Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ) считает принятие законопроекта об обязательном добавлении биокомпонентов в топливо преждевременным и призывает народных депутатов воздержаться от его поддержки. Об этом говорится в письме НАУ, адресованном депутатам и профильным комитетам Верховной Рады. Текстом письма располагает enkorr.
«НАУ вынуждена констатировать, что ни одна из необходимых предпосылок для введения обязательного добавления биокомпонентов в бензины не была выполнена и не были учтены важные предложения НАУ в последних версиях законопроекта», — говорится в письме.
В частности перед принятием законопроекта нерешенными остались критически важные для рынка вопросы, среди которых — нелегальные АЗС, которые активизировались после введения карантина.
«Наличие нелегального сегмента, который не платит налоги, не вкладывает инвестиции для выполнения законодательных требований по строительству, безопасности труда, экологии, санитарных и других норм, еще больше углубит диспропорцию в конкуренции при введении обязательного добавления биокомпонентов», — считают в НАУ.
По оценкам экспертов профильного объединения, стоимость биоэтанола превышает 600 долл./т (при цене бензина до $200/т), что повлияет на повышение стоимости бензинов для потребителей.
«Честные и законопослушные компании … будут нести существенные финансовые потери в отличие от «теневиков». Для решения этой проблемы нужно активизировать контрольно-проверочные и правоохранительные меры по привлечению нелегальных игроков к ответственности и закрытия нелегальных АЗС», — говорится в письме.
Главной предпосылкой для принятия законопроекта, по мнению НАУ, также должно стать сбалансирование ставок акцизного налога на сжиженный газ и бензины. В настоящее время ставка акцизного налога на сжиженный газ составляет 52 евро/1000 литров, что в 4 раза ниже ставки налога на автомобильные бензины, которая составляет 213,5 евро/1000 литров.
НАУ предлагает уравнять ставки в два этапа: на 1-м этапе установить ставки акцизного налога для бензинов 180 евро/1000 л, на сжиженный газ — 95 евро/1000 л; на 2-м этапе для бензинов и сжиженного газа на уровне 145 евро/1000 л.
«Если этого не сделать, то некуда будет добавлять биокомпоненты, поскольку в последние годы половина рынка бензинов замещена сжиженным газом и эта тенденция растет», — сетуют в НАУ.
По мнению НАУ, существующий законопроект не учитывает ее предложения по объему обязательной доли биокомпонентов в составе бензинов. Ассоциация настаивает, что обязательная доля биокомпонентов должна составлять 4,5–5%, а не 6% и 7%, как это предусматривает документ, а оптимальной датой начала введения обязательного добавления биокомпонентов в бензины было бы 1 июля 2022 г.
НАУ также указывает на недопустимость введения слишком больших штрафов, размеры которых несоизмеримы с сущностью правонарушений и не соответствуют уровню штрафов, предусмотренных украинским законодательством для более существенных правонарушений.
Кроме того, профильное объединение призывает не применять требования об обязательном добавлении биокомпонентов в бензины с октановым числом 98 и выше.
«Высокооктановые бензины потребляются в малых объемах (до 3%) и имеют длительный срок хранения (3–6 мес.) для автомобильного транспорта и до 5 лет для спортивных нужд. Длительное хранение бензинов с содержанием биоэтанола приводит к абсорбированию влаги из воздуха и резервуаров и делает непригодным такой бензин из-за расслоения бензиновой, этанольной и водной фракций», — пояснили в ассоциации.
Как сообщал enkorr, в ноябре 2019 г. группа депутатов во главе с Олегом Семинским («Слуга народа») зарегистрировала законопроект об обязательном добавлении биоэтанола в автомобильные бензины.
В декабре прошлого года комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики поддержал этот законопроект.
20 февраля 2020 г. законопроект был отозван авторами после того как получил отрицательный вывод Главного научно-экспертного управления Рады. Также свои опасения изложило Министерство финансов, указав, что в проекте нет достаточного обоснования, как квоты повлияют на уровень цен на моторное топливо в Украине.
Обновленная редакция законопроекта была подана в Верховную Раду группой из 20 депутатов во главе с Олегом Семинским 17 апреля 2020 г. В новой версии проекта закона изменен орган контроля над соблюдением квот с Госэнергоэффективности на Госэкоинспекцию.
Также пересмотрены сроки введения и размеры квот. Так, если в предыдущей редакции обязательная доля биокомпонентов на уровне 3,4% объемных предлагалась с 1 января 2021 г., то новая редакция предусматривает введение квоты не менее 5% объемных с 1 июля 2021 г., с 1 июля 2022 г. — не менее 6% и с 1 июля 2023 г. — не менее 7%.
С критикой законопроекта выступила также «Укртатнафта» — крупнейший производитель бензина.
Ранее enkorr анализировал законопроект в статье «Спирт выходит из засады» и пришел к выводу, что предложение содержит массу рисков и может негативно повлиять на топливный рынок. В частности, разработчиками документа не учтены нюансы качества и контроля производства спиртосодержащего топлива и ряд других нюансов.
Также раскритиковал этот документ в беседе с enkorr старший научный сотрудник Института возобновляемой энергетики НАН Украины (ИВЭ НАНУ), эксперт по вопросам энергетической политики Проекта UNIDO/GEF в Украине Николай Кобец.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти