У початок

ONLINE MARATHON'2020: дневник семинара «Битум: технологии и снабжение» (обновляется)

В 10.15 в рамках онлайн-марафона «Консалтинговой группы «А-95», посвященного топливному рынку Украины, стартует семинар «Битум: технологии и снабжение». В мероприятии примут участие более 140 производителей, поставщиков битумов, дорожно-строительных организаций и чиновников.

Программа семинара включает четыре блока, посвященных основным тенденциям украинского и мирового рынка битумов.

Спонсорами семинара станут «Альянс Энерго Трейд» и производственное унитарное предприятие «Нефтебитумный завод». Также партнерами одной из сессий выступят  украинско-шведская компания SocTrade и «Линик Украина».

Еnkorr ведет текстовую трансляцию семинара.

17-50: Программа первого дня ONLINE MARATHON'2020 подошла к концу. До встречи завтра на LPG Ukraine 2020.

17-40: Дмитрий Коваленко считает, что для полного насыщения рынка битумовозов осталось еще 200 единиц. «Рынок еще 200 битумовозов может в себя вобрать и все. В дальнейшем будут выводить старые цистерны и обновлять парк», – отметил он.

17-00: Коммерческий директор компании «Оптимус Трал» (входит в Wexler Group) Назар Дякив онлайн представил новый битумовоз производства завода Barrel Dash (Ивано-Франковск).

Всего, по словам Дякива, мощности завода и штат сотрудников на текущий момент позволяют ежемесячно производить 10 единиц больших серийных систем и около 20 небольших систем под транспортировку разных видов топлива.

16-50: Этот год рынок битума, как подчеркнул модератор конференции директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, провел на колесах, потому как его львиная доля перевозилась в автоцистернах. Производит их в том числе и одесское ООО «Эверласт». Его совладелец и руководитель отдела продаж Дмитрий Коваленко рассказал участникам конференции об опыте «Эверласта».

Дмитрий Коваленко в начале своего выступления также отметил, что онлайн-формат проведения конференции очень удобен, поскольку позволил ему подключиться к ее проведению, еще будучи в дороге. «Наша компания находится на рынке 17 лет, производит 180 автоцистерн в год, причем мы выпускаем 15 моделей автоцистерн в 200 модификациях, а наши полуприцепы сертифицированы в Европе, – отмечает он. – Поэтому я всегда говорю, что любые логистические задачи нужно решать с калькулятором в руках».

По словам Дмитрия Коваленко, тут нужно учитывать множество моментов, но главное ограничение, регламентируемое Правилами дорожного движения (ПДД), – вес тягача, который выехал на украинскую дорогу, вместе с грузом не может превышать 40 т.

«Если в 2014-2016 годах мы активно делали газовозы, то сейчас – цистерны для транспортировки битума, – поясняет руководитель отдела продаж одесской компании. – За последние пару лет мы выпустили на дороги порядка 150 битумовозов. И если раньше все они шли в Российскую Федерацию, потому что там строили много дорог, то сейчас нужны тут».

Как утверждает Дмитрий Коваленко, чтобы транспортировка битума была действительно эффективной, необходимо максимально ответственно подойти к выбору транспорта. «Большинство битумов – импортные, это означает, что транспортное плечо большое, до 1000 км, и нам приходится обращать внимание два основных параметра – грузоподъемность и тепловую изоляцию, тогда как в Европе такой вопрос не стоит вообще, – говорит он. – Количество битума, который можно залить в цистерну, напрямую зависит от того, какой тягач выберет транспортная компания. Как правило, наши клиенты приезжают на тягачах трех компаний: MAN, DAF и SCANIA. У них есть тяжелая и легкая линейки, причем есть положительные примеры как первого варианта, так и второго».

Поскольку, как отметил спикер, вес автопоезда не может превышать 40 т, их цистерны тоже выпускаются в двух вариантах: 8 т и 6,5 т. Маневрирование вариантами, когда сочетаются различные параметры, как раз и позволяет сделать транспортировку максимально эффективной с учетом украинских реалий.

15-45: Поделился с участниками конференции, как у них на предприятии удалось в полтора раза нарастить выпуск битума и где они искали для этого потенциал, главный технолог ПАО «Укртатнафта» Юрий Голич. Основным фактором, отметил он, является то, что был спрос именно на этот продукт, а положительным моментом оказалось то, что мазут не производили почти весь год, разве что в январе-марте, да и то на 60% меньше, чем в аналогичный период предыдущего года. А весь ресурс при этом шел на битумную установку.

«При проектной мощности установки 343 тыс. тонн в год это был абсолютный рекорд – ранее такого количества битума мы не производили, – сказал Юрий Голич. – Раньше битум всегда был вторичным продуктом по сравнению с производством светлых нефтепродуктов, но сейчас – за счет того, что увеличилось его производство параллельно с сокращением производства мазута, – мы вышли на уровень 90%».

Как отмечает Юрий Голич, достижения в этом году несомненно есть. «Если сравнивать количество дорог, состояние которых в этом году улучшилось, с тем, что происходило ранее, – сказал главный технолог «Укртатнафты», – то сейчас этот показатель намного выше. К примеру, если брать во внимание западную часть Украины, то она на интерактивной карте, где каждый имеет возможность отмечать состояние дорог, смотрится намного лучше, чем восточная».

Битум – это вяжущее вещество, которое используется при производстве асфальтобетонной смеси, но качество дорог, подчеркивает технолог, зависит от всех его составляющих. «Если брать Европу и США, там для производства битумов используют тяжелую нефть. Нам в ходе испытаний удалось перекислить гудрон и отрегулировать некоторые показатели качества, – делится производственными нюансами он. – Поэтому мы в качестве сырья для производства битума используем высоковязкий гудрон. Причем в этом году вышли на фактическую загрузку битумной установки, которая значительно превышает проектную».

По его словам, в сутки у них была загрузка 1 650 тонн. Если подсчитать, в получается более 500 тыс. тонн в год. «К тому же, если ранее битумная установка работала на одной колонне, а вторая простаивала, – добавил Юрий Голич, – мы ее проверили и подключили, что тоже помогло увеличить выпуск битума». Отметил главный технолог ПАО «Укртатнафта» и то, что в Украине на самом деле установлены более жесткие требования в стандартах по сравнению с европейскими, особенно по некоторым показателям. «Например, один из наиболее важных параметров – температура размягчения, – говорит он, – там это 48 градусов, а у нас – около 50-ти и выше».

15-35: Заместитель генерального директора Мозырского НПЗ Олег Протасов заявил, что в 2020 г. завод нацелен на выпуск битума на уровне 582 тыс. т.

«Это абсолютный рекорд для Мозырского НПЗ. Данный рост реализации в первую очередь стал возможным благодаря украинскому рынку, который уже потребил 410 тыс. т. Поэтому он для нас безусловно является ключевым экспортным направлением», – отметил он

В своем докладе топ-менеджер также отметил изменения в способах доставки ресурса в пользу автомобильного транспорта. Так, если в 2015 г. доля железнодорожных отгрузок составляла 40%, то в 2020 г. она уменьшилась до 10%.

«Сейчас прорабатываем возможность еще одного стояка, который будет работать непосредственно на самой установке производства битума, что позволить обеспечить работу непосредственно в зимний период и соблюдать высокую температуру налива для того, чтобы можно было транспортировать при низких температурах», – поделился планами Протасов.

Кроме того, он сообщил, что для автомобильного транспорта, учитывая количество отгрузок, на заводе уже введен круглосуточный режим отгрузки и электронная очередь, которая позволяет минимизировать простои.

Представитель Мозырского НПЗ также высказал мнение о ценообразовании на битум в следующем году: «Если верить тем прогнозам, которые озвучиваются в открытых источниках, то можно предположить, что появится возможность подтолкнуть цены вверх. Но мы понимаем, что в этом году украинский рынок приобрел для себя южное направление, а с ноября открылось российское направление. Поэтому эти факторы будут сдерживать цену либо ее снижать. Все покажет начало следующего года».

14-50: Несмотря на то, что страна практически охвачена Большим дорожным строительством, проблемы качества битумов, используемых в строительстве автодорог в 2020 году, пока остаются. Об этом в ходе онлайн-конференции рассказал заведующий отделом битумных вяжущих и асфальтобетонов ГП «ГосдорНИИ» Иван Копинец.

По его словам, существует ряд природных недостатков битума, что со временем приводит к разрушению дорожного полотна. Так, при низких температурах битум становится хрупким, в нем появляются трещины, куда попадает вода. Вода замерзает, трещины расширяются – и со временем в полотне появляется целая сетка трещин. Кроме итого, битум является органическим материалом, и с течением времени он стареет.

«С каждым годом объёмы использования битума в нашей стране увеличиваются, – отмечает Иван Копинец. – Первое место по поставкам битума в Украину принадлежит Беларуси, откуда поставляется к нам более 50% битума. Очень большая доля принадлежит собственному украинскому производству. На третьем месте – поставки битума из Польши. Ну, и в этом году начались экзотические поставки морем».

Все битумы, которые поставляются в Украину, как сказал представитель ГосдорНИИ, это битумы марки 50-100. Только один раз поставленный битум не соответствовал заявленному в паспорте – это оказался ресурс марки 50-70.

«85% битумов хотя бы по одному из показателей не соответствовали ДСТУ 4044, – резюмирует Иван Копинец. – Почти треть из них, или 30%, имели пониженную температуру размягчения, 2% битумов не соответствовали марке, которая была заявлена в паспорте, а свыше 85% битумов по растяжимости при 0°C не соответствовали ДСТУ 4044. И практически все битумы имели неудовлетворительную (3 балла и меньше) сцепку со щебнем».

13-40: Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы «А-95» в своем докладе на тему «Первый миллион: как устанавливаются битумные рекорды» рассказал об особенностях текущего года на украинском рынке битума.

«Объем рынка битумов по итогам 11 месяцев 2020 г. составил 1,116 млн. т, еще 27 тыс. т привезли в декабре. Поэтому до отметки в 1,2 млн т до конца не дотянем, но уже можем сказать, что это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году», – отметил он.

Сергей Куюн рассказал, что рекордный миллион был взят в октябре месяце.

«Беларусь – известный лидер и крупнейший поставщик битумов на украинский рынок. Половина объемов именно за ней. Правда, в этом году имеем небольшое снижение удельного веса, но с такими объемами это и понятно, потому что возможности заводов не безграничны, и, соответственно, по мере возрастания потребностей остается производство более-менее стабильным, тогда как потребность уходит», – отмечает эксперт.

По его словам, из Беларуси в январе-ноябре было поставлено 540 тыс. т на фоне 330 тыс. т годом ранее. Польша в 2020 г. поставила 130 тыс. т ресурса, что в три раза больше показателя 2019 г. (40 тыс. т).

«Другие, на поставки которых в прошлом году приходилось всего 2%, в этом году взяли долю в 13%, или 141 тыс. т. Это в первую очередь морской импорт, а также ряд других направлений, например, из Болгарии, Азербайджана, Венгрии. Ранее эти страны на нашем рынке не появлялись, но спрос расширил радиус поиска»,–  резюмировал директор «А-95».

Касательно внутреннего производства Сергей Куюн отметил, что из 309 тыс. т 302 тыс. т битума пришлось на компанию «Укртатнафта», еще, соответственно, 7 тыс. т — на «Укргаздобычу».

12-30: А теперь включение из Лондона – резидент головного британского офиса Международного агентства Argus Media Альфонсо Беррокал анализирует состояние международного рынка битума. Для Украины, в последний год ставшей активным участником международного рынка битумов, когда украинские трейдеры смогли обеспечить хорошие объемы морских поставок, это очень важно.

«Мазут у нас с 1 января начал восстанавливаться в ценах, более того, несмотря на ковид и локдаун, есть тенденция к восхождению цен, – говорит г-н Беррокал. – Это наблюдалось и ранее, тем более, что три страны вышли из поставок из-за военных действий, а Ливия сократила свои объемы. Этот объем стал замещаться из США».

По его словам, несмотря на падение спроса (а продается только 25% мазута), несмотря на отсутствие баланса между производством и спросом, рынок довольно успешен. «На сегодняшний день, – продолжает международный аналитик, – производители предпочитают отправлять свой продукт американскому потребителю, очень много идет на Ближний Восток. При этом приоритеты рынка сместились в сторону высокооктановых соединений. Что касается битума, то соотношение сместилось с 5% до 20%, т.е., это уже целевой, а не побочный продукт производства. И сегодня НПЗ действительно фокусируются на производстве битума, потому что он дает достаточно высокий процент прибыльности».

Как отметил г-н Беррокал, на сегодняшний день абсолютная стоимость битума и 1-процентной нефти находится практически на одном уровне, более того, с прошлого года битум даже чуть выше в цене, чем этот вид нефти. Свою роль играет и сезонность: летом цена на него традиционно поднимается, а зимой – немного падает, но в любом случае цены определяются структурой рынка.

11-35: В разговор включился Николай Березовский, президент Национальной ассоциации дорожников Украины, представив свою оценку того темпа, который в этом году взяла отрасль дорожного строительства.

«Наша общественная организация объединяет в себе массу более мелких структур, и все вместе они принимают участие в реализации дорожных проектов», – пояснил Николай Березовский.

По его словам, 2020 год войдет в историю дорожного строительства как переломный, как год, который стал экзаменом для многих дорожных организаций.

«Чтобы убедиться в этом на примере нашей ассоциации, – сказал он, – достаточно проанализировать цифры освоенных нами средств за последние годы. Так, в 2017 г. было освоено 10,6 млрд грн, в 2018-ом – 16,5 млрд, в 2019-ом – 19,5 млрд и в 2020 году – около 58 млрд грн. Мы подвели предварительные итоги, и уже видим, что планы по дорожному строительству реализованы практически на 100%».

11-30: Объем бюджетного финансирования строительства дорог в Украине на следующий год пока не определен, сообщил глава госагентства «Укравтодор» Александр Кубраков.

«Мы точно понимаем, что у нас есть первый базовый лимит по госгарантиям, а это порядка 20 млрд грн. Вот на него можем рассчитывать точно. А дальше нам уже необходимо общаться с Минфином, который планирует все внешние заимствования, а также самим привлекать финансирование с внешних рынков», – рассказал он, добавив, что на сегодня «Укравтодор» уже ведет переговоры с Международным валютным фондом (МВФ).  

Кроме того, он выразил надежду, что в бюджете-2021 будет учтена позиция бюджетного комитета, соглано которой весь топливный акциз должен направляться в дорожный фонд.

«У нас есть цель на 2021 г. – 6 800 км дорог государственного значения. Под нее мы строим все планы, организовываем работу всех наших проектных организаций, подрядчиков и служб. Также мы говорим о 150 штучных сооружений (мосты и подъезды) и еще о 60 площадках для автоматического весового контроля», – поделился планами строительства на следующий год Кубраков.

11-20: К спикерам в онлайн-режиме присоединился глава Государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор») Александр Кубраков.

«В этом году мы сделали ремонт 4 тыс. км в верхних слоях дорог, еще 4,4 тыс. км выравнивающих. По строительству мостов все, что планировали, доделаем полностью, где не успеем, откроем хотя бы проезды. Весь год работы не останавливались, а в некоторых областях, где позволяют погодные условия, они до сих пор продолжаются», – рассказал он.

Александр Кубраков отметил, что текущий средний ремонт дорог был основным в этом году, но «Укравтодор» максимально пытался поднять его до уровня капитального с усилением дорожной основы.

Стоимость километра дороги, по словам Кубракова, в этом году снизилась до 20,5 млн грн против 25 млн грн/км в прошлом году.

11.10: Очень интересный вопрос, по мнению Безуглого, – вопрос ценообразования дорожного строительства в Украине.

По его словам, мало кто знает, что в Украине действует постсоветская система ценообразования, согласно которой любой подрядчик, который выиграл тендер, даже по самой низкой цене, должен готовить кучу обоснований всех составляющих своих затрат — показывать накладные, где и у кого он покупал битум, «нарисовать» коммерческие предложение и т.д.. А потом приходят проверяющие органы и говорят, что это все неправильно, а цена не соответствует рыночной, и начинают «кошмарить» и бизнес, и дорожные компании. Этой системе уже более 20 лет.

«У нас подход иной – дорожная компания выиграла тендер по самой низкой цене. Цена твердая, мы ее фиксируем, мы проверяем качество, сроки и проектную документацию. Все остальные детали нас не должны интересовать», – отметил он.  

10.50: «Я постараюсь осветить основные достижения этого года, который был очень неоднозначным, – сказал Артем Безуглый. – Во-первых, все мы столкнулись с глобальной проблемой. Это Ковид-19 и те ограничения, которые пандемия повлекла за собой и как она повлияла на рынки, в т.ч. и на отрасль дорожного строительства».

Тем не менее, как отметил глава ГосдорНИИ, несмотря на проблемы, отрасль с поставленными задачами справилась, и сейчас идут масштабные работы по всей Украине, причем с использованием современных технологий дорожного строительства. Более того, в этом году запущены две важные программы, одна из которых – программа строительства мостов, что очень важно для Украины.

10.40: Глава Государственного дорожного научно-исследовательского института им. М.П. Шульгина, который оказывает семинару официальную поддержку, Артем Безуглый расскажет об итогах дорожно-строительного сезона-2020 и перспективах развития дорожной отрасли.

10.30 «Сегодня мы поговорим, наверное, о единственной сфере экономической жизни Украины, которая показала не просто стабильность, она показала взрывной рост. Мы говорим о такой светлой теме, как битум. Для рынка нефтепродуктов это просто беспрецедентная ситуация. В этом году мы празднуем рекорд в один миллион тонн битума. Эту цифру никто не мог прогнозировать в начале сезона. Мы с коллегами прогнозировали максимум 900 тыс. т, но по итогам 11 месяцев мы видим 1,116 млн. т.

И вот сегодня мы будем смотреть и анализировать, кто и как ковал эту победу, а также попытаемся понять, какие есть у нас узкие места и можем ли мы сделать больше», — начал выступление директор «Консалтинговой группы А-95» и модератор семинара «Битум: технологии и снабжение» Сергей Куюн.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти