Нефтеперерабатывающая отрасль России не может функционировать без косвенной государственной таможенной «субсидии», которая предоставляется в виде вывозной пошлины на нефть и удешевляет сырье для НПЗ. Об этом пишет кандидат экономических наук Григорий Выгон в «Российской газете».
«Если отменить таможенные пошлины, то цена нефти для перерабатывающих предприятий, рассчитанная исходя из экспортного паритета, увеличится. Частично это будет компенсировано за счет роста выручки от реализации нефтепродуктов, но суммарный убыток для отрасли составит 0,5-1 триллион рублей в год», – пишет Г.Выгон.
Наличие «субсидии» объясняется объективными причинами. Во-первых, российские заводы расположены далеко от основных экспортных рынков сбыта. При этом транспортные затраты на экспорт нефти значительно ниже по сравнению с затратами на экспорт нефтепродуктов. В результате российским предприятиям трудно конкурировать с зарубежными НПЗ. Текущая величина таможенной «субсидии» примерно соответствует логистическому отставанию.
Во-вторых, несмотря на модернизацию, технологический уровень российских НПЗ сравнительно невысок. Стоимость продукции, производимой из тонны нефти в России, заметно ниже, чем в Европе. Соответственно, без субсидирования производство будет работать в убыток.
В период высоких цен на нефть большая «субсидия» позволила осуществить рывок в качестве продукции. За последние десять лет в нефтепереработку было вложено около $74 млрд. В итоге все топливо, поставляемое НПЗ на внутренний рынок, достигло самого высокого – пятого экологического класса. Однако структура производимой продукции нефтепереработки по-прежнему сильно отстает от европейской. К примеру, доля светлых нефтепродуктов по отношению к перерабатываемому сырью в среднем составляет 62% по сравнению с 72% в Европе.
Если отказаться от «субсидии», нефтепереработка сразу окажется нерентабельной. Частично потери будут компенсированы за счет роста цен для внутренних потребителей, но все равно значительная часть НПЗ закроется. Так как заводы в большинстве являются градообразующими, прекращение их работы повысит социальную нагрузку, а дефицит нефтепродуктов будет покрываться за счет импорта.
Сейчас маржа в отрасли находится на минимальном уровне. С 2020 г. в мире ужесточаются требования к флотскому топливу, что также ударит по российской переработке, так как основным продуктом экспорта до сих пор является мазут. Без модернизации значительная часть отрасли окажется неэффективной даже при сохранении текущей субсидии, но ее реализация под вопросом. На текущий момент только три крупных российских НПЗ из 36 завершили программу модернизации и в целом соответствуют европейскому уровню.
По планам компаний, работающих в этом сегменте, в ближайшие семь лет предстоит построить 46 млн т углубляющих процессов (установок крекинга и замедленного коксования), которые преобразуют темные нефтепродукты в светлые и определяют структуру производимой продукции. В результате мощность таких процессов по отрасли удвоится и доля светлых нефтепродуктов достигнет европейского уровня. Но для того, чтобы уже понесенные и планируемые инвестиции окупились, необходимо сделать характер субсидии целевым. Для этого целесообразно увязать условия ее предоставления с выпуском нефтепродуктов, востребованных внутренним рынком, – моторных топлив, авиакеросина, масел, битума и сырья для нефтехимии. Различные варианты такого субсидирования в настоящее время прорабатываются, а сам механизм планируется запустить с 2019 г.
Напомним, НПЗ играют системообразующую роль в экономике России. Они перерабатывают более половины добываемой нефти – около 280 млн т в год и обеспечивают нефтепродуктами внутренних потребителей.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти