В 10.15 начнется международная конференция Petroleum Ukraine, которая пройдет в рамках третьего дня ONLINE MARATHON'2020, организованного «Консалтинговой группой «А-95».
В мероприятии примут участие народные депутаты, чиновники, международные эксперты и ведущие игроки рынка.
Программа мероприятия включает четыре блока, посвященных основным тенденциям украинского и мирового рынка топлива.
Еnkorr ведет текстовую трансляцию конференции.
18-45: Работа конференции завершилась. «Отрасль закончила этот год очень достойно, и я уверен, что так будет и дальше! Спасибо всем, кто был с нами эти три дня!» — подытожил Сергей Куюн.
18-25: Марина Кытина, советник министра инфраструктуры по вопросам электромобильности, рассказала о безуглеродном будущем транспорта и рынке электромобилей в Украине.
По ее словам, рынок электрозарядных станций в нашей стране представляют 11 операторов, которые, по состоянию на сентябрь, располагали 8,5 тыс. точек зарядок.
«С учетом того, что у нас 22 тыс. полностью электрических автомобилей, то если брать во внимание соотношение очек подключения к одному автомобилю, у нас очень хорошие показатели по отношению ко всему миру», – отметила она.
Кытина также рассказала, что общее количество электрокаров в Украине с учетом гибридных автомобилей составляет 50 тыс. единиц, при этом, в мире этот рынок насчитывает 10 млн. единиц.
«Мы расчитываем, что к концу 2021 г. наш рынок вырастет в три раза, до 150 тыс. единиц», – отметила представитель Мининфраструктуры.
17-35: Последняя панель конференции посвящена инфраструктуре и альтернативным энергоносителям.
Руководитель направления управленческого консалтинга Bilfinger Tebodin Оксана Роман представила свой доклад на тему: «European Grean Deal и специфика реализации «зеленых проектов».
16-40: К третьей сессии «Реформирование украинского топливного рынка» присоединилась президент Нефтегазовой ассоциации Украины Неля Привалова, которая сразу отметила, что ее радует некое единодушие, которое выразили многие участники онлайн-конференции в вопросе, касающемся балансирования акцизных ставок налога на бензин и СУГ, поскольку это действительно тот вопрос, который интересует не только НПЗ, но также и других участников рынка.
«Сегодня я хотела бы поделиться теми результатами, над которыми работала НАУ в текущем году. Этот год был уникальным, он создал для всех уникальные условия работы, заставив оперативно реагировать на новые вызовы, – сказала она. – Наша деятельность является системной, но более прикладной. Я хочу осветить несколько важных для нас направлений. Одной из основных задач, над которой работает НАУ уже не один год, является защита правил добросовестной конкуренции на рынке и недопущение каких-либо дискриминационных проявлений, которые ущемляют интересы тех или иных участников рынка».
Следующее направление, по словам Приваловой, борьба с нелегальным теневым сегментом. «Мы такой борьбе уделяем значительное внимание уже не первый год подряд, – отметила она. – И в отдельный блок мы сегодня выделили такое техническое направление как правила строительства нашими организациями топливной инфраструктуры, которая работает у нас в стране».
Президент Нефтегазовой ассоциации напомнила, что в этом году в стране был ряд инициатив, которые могли нарушить правила добросовестной конкуренции. «Это было связано с введением не рыночных методов регулирования потоков нефтепродуктов на территории Украины, – подчеркнула она. – И здесь пришлось уделить внимание тому, чтобы соблюсти защиту добросовестной конкуренции, и наш рынок остался открытым и свободным».
Привалова отметила, что в эту работу включились также и другие отрасли, и вместе удалось решить проблему. «В результате не были введены ни пошлины, ни квоты на импорт ДТ и СУГ, которые инициировали в этом году», – пояснила эксперт, добавив, что рынок должен работать по правилам свободной рыночной конкуренции, которая не должна дискриминировать тех или иных участников рынка.
Следующий важный вопрос, по словам докладчицы, – балансирование ставок акцизного налога на бензин и СУГ. «НАУ публично уже высказывала свою позицию в поддержку данных законодательных инициатив – мы всецело поддерживаем законопроект 4098, которым предполагается уравнять акцизы на бензин и сжиженный газ, – сказала руководитель ассоциации. – Мы также рассматривали все другие законодательные инициативы на эту тему, и хочу отметить, что, к сожалению, время для того, чтобы применять какие-то промежуточные варианты, не приводящие к полной балансировке, уравниванию ставок акцизного налога, уже утрачено».
Она отметила, что если бы с 1 января или хотя бы с 1 июля 2021 г. были введены балансирующие ставки акцизного налога, тогда можно было бы смотреть в эту сторону. «В прошлом году мы рассматривали как раз модели 2-этапного уравнивания акцизного налога на бензин и СУГ, но к сожалению, время упущено, и ситуация на рынке значительно ухудшилась, – подытожила Привалова. – Объемы сжиженного газа продолжают расти, а объемы бензина оставляют желать лучшего. А в связи с этим и энергозависимость страны не уменьшается, и с теневой экономикой в газовом секторе также есть множество проблем. Поэтому, повторю, мы все-таки считаем, что лучше смотреть в сторону законопроекта 4098, а не тех альтернативных, которые были предложены народными депутатами».
По позиции «сжиженный газ», отметила она, мы являемся импортозависимой страной. «Возможности диверсификации данного вида топлива в нашей стране ограничены, – уточнила президент НАУ. – К примеру, ДТ имеет более широкий спектр поставки по сравнению с СУГ. Кроме того, на рынке СУГ так исторически сложилось, что именно в сфере продажи этого вида топлива максимальное количество приобрела нелегальная торговля».
Привалова отмечает, что это стихийно появившаяся масса черных заправочных станций, которые работали абсолютно вне правового поля достаточно долгий период. «Они не платили никакие налоги, они являлись потенциально объектами повышенной опасности. И это было такое стихийное явление, с которым ничего не делали до начала текущего года, когда уже Нефтегазовая ассоциация, обратившись к президенту и премьер-министру, все-таки привлекла внимание к этой проблематике, – сказала она. – Были даны соответствующие поручения президентом и премьером, в результате которых организованы беспрецедентные масштабные проверки контролирующих и правоохранительных органов. В итоге такие заправки, которые работали без регистрации субъектов хозяйственной деятельности, без кассовых аппаратов, без оформления наемных работников, т.е., полностью вне правового поля, были демонтированы».
И можно констатировать, резюмировала Неля Привалова, что на сегодняшний момент черных заправочных станций в стране Украина практически не осталось, уточнив, что в основном это были газовые станции, бензиновых было совершенно небольшое количество.
16-00: Юлия Подкоморная, представляющая Украинскую энергетическую ассоциацию, выразила поддержку проекту закона Алексея Мовчана, призванного унифицировать ставки акцизов на топливо.
По ее словам, нынешние перекосы в акцизах имеют негативные последствия для промышленности и в дальнейшем приведут к исчезновению отечественной нефтепереработки и добычи в целом.
«В случае принятия этого закона, во-первых, мы избавимся от российской зависимости в виде импортированного сжиженного газа, во-вторых, снизим цену на бензин (по подсчетам ассоциации на 3 грн/л), и в-третьих, государство сохранит 45 тыс. рабочих мест и 80 млрд грн налогов, которые ежегодно поступают в бюджет», – высказала позицию Украинской энергетической ассоциации Подкоморная.
Она добавила, что принятием этой инициативы политики покажут, что такое справедливость, не на словах, а на деле.
15:30 Третий блок Petroleum Ukraine открыл народный депутат Алексей Мовчан, который является инициатором законопроекта относительно сбалансированности ставок акцизного налога на топливо, призванного уравнять эти ставки.
«Я народный депутат от части Кременчуга и Кременчугского района, где находится одноименный нефтеперабатывающий завод, на котором работают мои избиратели, поэтому я лично знаю проблематику. Экономика округа, от которого меня избрали, в большей степени зависит от вопросов, связанных с рынком нефтепродуктов», – объяснил свою позицию нардеп.
14-50: Сергей Куюн спросил у представителя «Нафтогаза», почему «Укртранснафта» покупает дизельное топливо у белорусских заводов, а не у «Укртатнафты».
«Если у нас появится позиция, по которой нам нужно купить бензины и дизельное топливо у «Укртатнафты», конечно, мы это сделаем. Просто пока этого не происходит. Возможно, к сожалению», – ответил Сергей Федоренко.
14-15: Сергей Федоренко, который представляет НАК «Нафтогаз Украины», рассказал о достижениях в работе НАКа по курируемому им направлению, что на самом деле оказалось сложной задачей, учитывая этот ковидный год.
Он напомнил, что дивизион «Нафта» был создан в январе 2019 г., в него вошли все минд-стрим и даун-стримбизнесы, которые входят в группу «Нафтогаз», включая транзит и поставку ресурса на внутренний рынок, переработку, ритейл и многие другие направления.
«Цели нашей деятельности коротко можно охарактеризовать так, – сказал Сергей Федоренко, – если говорить о минд-стриме, то мы сфокусированы на сохранении существующих позиций, в т.ч. бизнеса по транзиту нефти, а также на поиске новых возможностей для загрузки системы и наращивания объемов транспортировки. В случае с даун-стримом фокус сосредоточен на формировании и операционализации целевого периметра активов переработки, проведении диагностики деятельности этих активов, а также наработке стратегических инициатив развития переработки».
Сергей Федоренко отметил, что доход дивизиона «Нафта» в том же 2019 г. равнялся 12 млрд грн. «Если говорить о транзите, – добавил он, – то объем транспортировки нефти составил 13,1 млн тонн, что на 1,6% меньше, чем в предыдущем году. В случае со сжиженным газом объемы его транспортировки оцениваются в 475 тыс. т, что на 60% больше, чем в предыдущем году».
Федоренко познакомил с цифрами по каждому из направлений деятельности дивизиона «Нафта» за прошлый год, а потом вкратце прошелся по результатам деятельности уже в этом году, когда мир столкнулся с пандемией Ковид-19.
«За 11 месяцев этого года нами было транспортировано 14,6 млн тонн нефти, что на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, – пояснил Сергей Федоренко. – При этом в 2020 г. АО «Укргаздобыча» впервые импортировало казахстанский сжиженный газ производства «Тенгизшевройла». По его словам, контрактом предусмотрена ежемесячная поставка 1,5 тыс. тонн СУГ. Реализация импортированного ресурса ТШО происходит на биржевых торгах «Украинской энергетической биржи».
Что касается производства в 20-ом году, то за 11 месяцев этого года дивизион «Нафта» реализовал внешним потребителям 517 тыс. тонн нефтепродуктов и сжиженного газа собственного производства, что на 2% меньше, чем за 11 месяцев 2019 года. При этом 44 тыс. тонн нефтепродуктов, преимущественно дизельного топлива, было отгружено внутренним потребителям.
Подавляющее большинство ДТ, бензина и СУГ находят своего потребителя через «Украинскую энергетическую биржу».
Особое место в деятельности дивизиона «Нафта» принадлежит одному из двух действующих в Украине НПЗ – Шебелинскому. Сергей Федоренко отметил, что расширилась география реализации его продукции, охватив Киевскую, Харьковскую, Полтавскую, Днепропетровскую, Запорожскую, Думскую, а также подконтрольные Украине части Донецкой и Луганской областей.
Кроме того, по словам Федоренко, в начале 2020 г. ООО «Нафтогаз Ойл Трейдинг» подписало договор компанией «БНК-Украина» на поставку нефтепродуктов производства белорусских НПЗ общим объемом 120 тыс. тонн.
А если говорить о стратегических инициативах дивизиона «Нафта» на 2021-2025 годы, то, по словам топ-менеджера, это прежде всего проведение глубинной диагностики текущего уровня рентабельности Шебелинского НПЗ и оценка направлений оптимизации его операционной и коммерческой эффективности, а также строительство Хрестищенского завода по производству СУГ мощностью 100 тыс. тонн в год.
14-00: И снова на онлайн-связи – представители ПАО «Укртатнафта»: начальник управления сырьевого обеспечения и реализации Дарья Скакалина и директор представительства компании Федор Лысенко.
На вопрос о том, когда рынок услышит о предложении кременчугских термов, Дарья Скакалина отметила, что к концу следующей недели планируется окончание роботы по контрактованию на 2021 год.
«Мы принимаем и рассматриваем предложения всех желающих. Единственное требование для заключения терм-контрактов на 21 год, как и на любой другой период, – установлены объемы не менее определенных (а это не менее 1000 тонн) и корзина, которая должна состоять не только из дизтоплива», – пояснила Скакалина, отметив, что они планируют продать все, что будет произведено.
По ее словам, не смотря на то, что производственный план на следующий год еще в работе, предприятие планирует «работать еще лучше – с клиентами, с рынком».
Что касается морских поставок, то, как отметила Дарья Скакалина, ресурс на море будет, потому что присутствие по югу интересно точно так же, как и в любом другом регионе. Но – на любой другой нефтебазе, кроме отгрузки с кременчугского НПЗ.
Раскрывая карты, каким будет производство на Кременчуге и куда этот продукт пойдет, в опт или в сеть, Федор Лысенко отметил, что они ожидают объемов не хуже, чем в 20 г.. «Даже будет небольшое увеличение, но это не принципиально, не критическое увеличение, оно особо не скажется на рынке и на ценах, – пояснил он. – Более того, мы исходим из того, что заключать термовые контракты на будущий год мы планируем с небольшим повышением. И я думаю, что морские поставки сохранятся в этом случае – место на рынке в 21 г. найдется для всех, если не изменится сам рынок».
Говоря о риске изменения рынка, Федор Лысенко подразумевает пандемию. «Здесь непредсказуемые факторы, которые могут повлиять на спрос.Но мы будем аккуратны в этом вопросе, мы никогда не рушили цены и не собираемся этого делать. В то же время репутационно хотим расширить присутствие еще больше»,– резюмировал он.
В то же время Дарья Скакалина отметила, что всем пора привыкать к тому, что «отечественный производитель производит товар – в данном случае нефтепродукты, ничем не хуже, а то и лучше, чем импортируемый продукт».
13-50: ПАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) по итогам 2020 г. увеличило переработку нефти на 445 тыс. т, по сравнению с прошлым годом, до 2,95 млн. т. Об этом сообщил главный технолог завода Юрий Голич.
По его словам, в планах компании увеличить переработку до 3,5 млн. т уже в следующем году, а в случае «благоприятных условий», в том числе благодаря унификации ставок акцизов на топливо, – до 7 млн т.
Юрий Голич также поделился планами модернизации завода, которые будут способствовать наращиванию переработки. В частности, планируется строительство новой установки гидроочистки дизельного топлива высокого давления, строительство установки производства водорода и внедрение схемы гидрирования бензолосодержащей фракции.
Он добавил, что в планах дальнейшего развития завода еще и модернизация установки гидроочистки бензина каталитического крекинга и организация выпуска битума в зимний период.
13-20: Секретным гостем, которого анонсировали организаторы конференции, стал владелец группы компаний Wexler Петр Белз. По его словам, несмотря на психологически сложный год в связи с пандемией, группе компаний удалось достичь всех поставленных целей и расширить объемы поставок.
«По объемам у нашей группы к уже привычным авто- и железнодорожным партиям добавились морские поставки», – отметил Белз, добавив, что в южном регионе работать сложнее, но практика показала, что возможно.
Диверсификация в этом направлении, по его словам, была связанна с введением правительством специальных пошлин на импорт российского дизтоплива, которые действуют с 2019 г..
«Я считаю, что такие инструменты как пошлины отображаются в цене продукта и не дают развиваться рынку как таковому. Да, они способствуют наполнению бюджета, но и приводят к дополнительным спекуляциям на рынке», – прокомментировал он.
Модератор Сергей Куюн поинтересовался, правда ли, что Wexler в следующем году намерен начать реализацию автомобильных партий на восточной границе.
«На сегодняшний день у нас нет подписанных контрактов, поэтому не могу четко ответить на этот вопрос. Планы есть, но как оно будет, посмотрим», – ответил Белз.
Также он высказал свое мнение относительно развития отечественного производства топлива: «Весь топливный рынок должен формировать ответственный производитель/производители, а импортеры должны уже дополнить то, чего не хватает. Как это воплотить в жизнь – нужно думать».
Кроме этого, он рассказал, что в текущем году компании из его группы приступили к производству смазочных материалов и к выпуску транспорта для перевозки нефтепродуктов.
«Мы обратили внимание на производство, которое имеет отношение к топливо-энергетическому сектору. Это связано это в первую очередь с планами строительства дорог в Украине», – отметил он.
13-00. В работу конференции включились представители ЗАО «Белорусская нефтяная компания».
Вначале Евгений Поспелов рассказал, как пришел на должность генерального директора компании «БНК-Украина» и чего ждать именно Украине от этой рокировки.
«2020 год был очень сложный, но интересный для всех. Его многие ругают, а мне, наверное, есть за что его поблагодарить, потому что мне предложили возглавить нашу украинскую дочернюю компанию, – отметил он. – Я 15 лет работаю в «нефтянке», больше всего свою трудовую деятельность связываю с «Белоруснефтью», часть времени работал на внутреннем рынке Беларуси, обеспечивал наши заправки. Потом перешел в экспортный отдел, стал заниматься экспортными контрактами и курировал польскую дочку, которая у нас находится в Варшаве. Она отвечает за весь польский, я бы даже сказал, европейский рынок, кроме Прибалтики. Потом мне предложили стать коммерческим директором в этой компании. Я туда поехал, 6 лет проработал в Польше, что сформировало мой основной опыт».
По словам Поспелова, именно это дало ему знания европейского рынка, понимание, как бизнес должен работать: как должны идти поставки, как нужно выстраивать отношения с контрагентами, и «этот польский опыт мне больше всего пригодился в жизни».
«Потом я вернулся в «Белоруснефть» на повышение и буквально не прошло и 1,5 года, как мне предложили возглавить украинскую дочку, – добавил гендиректор «БНК-Украина». – Я считаю, чтобы мы в Украине наиболее эффективно продавали нефтепродукты, нам нужна поддержка и головной компании «БНК», и наших учредителей, и, самое главное, завода. Ведь основные продукты, которые поставляются в Украину, это производство Мозырского завода».
Модератор конференции отметил, что это назначение – не просто техническая замена, а попытка преобразить компанию. Поясняя, что будет происходить дальше, прежде всего что нового будет с «БНК» в Украине, Евгений Поспелов сказал, что ему хочется показать свой результат людям, которые ему доверились. «Поэтому у меня и мотивация, и желание большое проявить с тебя на этом рынке», – резюмировал он.
«Может, об этом мне не совсем приятно говорить как одному из учредителей БНК-Украина, но, к сожалению, мы вынуждены были сделать замену руководящего состава, потому что не видели абсолютно никакой динамики и энергии в развитии украинского офиса и направления в целом, – присоединился к разговору заместитель генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем «Белоруснефти» председатель наблюдательного совета ЗАО «БНК» Сергей Каморников. – Более того, уже начались какие-то деструктивные вещи, которые нам как акционерам не нравились. Поэтому с приходом Евгения и других людей, которые назначены на руководящие должности в коммерческой службе, мы ожидаем, что действительно сумеем стать ближе к клиенту и полностью наладить такую цепочку от производителя до конечного потребителя».
По его мнению, «БНК-Украина» в перспективе должна заниматься не только теми нефтепродуктами, с которыми ее чаще всего ассоциируют, – ДТ и бензинами (а 95% нашей деятельности связано именно с этими нефтепродуктами), а чтобы она расширяла сферу деятельности и работала действительно как трейдинговая компания. «Т.е., если надо – займемся природным газом, у вас сейчас все активно интересуются этой темой. Если надо – завтра пусть электроэнергию продает, пусть продает какие-то другие фракции наших заводов», – подытожил он.
12-10: И.о. начальника Кировоградского управления Государственной фискальной службы Матвей Щербина рассказал о методах нелегального производства топлива на подпольных мини-НПЗ и дальнейшей его реализации.
«Для того чтобы, пресечь попадание фальсификата на рынок, мы должны отследить и показать всю цепочку – от производства на нелегальном мини-НПЗ до реализации топлива на АЗС конечному потребителю», – отметил он.
По мнению чиновника, полностью искоренить проблему фальсификата можно с помощью обязательного введения акцизного поста на производствах, но пока что этот вопрос не решается.
«Нужно обязать предприятия, которые в принципе могут производить подакцизную продукцию, ставить акцизные посты, которые будут четко определять ввозимый на него и вывозимый с него продукт. Тогда ответственность будет другая, и не каждый захочет в эти игры играть», – считает налоговик.
11-15: В разговор с темой «Формирование и реализация политики в сфере рынка нефтепродуктов, газовых топлив и нефтегазопереработки» включился начальник главного управления обеспечения функционирования нефтегазовых рынков директората нефтегазового комплекса Министерства энергетики Украины Николай Колесник, который отметил, что системный мониторинг и анализ рынка, проведеннй «Консалтинговой группой «А-95», на самом деле крайне важный продукт, который важен как участникам рынка, так и государственным органами.
«Мы имеем отстроенную систему взаимодействия с налоговыми органами, Госстатом, но обычно все равно продвигаем для проведения анализа независимые консалтинговые группы, которые создают более реалистичную картину того, что именно происходит на рынке, – пояснил Николай Колесник. – Ваша презентация показала, что сегодня и в локальном понимании, и мировые тенденции диктуют участникам рынка необходимость изменений».
По его словам, если идти от обратного, последняя презентация показала, что у нас на рынке есть локальные игроки и есть титаны, которые официально заняли свою достаточно значительную нишу и там развиваются.
«Но ключевой вопрос для нас как для государства в этом все – прежде всего качество нефтепродуктов, – отметил чиновник. – Оно в том числе показывает, как игроки при таких системных турбулентных изменениях могут оставаться игроками рынка, не скатываясь в какие-то нелегальные вещи. А если скатываются, то они в конечном итоге выбывают из него. Прямой пример – «Фактор». Он есть сегодня на рынке? Нет. Последние 2 заправки, которые у него были, на прошло неделе, по моей информации, отошли в сферу управления «БРСМ», все».
Как отметил Николай Колесник, это простая ситуация, которая показывает, насколько планомерно и равномерно игроки выстраивают свою модель развития, как они занимают свою нишу – постепенно, от маленьких, региональных до общенациональных.
Отвечая на вопрос модератора, что произошло в министерстве и где нефтегазовый департамент, Николай Колесник отметил, что то, что сейчас происходит и в Министерстве энергетики, и в общем в государственных органах, является одной из причин, что в госорганах практически нет институциональной памяти, которая бы позволила нарабатывать изменения системно.
«Причина, – подчеркнул спикер, – то, что в Украине слишком системные политически изменения. У нас в Раде буквально сегодня снова рассматривается вопрос о новом руководстве министерства. Какие в связи с этим будут изменения в структуре? Как правило, они всегда системные, т.е., все изменяется под корень. А в госорганах ключевым должен стать принцип сохранения институционной памяти, чтобы люди, являющиеся специалистами своего дела, всегда были на местах. Тогда последовательность каких-то инициатив, которые мы проводим, будет иметь конечный эффект».
Николай Колесник привел пример с модернизацией очень важных документов – технических регламентов. «В этом году мы действительно ими занялись предметно, – отметил он. – Мы внесли изменения в ТР как качества топлива (это изменение в 927 постановление КМУ, которым регламентируется соответствие качества топлива евростандартам), так и по сжиженному газу. Эта тематика муссируется уже года три, и довести ее до результата до сих пор просто руки не доходили. Но наконец мы это сделали».
Модератор вспомнил, что на онлайн-конференции вчера вокруг этого вопроса были баталии, мол, уже никто не знает, что с этим регламентом делать, как его исполнять. «Это другой вопрос, – отметил чиновник, – а пока что мы обратились к аккредитованному органу с вопросом, сколько же субъектов лабораторий подались на расширение аккредитации. И оказывается, что немного. А в итоге у нас действующее положение вступит в силу буквально с нового года, но действующих лабораторий с расширенной аккредитацией на этот вид не так и много».
Он отметил, что для решения проблемы Минэнерго обратилось в Минэкономики с просьбой ускорить процесс выдачи аккредитации прежде всего тем лабораториям, которые подали для этого документы. «Это нужно сделать, чтобы нас рынок не оказался дерегулированным или завязанным на 2-3 лаборатории, – пояснил Колесник. – Но тут появляется другой вопрос – мы четко указали проблематику несоответствия качества нефтепродуктов, в т.ч. в будущем это будет и вопрос сжиженного газа. А как его проконтролировать? С одной стороны, фискальными выездами и фиксацией нарушений на местах, но это же не превентивный мера. В нашем понимании для этого нужна построенная государственная система мониторинга качества и безопасности нефтепродуктов».
Такая система есть в Европе, она там имплементирована, и, подчеркивает представитель Минэнерго, она должна быть последовательно имплементирована и в Украине. «Это понятный инструмент после внедрения всех стандартов качества», – резюмировал он.
Что касается внутреннего рынка, спикер отметил, что в качестве первого шага тут важно грамотное создание концепций. «Концепция – это, по сути, план развития, который мы задаем рынку в нашем понимании. И мы его формируем, конечно же, вместе с участниками рынка, – сказал он. – Он как раз и нужен для стабильности, чтобы участники рынка видели, что национальная политика на сегодняшний день предсказуема и понятна для всех, даже в вопросах изменения акцизов».
Такая плановость понимания, утверждает Николай Колесников, позволяет осознавать, куда мы двигаемся в длительной перспективе, как будет развиваться рынок и не попадем ли мы в какую-то ситуацию дефицита. «Поэтому наличие именно концептуальных документов является базисом и тем сигналом для участников рынка, что мы стабильны и куда мы двигаемся, а дальше уже включается вопрос добросовестности самих игроков, – подытожил он. – Так, сейчас мы делаем ориентир на национального производителя с пониманием, что изменение акцизов или налоговых рычагов приведет к изменению структуры рынка. Мы рассчитываем эту структуру рынка, которая есть на сегодняшний день, которая была в предыдущие годы и пытаемся моделировать развитие рынка на будущее, понимая, каким будет спрос, каким должно быть предложение и за счет каких потоков, то есть импорта или внутреннего производства, оно должно быть покрыто».
11-00: «Украинская корзина моторных топлив нетипична с точки зрения мировой практики и порождает целый ряд серьезных проблем. Это прежде всего упадок и вполне вероятное исчезновение внутренней нефтепереработки, снижение налоговых поступлений, увеличение импорта сжиженного газа и дизтоплива из России и Беларуси», – считает Сергей Куюн.
Причина диспропорции в потреблении нефтепродуктов, по его мнению, — несбалансированное налогообложение. Акциз на сжиженный газ в четыре раза ниже, чем на бензин, — 52 против 213 евро за 1000 л. Почти вдвое ниже акциза на бензин налог на дизтопливо — 139,5 евро/1000 л.
10-40: Свою презентацию под названием «COVID вопреки: взлеты и падения украинского рынка нефтепродуктов» Сергей Куюн начал тем, что общий объем потребление топлива в 2020 г. составит 11,5 млн т, что больше докризисного 2015 г..
«Рынок нефтепродуктов растет, растет все пять лет кризиса, вызванного войной на Востоке. При этом на 2 млн т только выросло потребление дизельное дизельного топлива. Если в 2015 г. потребление ДТ составляло 5 млн т, то в текущем году оно выросло до почти 7 млн. т. Факт: мы стали продавать больше за пять лет. Откуда этот рост? У нас экономика работает? Нет. Мы, наоборот, видим, она провалилась. Также у нас стало меньше территории – мы потеряли Донецк, Луганск, Крым, а потребление растет», – отмечает он.
Он говорит, что кроме дизельного топлива на 1 млн т, до 2 млн т вырос рынок сжиженного газа.
Драйвером этого роста, по мнению С.Куюна, стало увеличения автопарка за счет машин, ввезенных из Европы частными лицами. «В Украину было везено порядка 700 тыс. автомобилей по схеме временного ввоза, каждый из которых, по моим пессимистичном расчетам, потребляет 200 л топлива ежемесячно», – говорит он.
Из этого следует, продолжает Сергей Куюн, что только за счет «евроблях» потребление дизельного топлива выросло на 1,2 млн т, поскольку изо всех ввезенных авто 80% было с дизельными моторами, а остальные – бензиновые, а это равно автогаз, который также пользуется особой популярностью в Украине из-за своей дешевизны.
10-15: «Мне повезло работать в отрасли, которая успешно отработала этот год и хорошо прошла прошлый. Наш рынок развивается и сохраняет потенциал для дельнейшего роста. На нем было много событий. Об этом всем мы сегодня и поговорим», – открыл мероприятие модератор конференции директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти