ПАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) выступает против законопроекта о введении обязательной доли содержания биотоплива в бензинах на уровне не менее 5% (объемных) с 1 июля 2021 г., заявляя, что его принятие негативно отразится на нефтеперерабатывающей отрасли страны. Об этом говорится в аналитической записке компании, текстом которой располагает enkorr.
«Анализ законопроекта показывает его экономическую и техническую несостоятельность и является попыткой прикрытия лоббирования интересов спиртовой отрасли якобы требованиями Директивы ЕС по использованию энергии, произведенной из возобновляемых источников», — говорится в заявлении компании.
По мнению «Укртатнафты», благодаря снижению мировых цен на нефть, стоимость традиционных бензинов снизилась в три раза, до $180/т. Аналогично подешевели традиционные октаноповышающие компоненты бензинов. Например, стоимость метил-трет-бутилового эфира на европейском рынке уменьшилась втрое — до $200/т. В то же время цена биоэтанола на отечественном рынке превышает уровень $600/т, а на европейском рынке котировки на этанол — $640/т.
«Таким образом, замещение традиционных компонентов бензинов на биоэтанол приведет к существенному росту себестоимости топлива и к увеличению цен, которое негативно повлияет на потребителей», — обосновывают в компании негативные экономические последствия принятия законопроекта.
Кроме того, в компании заявляют, что в документе недооценены социальные последствия принятия законопроекта. «В соответствии с Директивой Европейского Союза 2018/2001 в качестве биотоплива используются биокомпоненты второго поколения, то есть изготовленного из непищевых остатков, культивируемых растений, травы, водорослей и других соединений», — отмечают в «Укртатнафте».
Тогда как инициаторы законопроекта в Украине предлагают нормы и требования использования этанола, произведенного из сырья «первого поколения», то есть из зерновых культур.
«Законопроектом предусмотрено принудительное побуждение к использованию сельскохозяйственных культур и угодий не по прямому назначению, а в качестве земель для выращивания сырья для производства топлива. В условиях мировой нехватки продуктов питания, особенно в условиях пандемии, указанный законопроект является аморальным и несомненно приведет к удорожанию продуктов питания», — отмечается в заявлении.
В компании также акцентируют внимание на негативных технических последствиях использования этанола, таких как повышенная коррозионная активность, ухудшение смазочных и противоизносных свойств, снижение теплоты сгорания, вероятность образования паровых пробок в топливной системе, расслоение спиртобензинових смесей и присутствие воды.
«Для преодоления этих проблем необходимо вводить в спиртосодержащие топлива специальные модификаторы и стабилизаторы. Также рекомендуется вводить спирт в бензин непосредственно перед заправкой автомобиля, как это делается во многих странах Евросоюза. Следовательно, принятие законопроекта приведет к возникновению технических осложнений при эксплуатации транспортных средств, находящихся длительное время в употреблении», — отметили в «Укртатнафте».
В компании также считают, что замещение традиционных бензинов биотопливом в условиях сокращения общей емкости рынка бензинов приведет к технической невозможности имплементации требований закона в условиях работы классического нефтеперерабатывающего завода. Что влечет за собой остановку Кременчугского НПЗ и тотальную энергетическую зависимость от России.
Как сообщал enkorr, в ноябре 2019 г. группа депутатов во главе с Олегом Семинским («Слуга народа») зарегистрировала законопроект об обязательном добавлении биоэтанола в автомобильные бензины.
Этот проект закона предусматривал введение с 1 января 2021 г. обязательной квоты на биокомпоненты в общем объеме реализованных бензинов на уровне 3,4% (энергетических) в общем объеме продаж. С 1 января 2023 года она должна повыситься до 4,8%, с 1 января 2025 г. — 6,9%.
В декабре прошлого года комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики поддержал этот законопроект
20 февраля 2020 г. законопроект был отозван авторами после того как получил отрицательный вывод Главного научно-экспертного управления Рады.
Также свои опасения изложило Министерство финансов, указав, что в проекте нет достаточного обоснования, как квоты повлияют на уровень цен на моторное топливо в Украине.
По информации enkorr, обновленная редакция законопроекта будет подана в Верховную Раду в ближайшие дни. В частности планируется изменить орган контроля над соблюдением квот с Госэнергоэффективности на Госэкоинспекцию. Также планируется пересмотр сроков введения квот. Так если в изначальной редакции обязательная доля биокомпонентов на уровне 6,9% предлагалась к 2025 г., то в новой редакции срок будет сокращен до 2023 г.
Ранее enkorr анализировал законопроект в статье «Спирт выходит из засады» и пришел к выводу, что предложение содержит массу рисков и может негативно повлиять на топливный рынок. В частности, разработчиками документа не учтены нюансы качества и контроля производства спиртосодержащего топлива и ряд других нюансов.
Также раскритиковал этот документ в беседе с enkorr старший научный сотрудник Института возобновляемой энергетики НАН Украины (ИВЭ НАНУ), эксперт по вопросам энергетической политики Проекта UNIDO/GEF в Украине Николай Кобец.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти