У початок

Цена нефти катастрофическая, а от ценовой войны выиграют США — вице-президент «Лукойла»

Вице-президент и совладелец нефтяной компании «Лукойл» Леонид Федун в интервью изданию РБК рассказал об отношении к разрыву сделки ОПЕК+ и его последствиях для мирового рынка. Enkorr публикует краткий пересказ основных тезисов.

Позиция РФ перед разрывом сделки c ОПЕК

Перед заседанием ОПЕК+ в Вене была встреча российских нефтяников с правительством, где было сделано предложение продлить сделку на существующих условиях. Идея о выходе из нее не обсуждалась. Никаких экономических реальных расчетов участия или не участия в сделке  сделано не было. Даже те госкомпании, которые лоббировали разрыв сделки, не могли в страшном сне представить, что нефть будут продавать по $25/барр.

Потребление нефти снижается: только в Китае оно упало на 10–15%, по всему миру ожидается такое же падение, зачем в это время выливать нефть на рынок?

Кто выиграет от ценовой войны

В самой негативной ситуации будут две страны — Россия и Саудовская Аравия. Это будет война на истощение, в которой выиграют США — самый большой потребитель и страна, где цена ДТ и бензина наиболее привязана к цене нефти. По нашим расчетам, доходы населения США вырастут на 6% в результате этой войны, поскольку цена на нефть упадет. Те потери, что связаны с сокращением сланцевой добычи, не столь значительны на этом фоне. Выиграет Китай, примерно на 2% вырастут доходы его населения, на такой же уровень увеличатся доходы в Европе и Индии. В России цены защищены демпфером, поэтому изменений ждать не стоит.

Последствия нефтяного шока

Если бы сделка с ОПЕК была, цена нефти находилась бы на уровне $50–55/барр, а не $25/барр, как сейчас. Да, действительно, коронавирус вызвал панику и, поскольку нефть это биржевой товар, — понятно, что последовало падение. Но тот дисбаланс на рынке, который ввела Саудовская Аравия, снизив цену на 10/барр от цены Light, — повлек общее снижение цен на $18–20/барр. Сегодня Urals в силу атаки, которую осуществила Саудовская Аравия, торгуется с дисконтом $5–6 долл.

О повышении добычи Россией

Россия практически не уменьшила добычу за время действия сделки. Резервные возможности, при самой большой фантазии, составляют 0,3 млн барр./с, и то какой-то ограниченный период времени. Рост производства с 1 апреля будет незначительным, по сравнению с Саудовской Аравией, — в лучшем случае на 10% от того увеличения, которое сделает Саудовская Аравия.

Скорее всего, если сделки не будет и цены останутся в диапазоне не выше $35/барр, то начиная с 2022–2023 гг. добыча в РФ начнет сокращаться.

О повышении добычи ОПЕКом

Саудовская Аравия увеличит добычу на 3 млн барр./с, с сегодняшних 9,5 до 12,3 млн барр./с. Плюс ее союзники в Персидском заливе добавят 2–2,5 млн барр./с. Их доля увеличится с 21 до 25–26%, по разным оценкам. У Саудовской Аравии со времен войны с Кувейтом была заморожена нейтральная территория, эта территория способна добывать 25–30 млн тонн в год, там обустроены готовые месторождения. Сейчас они договорились о запуске этой нейтральной территории. Это свободные мощности, которые не были задействованы в течение десятилетий.

О последствиях для сланцевой добычи в США

Если брать крайний сценарий — цены WTI на уровне $25/барр., добыча может упасть в два раза, с 7,3 до 3,5 млн барр./с. Действительно, американское сланцевое производство может быть отброшено на 6–7 лет назад. Но есть ряд нюансов. 60% всей нефти захеджирована по $50/барр. то есть до октября-ноября для них цена будет $50. Есть много необустроенных скважин, которые пробурены, но не подключены, для них себестоимость в два раза ниже. Быстрого падения не произойдет. Плюс нужно понимать, что добыча может быстро восстановиться.

Америка потеряет добычу, но она по любому остается нетто импортером: сейчас она закупает 1,5–3 млн барр./с, но будет закупать 6 млн барр./с, но по цене $25/барр., для них это только плюс.

Полная версия интервью доступна по ссылке.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти