Сябры готовят дизельный потоп, «черти» защищают нелегалов, Гончарук увидел лишних 2 грн, «Приват» переиграл сам себя, а «Укрнафта» хочет зарабатывать меньше.
Беларусь может резко нарастить переработку нефти в 2020 году Так уж повелось, что украинский рынок вынужден больше следить за объемами переработки нефти в Беларуси, чем, собственно, в Украине. История с непонятным объемом на 2020 год была одной из интриг осени, оказав воздействие на контрактование продукта на следующий год. БНК исходила из пессимистичного сценария, предусматривающего сохранение объемов на отметке 2019 года — 18 млн т (по крайней мере, так говорили контрагентам). Между тем, даже этот «небольшой» ресурс позволял уверенно прогнозировать поставку в Украину более 200 тыс. т дизтоплива в месяц, при том, что БНК настойчиво твердила про 140 тыс. т как максимум. Новые реалии, вероятно, изменят параметры 2020. Переработка дополнительных 6 млн т — это плюс 2 млн т дизельного топлива, что на 30% больше, чем в 2019 году. За вычетом внутренних потребностей республики, которые оцениваются максимум в 250 тыс. т в месяц, экспортный объем составит около 1,25 млн т или более 400 тыс. т в месяц. Разумеется, Украину будут рассматривать для размещения свободного ресурса в первую очередь. Влезет ли дополнительный ресурс в большой, но не резиновый украинский рынок? Есть вопросы. С одной стороны, рынок ожидает ясности с «Приватом», который в уходящем году заявил про амбиции на оптовом рынке. Осенью группа провела несколько сделок по покупке белорусского ресурса на внутреннем рынке и не исключено, что может законтрактовать большой объем для работы в центральном и западном регионах. Есть и еще один потенциальный претендент на белорусский объем. Группа Wexler. Это крупнейший оптовый поставщик, отлично знающий западный регион, за последние три года плотно присевший на трубопроводный ресурс. Но трубы нет, а клиенты есть. Другой вопрос, насколько успешной будет поставка белорусского продукта с премиями по $20–21/т? Повышение северного паритета откроет еще больше возможностей морю, также получит больше возможностей российский колесный продукт от «Лукойла». Такой цикл с запредельными премиями на белорусское ДТ с последующим их падением едва было не произошел в 2019-м, когда к середине года многие планировали писать письма об отказе от своих «термов» (но в августе предпочли их поскорее съесть). Как в случае с «Приватом», так и с Wexler речь очевидно не будет идти о 10–20–30 тыс. т. А, значит, белорусский объем может в очередной раз удивить. |
Секретарь горсовета Борисполя блокирует демонтаж нелегальной АЗС, — СМИ Прекрасная иллюстрация всей проблематики нелегальных АЗС. Еще два года назад глава Киевской ОДА Горган жаловался, что демонтировать незаконные АЗС в области практически невозможно, из-за их сплошной принадлежности различного рода уважаемым людям — пенсионерам СБУ, крупным земельным пайщикам и т.д. Теперь нелегалы не цураются прикрываться интересами участников войны. А в целом Борисполь и район — это давний рассадник нелегалов. Газовая бочка стоит уже практически в каждом селе. На моих глазах некоторые из них за год разрослись до мультитопливных «комплексов» с мини-магазином и даже туалетами. Особенно удивляет позиция глав сельсоветов — работа таких объектов напрямую лишает бюджет громады средств. С другой стороны, так бы в селе вообще ничего не было… А так люди хорошие, душевные, на праздники презенты носят (а скорее всего ежемесячно). Недавно довелось побывать на совещании с представителями ОДА по борьбе с нелегальными АЗС и описать это можно одним словом — саботаж. Ситуация реально сложная: одно дело закрыть, но необходимо также демонтировать оборудование, а здесь ко всем прочим барьерам добавляются «самые гуманные в мире»… Одним словом, проблем много, а выгоды для чиновников неочевидны. Похоже, что в деле ликвидации подзаборников нет альтернативы решительным действиям на подобие ликвидации сети игровых залов. Получилось эффектно. |
Гончарук ожидает снижения розничных цен топлива на 2 грн/л Этот сюжет логично продолжает предыдущий. Нелегалы соревнуются в минимальных ценах, тогда как на противоположном полюсе другие рекорды. На войне как на войне, каждый сам за себя. Продающие дорого говорят, что продают дорого из-за торгующих дешево. Торгующие же дешево бензином и ДТ, а также сжиженным газом теперь имеют прекрасный аргумент: посмотрите, мы же даем нищим людям прекрасную альтернативу! И эта позиция сегодня выглядит намного более убедительной. Никто не хочет думать, и никто не верит в тяготы сверкающих комплексов, торгующих (опять же, по их словам) с большими скидками, всем и чиновникам в том числе понятней цена на стеле. С другой стороны, до сих пор непонятно, почему все обращают внимание на максимальные цены, по которым работает в лучшем случае 20% рынка (включая пустые станции Shell)? Почти 50% АЗС стоит в минимальных ценах и это только легальная часть рынка, а есть нелегалы с их минимум 20% от общего числа АЗС, которые торгуют еще дешевле. Почему не требует правительство снизить цены на мерседесы и ауди? На дорогие вина и сигары? Ждем! |
«Укртатнафта» настаивает на единой ставке акциза на бензин и СУГ Уже можно говорить о том, что в 2019 году «Приват» проиграл битву за акциз. Почему так произошло, до конца неясно. Но, похоже, люди Коломойского в парламенте и за его пределами несколько переоценили свои возможности. Дерзкое предложение об унификации акцизов на бензин, ДТ и сжиженный газ было явным перегибом, который заставил дистанцироваться даже тех, кто поддерживал первоначальную, также весьма радикальную коррекцию 170/136. Хайп и медийный напор на всемогущество шефа не сработали. А судя по малому числу голосов от фракции «Слуга народа», есть и серьезная внутрипартийная оппозиция. Зато «зашкварились» все причастные. И если экс-журналистка с «плюсов» уже была достаточно ярко идентифицирована, то, например, замминистра финансов Холодов среди лояльных к «Привату» персонажей во власти проявился впервые. Жаль, но из-за своей одиозности пострадали и другие стоящие предложения. В частности, отмена акциза на авиатопливо, который не оставляет шансов украинским перевозчикам в конкуренции с европейскими. Из-за премий в 50–60 баксов на тонне на керосин шансов этих и так немного, но по имеющимся данным единственный украинский производитель идет навстречу не посторонней МАУ. Но пускай и небольшой акциз на жестком авиарынке многое решает. Говорят, «Приват» попробует вернуться к вопросам в январе, но шансы на их прохождение оценить крайне сложно. |
«Укрнафта» пригрозила сокращением добычи, если правительство не снизит цену на ее нефть Этот выход был ожидаемым. Вся история группы «Приват» в «Укрнафте» (а это более 15 лет) — это борьба за снижение цен на ее нефть для более интересной переработки. После того, как в 2009 году на аукционах «оптимизировали» под 1 млрд долларов, государство перешло к формульному ценообразованию на нефть, привязав ее к таможенным ценам и международным котировкам. И с тех пор борьба идет в плоскости внесения изменений в эту формулу путем включения различных дисконтов. С «Партией регионов» договорились на 15%, но в 2015 году скидку отменили. Теперь новая идея — экспортный паритет. Мол, будем на море продавать, если «Укртатнафта» не выкупает. Это означает дисконт порядка $30–40/т от действующих цен по формуле. Согласитесь, неплохо. Но проблема не только в этом, а еще и в том, что никакого экспорта не будет. «Приват», контролирующий в том числе и морские порты, отвадит любых «левых» претендентов от аукционов. Нефть как шла на Кременчуг, так и будет идти, только намного дешевле. Характерно, что в своей аргументации к премьеру «Укрнафта» апеллирует к Офису эффективного регулирования BRDO, который до назначения в Кабмин сам премьер и возглавлял. Там же работал и министр экоэнергетики Оржель. Тонкий подход. Интересно было взглянуть на это исследование. Мы же смотрим на фактические цифры, которые говорят о том, что в итоге нефть оказывается у «Привата» намного дешевле, чем та, которую он покупает по импорту. Да, покупает не сразу, но в итоге дешевле. В целом же не перестает умилять картина, как менеджмент нефтедобывающей компании, притом независимо от личности председателя правления, добивается снижения цен на добываемый ресурс. Компании, в которой большинство акций принадлежит государству. Интересно, что сделали бы с таким менеджментом в Беларуси или России? |
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти