У початок

СК РФ обвинил в гибели де Маржери «стрелочников» и скрыл важные факты

Причиной крушения в московском аэропорту «Внуково» самолета Falcon 50, в котором находился глава французской компании Total Кристоф де Маржери, стал выезд на взлетно-посадочную полосу снегоуборочной машины, а также ошибочные действия диспетчеров. Об этом сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин.

«Следствие установило, что непосредственной причиной крушения самолета Falcon послужило столкновение при взлете воздушного судна со снегоуборочной машиной, которая под управлением водителя Владимира Мартыненко выехала в нарушение правил на взлетно-посадочную полосу при отсутствии контроля за действиями шофера со стороны старшего сменного инженера Владимир Леденева», – цитирует Маркина «Интерфакс-Украина».

«При этом диспетчеры имели возможность предотвратить столкновение самолета со спецмашиной, но ничего для этого не сделали», – добавил спикер СК.

Он уточнил, что обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности крупный ущерб и смерть более двух лиц), предъявлено сотрудникам Внуковского центра организации воздушного движения филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»:

  • руководителю полетов Роману Дунаеву,
  • диспетчеру-инструктору Александру Круглову,
  • диспетчеру руления Надежде Архиповой,
  • диспетчеру-стажеру Светлане Кривсун, осуществлявшей под контролем инструктора непосредственное управление экипажем французского самолёта,

а также работникам аэродромной службы ОАО «Аэропорт Внуково»:

  • водителю снегоуборочной машины Владимиру Мартыненко и
  • старшему сменному инженеру Владимиру Леденеву.

Как установило следствие, непосредственной причиной крушения самолёта послужило столкновение при взлете воздушного судна со снегоуборочной машиной, которая под управлением водителя Мартыненко выехала в нарушение правил на взлетно-посадочную полосу при отсутствии контроля за его действиями со стороны старшего сменного инженера Леденева.

«Дополнительными факторами, послужившими причиной авиакатастрофы, явились допущенные нарушения авиационных правил со стороны диспетчеров Дунаева, Архиповой, Кривсун и Круглова», – отметил В.Маркин.

Он пояснил, что при наличии информации локатора обзора летного поля на мониторах, которыми оборудованы их рабочие места, обвиняемые ненадлежаще исполняли свои обязанности, нарушили авиационные правила, и в результате о движении спецмашины в сторону взлётно-посадочной полосы, а в последующем выехавшей на траекторию движения воздушного судна, не сообщили пилотам взлетавшего самолета.

Пилоты, которых не уведомили о возникшей на их пути опасности, не имели возможности принять меры к предотвращению столкновения самолета с машиной. При этом диспетчеры, как считают следователи, имели возможность предотвратить столкновение самолёта со спецмашиной, но не предприняли к этому необходимых действий.

«Особо необходимо отметить, что расследование данного уголовного дела было осуществлено в кратчайшие сроки – в течение пяти месяцев, что является достижением не только для следственной практики Российской Федерации, но и мирового расследования авиационных катастроф, которые, как правило, длятся от трех до 10 лет», – отметил официальный представитель СКР.

Он сообщил, что особая сложность в расследовании уголовного дела состояла в участии иностранных представителей, исполнении международных запросов о правовой помощи, а также проведении соответствующей работы с французскими потерпевшими, находящимися на территории иностранных государств.

«Основными доказательствами вины фигурантов являются показания самих обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, специалистов, многочисленные протоколы следственных действий, заключения авиационно-документальных судебных экспертиз», – сказал В.Маркин.

В настоящее время шестеро обвиняемых и 14 их защитников завершили ознакомление с материалами уголовного дела, составляющего 68 томов, более 400 вещественных доказательств и приложений к протоколам следственных действий.

«Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело передано в Генеральную прокуратуру РФ для рассмотрения вопроса об утверждении обвинительного заключения и направления в суд для рассмотрения по существу», – заявил Маркин.

Он добавил, что для устранения условий, способствовавших совершению преступления, министру транспорта РФ внесено представление, при положительном рассмотрении которого, по мнению следствия, в будущем при возникновении подобных обстоятельств будет возможность избежать авиакатастрофы и человеческих жертв.

Комментарий OilNews

В спиче официального представителя СК РФ есть много интересных нюансов, которые бросаются в глаза только специалистам. Вот как прокомментировали источники OilNews в диспетчерской службе одного из международных аэропортов выводы Следственного Комитета России:

Обвинения, выдвинутые СК РФ к диспетчеру-стажеру Светлане Кривсун, выглядят странными. Во-первых, непонятно, как ее могли допустить к непосредственному управлению взлетом разбившегося во Внуково «Фалькона». Во-вторых, за ошибки стажера отвечает диспетчер-инструктор, но не человек, который не имеет допуска к контролю над взлетом и посадкой воздушных судов.

Кроме того, СК РФ скрыл ключевой факт, который, скорее всего, и стал причиной трагедии. По   информации диспетчеров аэропорта Внуково в контрольной башне по положению на 7 ноября 2014 года работал локатор обзора летного поля, который показывал неверную информацию об объектах на взлетно-посадочной полосе. Из-за сбоев в его работе уже после крушения самолета главы Total диспетчеры были вынуждены 10 раз закрывать аэродром для взлета и посадки воздушных суден.

Если проблемы с оборудованием возникали и до этого трагического инцидента, диспетчеры Внуково могли просто проигнорировать появление снегоуборочной машины на взлетно-посадочной полосе, зафиксированное системой TRADIS. Не исключено, что до катастрофы бизнес-джета де Моржери они могли получить «рекомендации» начальства не обращать внимания на «ложные» показания локатора. Как минимум, одно из них оказалось подлинным, и по закону бутерброда именно оно, было проигнорировано диспетчерами...

В спиче г-на Маркина обращают на себя внимания еще два пассажа: о рекордной скорости расследования трагедии (тут комментировать нечего) и о том, что выводы о виновности в инциденте лиц, которым следствие предъявило обвинение, сделаны, в т.ч., на основании признаний самих обвиняемых. Как там говаривал сталинский прокурор Николай Васильевич Крыленко, осужденный на смерть при участии своего личного врага Андрея Януарьевича Вышинского: «Лучшей уликой при всех обстоятельствах является все же сознание подсудимых»?

Наконец, выводы о причастности лиц обвиненных в нарушении УК РФ базируются еще и на «показаниях потерпевших». Это кого г-н Маркин имеет в виду: Кристофа де Маржери и членов экипажа сгоревшего на ВПП бизнес-джета Falcon 50?

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти