Экспорт сжиженных углеводородных газов (СУГ) в России существенно сократился в 2020 г. По данным эксперта по рынку СУГ компании Thomson Reuters Дамира Хальметова, это во многом связано с тем, что внутренний рынок в настоящее время показывает себя более премиальным, чем даже самые популярные направления для зарубежных поставок, включая Украину, передает rzd-partner.
В ходе круглого стола «Текущее состояние рынка СУГ в России: актуальные вопросы спроса, предложения и ценообразования» Хальметов пояснил, что сегодня существует три наиболее популярных направления для зарубежной торговли сжиженным углеводородом. Это отправки в Польшу через Брест, отправки в Украину и все отправки через терминалы в Тамани и Темрюке через Черное море. Обычно в их востребованности отмечается сезонность. Так, в зимний период наиболее привлекательным становится черноморское направление, а летом, весной и осенью в последние годы наиболее премиальным был украинский рынок.
«При этом цены спотового рынка в России находятся на втором уровне по премиальности, если говорить в целом в течение года, то есть выгоднее поставок в Польшу или через черноморские терминалы, но уступали украинскому рынку. В этом же году, если исключить период апреля-мая, мы видим, что российский рынок премиальнее даже украинского направления», — сообщил эксперт Thomson Reuters.
По его данным, железнодорожные отгрузки СУГ на экспорт через морские терминалы тоже демонстрируют резкое сокращение объемов в последние месяцы. Так, если в прошлом году через Усть-Лугу, терминал которой являлся основным для этого вида поставок, проходило порядка 200 тыс. т груза в месяц, то в настоящее время показатели сократились почти в четыре раза — ежемесячные отгрузки не превышают 50–60 тыс. т. Хальметов считает, что основная причина снижения кроется в перенаправлении сырья на нефтехимический комбинат «ЗапСибНефтехим».
Также представитель Thomson Reuters обратил внимание на то, что в 2020 г. из-за слабого спроса на внутреннем рынке ряд компаний предприняли попытки перенаправить невостребованный товар на экспортные направления. Так, излишки СУГ поставлялись в Индию, Оман, Шри-Ланку и страны Латинской Америки.
Об аналогичной ситуации в рамках круглого стола говорил и генеральный директор «Газпром ГНП продажи» Дмитрий Миронов.
«Многие производители пытались увести какие-то объемы на экспорт, хотя и экспорт тоже очень сильно сократился. В целом производство пришлось сильно снизить. И потом обратно его нарастить — это не такая быстрая история. А спрос начал появляться гораздо быстрее. Вот в мае мы уже увидели небольшое превышение спроса над предложением, а в июне оно было уже более значительным», — добавил он.
При этом к данному алгоритму предприятия прибегали не только в части трансфера через морские терминалы. Так, по данным Хальметова, в апреле и мае текущего года наблюдался прирост экспортных поставок через сухопутные погранпереходы в соседние страны. В частности, эксперт отметил повышение объемов в китайском направлении через Забайкальск. В остальном объем транспортировки СУГ через границы соседних стран остается неизменным, отмечается стабильность поставок в Украину и Польшу.
Как сообщал enkorr, потребление СУГ в Украине в 2019 г. увеличилось на 11,1%, по сравнению с 2018 г. и составило 2,03 млн т. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Консалтинговой группы А-95».
Экспорт СУГ из Российской Федерации в 2025 г. достигнет 10,7 млн т, что более чем в два раза превышает текущий объем. Основным экспортным направлением останется Европа — регион АRA, Средиземноморье и Восточная Европа. Кроме того, Thomson Reuters ожидает роста поставок ж/д транспортом в Китай. Танкерные поставки СУГ из РФ на Дальний Восток, вероятно, начнутся в 2021 г.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти