У початок

Государства Персидского залива имеют ограниченное пространство для маневрирования

Вспышка коронавируса и резкое падение цен на нефть представляют собой двойной удар, который оставляет правительствам стран Персидского залива мало возможностей для управления фискальной стабильностью, передает Reuters.

Последний обвал цен на нефть в 2014 г. привел к тому, что регион, который полагается на экспорт энергоносителей, начал сокращать субсидии, вводить новые налоги для диверсификации источников доходов и пытаться сократить щедрые системы соцобеспечения и раздутый государственный сектор. Теперь, фокусируясь на стимулировании экономической активности и смягчении воздействия распространяющегося коронавируса на их население, правительствам шести стран Совета сотрудничества стран Залива (ССЗ/GCC) трудно повысить налоги или сократить субсидии.

Существуют значительные отличия между шестью странами ССЗ.

Катар имеет профицит бюджета, и его экономика зависит от экспорта сжиженного природного газа (СПГ), поэтому меньше подвержена влиянию цен на нефть, в то время как обремененные долгами экономики мелких производителей нефти — Омана и Бахрейна — более уязвимы к колебаниям цен.

Но «общая финансовая картина GCC резко ухудшается» с ценами на нефть на уровне $30/барр., сообщает Arqaam Capital. Котировки в диапазоне от $30 до $40 за баррель в этом году могут стоить производителям Персидского залива десятки миллиардов долларов дохода.

По данным Arqaam, в Саудовской Аравии бюджетный дефицит в 2020 г. может достигнуть 16,1% с предыдущего прогноза в 6,4%, если цены на нефть составят в среднем $40/барр. По оценкам Reuters, при ценах в $30/барр. дефицит составит 22,1% — около $170 млрд.

В отличие от своих малых соседей, крупнейший в мире экспортер нефти может частично компенсировать падение цен за счет наращивания добычи. Тем не менее, на прошлой неделе источники сообщили Reuters, что Эр-Рияд уже попросил правительственные учреждения представить предложения о сокращении бюджета как минимум на 20%.

По мнению некоторых аналитиков, поскольку государственные расходы являются ключевым фактором экономического роста в регионе, их сокращение может привести к рецессии.

Центральные банки Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара предложили стимул на общую сумму $60 млрд для ослабления воздействия коронавируса, в то время как правительства сократили плату за операции с недвижимостью и коммунальные услуги, чтобы поддержать частный сектор.

ОАЭ, Кувейт и Катар, которые имеют более глубокие бюджетные буферы, чем Саудовская Аравия, могут дольше позволить себе ослабление цен на нефть, но «вряд ли захотят видеть долговременный большой дефицит», сказала Моника Малик из ADCB.

Чтобы избежать болезненных мер, правительства могли бы увеличить заимствование или привлечь наличные, продавая активы.

С 2014 г. Саудовская Аравия привлекла более $100 млрд внешних заимствований, используя низкие глобальные процентные ставки. Имея долг всего около 20% ВВП, королевство может продолжать практику занимания средства для финансирования своего дефицита, но вместо этого может использовать резервы, которые в 2019 г. составили около 469 млрд риалов ($124,96 млрд), что эквивалентно 17% ВВП.

Однако расходы по займам выросли, поскольку облигации стран Персидского залива подверглись распродаже после падения цен на нефть. Оман и Бахрейн уже оценены как «мусор» всеми крупными рейтинговыми агентствами. А стоимость страхования от возможного дефолта Саудовской Аравии на прошлой неделе утроилась, достигнув самого высокого уровня с 2016 г.

Как сообщал enkorr, стоимость барреля майской нефти Brent 17 марта к 8:35 по Киеву составила $30,58 (+1,73%). Баррель апрельской нефти WTI торговался по $30,08 (+3,72%).

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти