экспорта топлива из республики. Между тем налоги в России и на бензин, и на дизтопливо выше, чем в Украине. Выше украинского и белорусский акциз на дизтопливо.
Казалось бы, отставание от Европы, особенно по дизтопливу, огромное, почему бы и не повысить немного налоги? Здесь время обратить взор на такой аспект, как доходы населения. Согласно исследованию российского ООО «Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг», по показателю объема бензина А-95, который можно приобрести на среднюю месячную зарплату, украинцы находятся на второй позиции (227 л), меньше могут купить только болгары (213 л). И это, обратим внимание, несмотря на то, что цены в Украине самые низкие в Европе. Очевидно, что такие же низкие и доходы населения. (Необходимо отметить, что согласно данным Минфина, средняя заработная плата в Украине в феврале 2013 г. составила 3 044 грн, что эквивалентно €289, тогда как в исследовании «РИА Рейтинг» принят показатель €227. Однако даже такой уровень зарплат обеспечит перемещение в данном рейтинге лишь со второй на пятую позицию.)
В то же время в Норвегии, например, где бензин этой весной стоит рекордные для континента €1,9/л, на среднюю зарплату можно купить 2 042 л топлива. Иными словами, «средний» норвежец на свою зарплату в Украине сможет купить 3 880 л топлива, или в 17 раз больше, чем украинец. С ощутимым отрывом по данному показателю идут белорусы (418 л) и россияне (746 л). Диспропорция между ценами и доходами налицо. Очевидно, что повышение налогов приведет к росту цены и, соответственно, дополнительно усугубит положение украинского потребителя.
Взять и отменить
На этом проблемы не заканчиваются. После осознания своих недюжинных возможностей по приобретению нефтепродуктов воображаемый норвежец в Украине мог бы удивиться во второй раз, когда уже на четвертом баке (а может, и на первом, это как повезет) его машина начала бы сбоить, а потом и вовсе остановилась. Именно 25% – возле этой отметки находятся различные оценки доли фальсификата на рынке Украины. При этом стоит он, как правило, почти столько же, сколько и заводской продукт. Низкое качество при неизменно высоких, как для украинцев, ценах – еще один наш бич. Отдавая в кассу в среднем €1,5 за литр, европеец даже не задумывается над тем, что ему могут налить некачественный продукт. Украинец, вынимающий из кармана €1 за литр, такой гарантии не имеет. Поэтому перед тем, как заикаться о повышении налогов и, соответственно, росте цен, правительству необходимо гарантировать потребителю качество вновь дорожающего товара.
С 2009 г. акцизы на бензин выросли более чем в три раза – с €60 до €198/т, тогда как финансирование лабораторных исследований качества нефтепродуктов по сути прекращено. Имеем дорогу с односторонним движением, когда потребитель платит все больше, но государство не считает нужным давать что-либо взамен, в нашем случае – контролировать качество дорожающего топлива. Сейчас снова вышла на поверхность тема топливных маркеров, но заплатить за инновационную систему качества будет предложено опять-таки потребителю.
Но больше всего наш норвежец был бы поражен, если бы узнал, что уплачиваемые им налоги в цене топлива идут мимо бюджета государства. И наверняка вышел бы на улицу протестовать, если бы услышал, что при этом правительство еще и собирается налоги повысить.
Украинский Минфин по итогам 2012 г. оценил объем теневого рынка бензина в 22%, что эквивалентно без малого миллиону тонн. Без решения этой проблемы все попытки залатать дыры за счет повышения налогов не будут иметь успеха, так как деньги начнут уходить «налево» с еще большей скоростью. Размер налогов – это премия за риск для тех, кто их не платит. И чем выше они будут, тем выше мотивация для контрабандистов и кустарных производителей. Не удивительно, что в среде экономистов и отраслевых аналитиков в последнее время с новой силой зазвучало мнение о необходимости отмены налогов на потребителя и их замены на налоги с оборота бизнеса.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти