План Европейского Союза по распространению цен на углеродное топливо, используемое в автомобилях и для обогрева домов, наталкивается на сопротивление со стороны правительств и законодателей. Они опасаются усиления общественных протестов в случае, если не будут предложены способы компенсировать потери наиболее пострадавшим слоям населения, пишет Investing.com.
Согласно попавшим к журналистам Reuters проектам, предполагается создать схему торговли выбросами (ETS) для транспорта и отопления, сформировав рыночную цену на углерод. Поставщики топлива, скорее всего, переложат ее на плечи европейских потребителей в виде более высокой цены на топливо.
Ожидается, что 14 июля проект войдет в пакет предложений, направленных на реализацию планов ЕС по сокращению выбросов на 55% к 2030 г.. Однако этот документ был отмечен некоторыми европейскими столицами как такой, который может нанести ущерб беднейшим слоям населения в 27 странах блока. Чиновники даже предупреждают о вероятности восстановления движения «желтых жилетов», сочетаемого с насильственными протестами, которые наблюдались по Франции с конца 2018 г. после попытки поднять налоги на топливо.
«Это большой риск для готовности населения продвигаться вперед в процессе энергетического перехода, — сказал один из чиновников Евросоюза, имея в виду цели ЕС по переходу к климатически нейтральной экономике. — Мы должны действовать очень осторожно».
Если предложение о введении углеродного налога на моторное и отопительное топливо будет одобрено на следующей неделе, разработчики [экологической] политики Европейской комиссии обещают усилить меры социальной защиты нуждающихся. В частности, предполагается направить на эти цели часть доходов от новой ETS в особый социальный фонд. Однако критики проекта сомневаются, разумно ли рисковать политической реакцией. Тем более, что ЕС уже планирует более жесткие стандарты выбросов CO2 для автомобилей и требования по энергосбережению для зданий, чтобы сократить выбросы парниковых газов в этих секторах.
«Такой политический риск не стоит возможной ограниченной выгоды», — казал Паскаль Канфин, член движения La Republique En Marche президента Франции Эммануэля Макрона и председатель комитета Европарламента по окружающей среде, пишет Reuters.
Канфин назвал этот документ фактическим регрессивным налогом и процитировал анализ самой комиссии, согласно которому ETS для автомобильного транспорта снизит выбросы всего на 3%.
Кто заплатит за ETS?
Созданный в ЕС углеродный рынок позволил сократить выбросы в энергетическом секторе. Экологи-активисты говорят, что этот успех можно повторить в других секторах, чтобы побудить потребителей делать более экологичный выбор.
«Цена на углерод — самый эффективный способ побудить предприятия и домохозяйства к сокращению выбросов», — сказала Элизабетта Корнаго, научный сотрудник Центра европейских реформ в Брюсселе.
Между тем, для объявления планов о введении углеродного налога на моторное топливо и предназначенные для отопления домов нефтепродукты, сложился непростой экономический, политический и социальный фон.
Годовое ралли на рынке сырой нефти на фоне надежд на восстановление мировой экономики уже привело к росту цен на энергоносители и темпов инфляции, в то время как пандемия усугубила существующее неравенство в благосостоянии.
Опросы показывают, что подавляющее большинство европейцев поддерживают амбициозные цели ЕС по сокращению выбросов. Но даже те, кто выступает за борьбу с изменением климата, не хотят платить за это напрямую. Опрос, проведенный в прошлом месяце, показал, что 75% немцев отвергают повышение цен на топливо как способ решения проблемы изменения климата.
Теоретически механизм ценообразования на выбросы углерода должен быть наиболее приемлемым с политической точки зрения способом достижения целей по сокращению выбросов — менее заметным и драконовским, чем упреждающее повышение налогов.
В Канаде система ценообразования за выбросы углерода, которую некоторые провозглашают образцовой, включает в себя скидку, которую люди могут потребовать в своей ежегодной налоговой декларации. Но в Европе налоги по-прежнему в значительной степени контролируются государствами-членами.
«У ЕС просто нет компетенции производить прямые выплаты», — сказал Майкл Блосс, депутат Европарламента от немецких «зеленых». Он призывает ЕС вместо этого нацеливаться на корпоративный бизнес, например, путем запрета продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Поскольку согласно предварительному варианту политики, рассмотренной Reuters, транспорт и отопление не будут связаны с расходами на выбросы углекислого газа до 2026 г., последствия роста цен на топливо не будут ощущаться до сентябрьских выборов в Германии или президентской гонки во Франции в 2022 г., двух определяющих моментов для политического будущего Европы.
Это дает странам достаточно времени для подготовки, например, используя миллиарды евро из фонда ЕС для восстановления после пандемии, чтобы построить зарядные станции для электромобилей или сделать существующие здания более энергоэффективными.
Однако сокращение выбросов углекислого газа всегда связано с ценой, и Корнаго подчеркнула, что директивным органам необходимо разъяснить это общественности: «Важно, чтобы комиссия и государства-члены не позволяли радикальным партиям влиять [на общественное мнение броскими заголовкам]».
Как сообщал enkorr, в июне Еврокомиссия одобрила к регистрации петицию против ископаемого топлива. Ранее ЕК приняла решение о прекращении финансирования новых трансграничных проектов по нефти и газу.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти