У початок

Российский «Сибур» поставит в Польшу СУГ из США

Основной российский производитель сжиженного углеводородного газа (СУГ) «Сибур» в ноябре впервые поставит в Польшу партию ресурса из США. Об этом свидетельствуют данные морских перевозок в терминале Refinitiv Eikon и информация участников рынка, передает Reuters.

«Сибур» сократил экспорт СУГ, который нужен самой компании для загрузки завода «Запсибнефтехим», но с Польшей его связывают долгосрочные контракты — для их исполнения и была куплена партия сжиженного газа в США, говорят трейдеры.

В пресс-службе «Сибура» от комментариев отказались.

Первая поставка СУГ из США в польский порт «Гданьск» ожидается в третьей декаде ноября. Согласно данным системы слежения за судами в терминале Refinitiv Eikon, танкер-газовоз Navigator Luga класса SGC (small gas carrier) с партией около 11–12 тыс. т СУГ 3 ноября вышел из американского порта Корпус-Кристи (штат Техас). Его прибытие в Гданьск запланировано на 22 ноября.

«Мне кажется, это первая и, наверное, не последняя поставка из США в Польшу», — считает один из трейдеров.

По данным отраслевых источников, танкер Navigator Luga находится в долгосрочной аренде (тайм-чартере) у «Сибура».

Ранее американский СУГ, смешанный с объемами производителей из других стран, попадал на польский рынок только транзитом через терминалы в Скандинавии или регионе ARA (Амстердам-Роттердам-Антверпен).

Польша нарастила морские закупки СУГ из Швеции, России, других стран Скандинавии и Западной Европы за 10 месяцев 2020 г. почти на треть по сравнению с январем-октябрем 2019 года — до 443,5 тыс. т против 336,5 тыс. т, свидетельствуют данные Refinitiv Eikon.

По мнению трейдеров, поставки СУГ из США напрямую в Польшу сдерживаются отсутствием необходимого резервуарного парка для сжиженного газа на морских терминалах на севере страны.

«Даже такую партию [12 тыс. т на танкере «Сибура»] сейчас выгрузить в Польше за один раз не получится — там нет терминалов с большим резервуарным парком. Или в два судозахода, или на два разных терминала», — отметил трейдер.

По мнению участников рынка, более выгодными были бы трансатлантические поставки в Польшу газовозами большего дедвейта после планируемого строительства крупного импортного терминала в польской Полице.

«Поставки партий VLGC-размера (very large gas carrier — до 44 тыс. т) из США в Европу не очень выгодны из-за высокой ставки фрахта», — сообщил один из трейдеров.

«В перспективе, когда заработает PDH-завод (завод по дегидрированию пропана) Grupa Azoty в Польше, поставки VLGC-танкеров из США могут стать регулярными», — добавил другой участник рынка.

Строительство завода по производству пропилена и полипропилена Grupa Azoty и объектов инфраструктуры, в том числе морского терминала по приему СУГ в Полице, планируется завершить в 2022 г..

Структура морских поставок

Согласно информации польской ассоциации СУГ, на долю морского импорта пропан-бутана в 2019 г. приходилось около 20% от общего объема поставок СУГ в Польшу из-за рубежа, который составил 2,34 млн т.

Расчеты Reuters, основанные на данных Refinitiv Eikon, показали, что морские поставки СУГ в Польшу за январь-октябрь 2020 г. выросли на 32% — до 443,5 тыс. т против 336,5 тыс. т за аналогичный период предыдущего года.

При этом происходит перераспределение морских отгрузок СУГ между двумя основными странами-поставщиками — Россией и Швецией.

В этом году доля поставок с терминалов в Швеции (прежде всего из Карлсхамна) выросла до 46,1% от общего объема с 23,7% в январе-октябре 2019 г., в то время как доля поставок из российской Усть-Луги сократилась до 44,6% с 68,2% в прошлом году.

Среди основных причин перераспределения отгрузок участники рынка выделили сокращение поставок СУГ из Усть-Луги «Сибуром» по мере увеличения загрузки «Запсибнефтехима». Вторая причина — наращивание поставок крупным импортером в Польше — компанией Gaspol из Карлсхамна, где в прошлом году Primagaz Sweden, входящая вместе с Gaspol в состав крупного мирового дистрибьютора СУГ — SHV Energy, приобрела терминал по перевалке СУГ.

Справка enkorr

По итогам девяти месяцев 2020 г. чистый убыток компании «Сибур» по МФСО составил 24,61 млрд руб. из-за убытка от курсовых разниц в размере 96,5 млрд руб. (переоценка долга, номинированного в долларах и евро) против чистой прибыли в размере 103,156 млрд руб. за аналогичный период 2019 г.. Без учета курсовой разницы скорректированная чистая прибыль за отчетный период составила 71,9 млрд руб.

Выручка сегмента газопереработки и инфраструктуры сократилась по итогам января-сентября 2020 г. до 112,5 млрд руб (-30,8%) за счет роста внутреннего потребления СУГ комплексом «Запсибнефтехим» и негативной динамики цен на СУГ и нефть (данные neftegaz.ru).

По итогам 2019 г. общая выручка ПАО «СИБУР Холдинг» сократилась на 6,6% по сравнению с 2018 г. и составила 531,3 млрд руб.. При этом выручка сегмента газопереработки и инфраструктуры уменьшилась на 11,5% — до 213 млрд руб..

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти