У початок

Украина может снизить долю поставок топлива из РФ и Беларуси до 30–40% — глава «А-95»

Украина может снизить зависимость от российских и белорусских поставок нефтепродуктов путем стимулирования импорта по морю и модернизации собственных перерабатывающих мощностей. Об этом в статье «Как достичь «дизельного» баланса» для «Зеркала недели. Украина» пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

«Как ранее, так и сейчас у рынка есть одна проблема — доминирование поставок из России и Беларуси. С одной стороны, это наиболее дешевые энергоресурсы, помогающие экономике, с другой — рынок очень зависим, со всеми вытекающими отсюда рисками», — пишет автор.

Он отмечает, что между Россией и Беларусью идет борьба за украинский рынок, в результате чего премии на дизтопливо заметно уменьшились. С 2016 по 2018 г. премия на белорусское дизтопливо для Украины снизилась с $50/т до $10–16/т.

«Украина же выиграла намного больше: вместе с белорусскими аналогично снизились цены на весь дизель, поступающий на рынок, — и импортный, и отечественный. При ежегодном объеме потребления 6,0–6,5 млн т дизтоплива за три года потребители сэкономили около $700 млн, или 17,5 млрд грн», — отмечает директор «А-95».

В то же время на эти две страны приходится 75% поставок ДТ. Любые, даже незначительные, перебои в поставках из этих источников способны дестабилизировать украинский рынок, как это неоднократно случалось в 2015–2018 гг. В качестве примера автор привел ситуацию осени 2018 года, когда неопределенность вокруг поставок из Беларуси привела к росту цен и дефициту, хотя недопоставка по факту составила всего 25 тыс. т. Тогда преодолеть кризис удалось благодаря наращиванию поставок по нефтепродуктопроводу «Прикарпатзападтранс» и  туркменского ДТ по морю.

По мнению Сергея Куюна, снижать зависимость от российского и белорусского топлива необходимо планомерно и целенаправленно путем наращивания собственного производства и обеспечения доступа на рынок для альтернативных, в частности «морских» поставщиков.

Кременчугский НПЗ, у которого у государства в лице НАК «Нафтогаз Украины» 43% акций, теоретическим может обеспечить 100% потребностей в бензине, авиатопливе и на 30% в ДТ, перерабатывая доступное ему азербайджанское или ближневосточное сырье.

«Проблема №1 — потребность в дорогостоящей модернизации. Проблема №2 — контрольный пакет акций «Укртатнафты» у Игоря Коломойского. Надо договариваться, опыт государственно-частного партнерства по модернизации НПЗ есть, например, в Казахстане. Правда, там частникам выбора по сути не предоставили: или развиваем предприятие вдвоем, или государство сделает это без вас», — пишет автор.

Вторым шагом должно стать снижение тарифов в украинских портах, которые в два раза превышают европейские. «Это будет своеобразной льготой для морских альтернативных поставок, которые смогут потеснить российский и белорусский продукт хотя бы в южных областях», — отмечает директор «А-95».

Также, по мнению Сергея Куюна, государству стоит озаботиться созданием собственных мощностей по перевалке нефтепродуктов в портах, а также устранить такие инфраструктурные ограничения как, например, хронический дефицит подвижного состава «Укрзализныци».

Еще одним шагом для повышения устойчивости рынка нефтепродуктов будет создание стратегического запаса топлива, обсуждение которого длится уже более семи лет.

«Этот комплекс мероприятий требует времени — от месяца (снижение портовых сборов) до 3–4 лет (модернизация НПЗ), но в результате снизит российско-белорусские поставки до 30–40%. При этом будут сохранены диверсифицированная структура снабжения рынка, оптимальный уровень цен и готовность оперативно заместить недостающие российско-белорусские поставки», — резюмирует директор «А-95».

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти