Рынок движется к восстановлению былой конфигурации снабжения дизельным топливом, при которой крупнейшая доля принадлежала российскому ресурсу. Об этом в статье «Поиски "дизельных" граней» для «Зеркала недели» пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
После введения пошлин, российский импорт ДТ сократился до 15% в балансе рынка, но уже в октябре восстановил позиции до 32%, демонстрируя рост по всем направлениям — через белорусский Гомель, от заводов «Лукойла» и Орского НПЗ.
«Вероятно, это еще не все. Потенциал наращивания поставок есть по всем перечисленным направлениям и не только. Например, в железнодорожных поставках свое слово еще не сказала «Роснефть», — пишет автор.
По информации директора «А-95», «Роснефть», чей ресурс сейчас поступает в Украину только через трубопроводный терминал в Гомеле, может оперативно поставить на «колеса» в направлении Украины 50–60 тыс. т.
Основным рыночным фактором, от которого будет зависеть доля российского ДТ на украинском рынке в 2020 г., остается Беларусь, а именно какой объем поставок в Украину она сможет обеспечить в следующем году.
«Пока «БНК-Украина» предложила на тендерах на 2020 г. всего 140 тыс. т дизтоплива в месяц, притом, что заявок от украинских компаний поступило на 430 тыс. т», — пишет Сергей Куюн.
На конференции Petroleum Ukraine 2019 глава БНК-Украина Александр Коваленко сообщил, что «возможно, ситуация изменится, но на данный момент больше ресурса у нас нет».
«При этом на рынке понимают, что даже при сохранении низких объемов 2019-го (18 млн т нефти) у белорусов будет как минимум 250 тыс. т экспортных объемов ДТ, и с большой долей вероятности они будут проданы в Украину, дающую наибольшую цену», — отмечает эксперт.
По его оценкам, даже если в 2020-м белорусы найдут 200 тыс. т в месяц для Украины, Россия все равно станет крупнейшим поставщиком, с долей около 33% (порядка 200–220 тыс. т в месяц, как в минувшем октябре).
Ограничить поставки российского ДТ может правительство, к этому его уже призвала компания «Укртатнафта» — владелец Кременчугского НПЗ.
Дело в том, что по мере роста ж/д-поставок российского ресурса становится невостребованным импорт через порты, где с августа крупнейшим игроком стала группа «Приват», владеющая перевалочными комплексами в Одессе и Черноморске.
«Судя по всему, на море у «Привата» большие планы: по рынку прошла информация, что крупнейший украинский оператор уже приобрел два танкера дедвейтом по 30 тыс. т для поставок ДТ», — отмечает Сергей Куюн.
В связи с этим сделанное «Укртатнафтой» на Petroleum Ukraine 2019 заявление о подготовке обращения к правительству с требованием ввести пошлину на весь российский ресурс было весьма ожидаемым.
Тем не менее, что делать с растущим импортом российского ДТ у правительства пока четкого ответа нет. «Затруднился ответить на вопрос о том, что делать в случае возврата российского импорта на доминирующие позиции, и Андрей Герус. По его словам, парламентский комитет и правительство сейчас изучают европейскую практику, предписывающую диверсификацию поставок энергоресурсов с долями по каждому направлению не более 30%», — пишет автор, попутно отмечая, что далеко не все европейцы ставят эту норму превыше своих экономических интересов.
«В конечном итоге речь идет о том, как быть с российскими поставками дизтоплива, которые, с одной стороны, самые дешевые из доступных, но с другой — их происхождение плохо вписывается в картину дня на фоне войны в Донбассе... Украине предстоит найти грань между политикой и экономикой. Активные поиски начались лишь недавно. И дизтопливо как наиболее объемный энергоресурс, очевидно, станет главным полигоном для таких испытаний», — резюмирует автор.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти