У початок

В России ожидается рост избытка бензина и дизтоплива (инфографика)

Производство бензина в России к 2035 г. может вырасти на 13,3%, до 45,4 млн т, а дизельного топлива — на 26,6%, до 105,5 млн т по сравнению с 2018 г., прогнозирует «Лукойл». Об этом передают «Ведомости».

В опубликованном компанией обзоре развития мирового рынка жидких углеводородов описано несколько сценариев.

Первый — «Эволюция» (поступательное развитие мировой энергетики, национальных программ и долгосрочных планов компаний) — предусматривает, что с ростом производства увеличится профицит на внутреннем рынке бензина с 3 млн т в 2018 г. до 7 млн т в 2035 г. В сценарии «Климат» (страны будут стремиться удержать рост температуры существенно ниже 2оС к 2100 г., инвестируя в низкоуглеродную экономику) профицит может достичь 10 млн т.

«Мы не ожидаем существенных проблем с поставками бензина на внутренний рынок вне зависимости от сценария спроса», — говорится в обзоре. На рынке дизтоплива профицит наблюдается уже многие годы (в 2018 г. его экспорт составил 41,3 млн т), к 2035 г. избыток достигнет 64–70 млн т, ожидает «Лукойл».

Рост производства топлива компанией «Лукойл» объясняет модернизацией нефтеперерабатывающих заводов. Программа была запущена в 2011 г., когда многие регионы России столкнулись с острой нехваткой бензина. Одна из причин — компании не успели модернизировать заводы, а с 2011 г. был запрещен оборот топлива «Евро-2». Позже это требование было отменено, а со всеми нефтяниками правительство подписало соглашения, обязывающие их увеличить выпуск светлых нефтепродуктов. Постепенно Россия переходила на оборот более экологичных видов нефтепродуктов — в 2016 г. была запрещена продажа топлива ниже 5-го класса.

Модернизация НПЗ продолжается до сих пор. Инвестиции в переработку, по данным Минфина РФ, должны ежегодно составлять 250–300 млрд руб. и к 2025 г. доля светлых нефтепродуктов в выпуске достигнет 75–80% (сейчас — 67–68%, данные Минэнерго РФ). С 2011 г. производство мазута российскими заводами упало в 1,6 раза, до 46,5 млн т, а к 2035 г., по прогнозу «Лукойла», сократится еще на 28 млн т.

Однако спрос на топливо на внутреннем рынке стагнирует. Если в 2010–2014 гг. потребление автомобильного бензина выросло на 11%, то начиная с 2014 г. оно стабилизировалось на уровне 36 млн т и почти не менялось. «Лукойл» объясняет это медленным ростом экономики, увеличением доли экономичного автопарка, а также тем, что спрос на личный транспорт приближается в крупных городах к предельному уровню, ограниченному развитием инфраструктуры.

«Мощности по производству топлива в России растут, потребление стагнирует, соответственно, возникает вопрос, куда реализовывать избытки, — рассказал главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. — При более полной загрузке мощностей профицит автобензина в 2035 г. может даже превысить 10 млн т».

Общий профицит бензина и дизельного топлива в России составит порядка 30 млн т к 2035 г., в основном дизельного топлива, говорит эксперт Центра энергетики московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко. По ее мнению, избыток дизтоплива может быть использован для удовлетворения растущего спроса на низкосернистое топливо в бункеровочных хабах — с 1 января 2020 г. вступают в силу новые требования Международной морской организации ООН (IMO), ужесточающие требования к содержанию серы в судовом топливе. Но конкуренция на внутреннем рынке бензина может вырасти, поскольку выход на экспортные рынки ограничен внешней конкуренцией, добавляет Грушевенко.

В долгосрочной перспективе конкуренция на экспортных рынках существенно обострится, отмечает руководитель направления «Нефть и нефтепродукты» консалтингового подразделения ценового агентства Argus Сергей Агибалов. Сейчас российские компании направляют на экспорт около 44% дизтоплива, бензина — 10%. Основным экспортным рынком для дизельного топлива останется Европа, продолжает он. Но развитые страны намерены сокращать потребление нефтепродуктов, а развивающиеся, спрос в которых активно растет (Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток), активно инвестируют в создание собственных мощностей по переработке нефти. В итоге за ограниченное число рынков-импортеров, например, Африку и Латинскую Америку, будет конкурировать множество производителей, включая Россию и США, говорит Агибалов. Весьма вероятно, что не весь экспортный потенциал трансформируется в реальные поставки, «часть заводов может столкнуться с необходимостью оптимизации загрузки и корзины нефтепродуктов». Он и Ежов считают, что ряд заводов могут быть переориентированы на производство сырья для нефтехимии.

Как сообщал enkorr со ссылкой на данные «Консалтинговой группы А-95», РФ остается крупнейшим поставщиком ДТ в Украину с долей рынка 32%. При этом поставки российского ДТ в Украину по ж/д сократились в ноябре до 195 тыс. т (-11%). Импорт топлива производства компании «Роснефть», поставляемого по смешанной логистической схеме — по трубопроводу до Гомеля (Беларусь) с дальнейшей перевалкой в ж/д-цистерны — в ноябре составил 131 тыс. т, против 133 тыс. т в октябре (по уточненным данным). Прямые ж/д-поставки из России в ноябре сократились на 25%, до 64 тыс. т.

Инфографика: «Ведомости»

Данные: Минэнерго РФ

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти