«Приват», «Глуско Украина» и «Альянс Энерго Трейд» начнут поставки дизтоплива для «Укрзализныци». Эти компании суммарно отгрузят для ж/д 40 тыс. т ДТ, еще 20 тыс. т должен поставить прежний поставщик — компания «Торум», входящая в группу «Трейд Коммодити». Об этом свидетельствуют данные экстренной закупки по переговорной процедуре, которая прошла в субботу, 3 августа, а ее результаты опубликованы вечером того же дня.
Документация по экстренному тендеру была опубликована в субботу в 17:23 из-за риска остановки работы железной дороги. УЗ сообщила, что по состоянию на 2 августа ее запасы составляли 3 тыс. т, что хватило бы максимум до понедельника, 5 августа.
На экстренную закупку заявилось девять претендентов, т.е. более чем на шесть «заблокированных» тендеров.
Впервые не только в тендерах УЗ, но и во всех государственных закупках через ProZorro, поучаствовала компания «БНК-Украина» — специмпортер белорусских нефтепродуктов. Также это был первый тендер УЗ для компании «Глуско Украина» и днепровского ООО «Энерджи Юнион» (ранее «Восточно-Европейский энергетический союз»).
В экстренной закупке участвовали также поставщики, которые изначально на заблокированные тендеры не заявлялись. Это группа «Приват» в лице «Оил-Трейд 2018» и «Альянс Энерго Трейд», которые подали документы на остальные 2 из 8 тендеров (см. табл.).
Осведомленный источник сообщил enkorr, что на субботние торги приглашения были отправлены компаниям WOG и «Параллель», последняя из которых накануне предоставила УЗ товарный кредит в связи с критической ситуацией с запасами. Однако в итоге эти компании на торги не прибыли.
В том, что возникла критическая ситуация с запасом топлива, УЗ обвинила ООО «Сокар Украина» и «Торум». Эти компании 30 июля подали друг на друга жалобы в АМКУ, чем автоматически приостановили шесть тендеров на 60 тыс. т. Аукционы по этим тендерам должны были состояться в понедельник 5 августа — то есть в тот день, когда по заявлению УЗ, она бы полностью израсходовала свой запас топлива.
Впервые за последние два года среди победителей тендера «Укрзализныци» нет компаний группы Wexler — крупнейшего поставщика ДТ для железной дороги по итогам 2018 г. Между тем один лот выиграла компания «Глуско-Украина», находящаяся в совместном управлении Wexler и Unimex.
Результаты переговорной процедуры УЗ по закупке 60 тыс. т ДТ
Участники |
Предложенная поставщиком расчетная цена грн/т с НДС (все лоты по 10 тыс. т) |
|||||
Лот 1 |
Лот 2 |
Лот 3 |
Лот 4 |
Лот 5 |
Лот 6 |
|
Оил-Трейд 2018 (Приват) |
26 100 |
26 100 |
25 380 |
25 310 |
25 410 |
25 310 |
БНК-Украина |
26 100 |
26 100 |
26 100 |
26 100 |
26 100 |
26 100 |
Альянс Энерго Трейд |
25 870 |
25 860 |
25 620 |
25 310 |
25 320 |
25 500 |
Анвитрейд |
26 070 |
25 830 |
26 100 |
25 540 |
25 440 |
25 440 |
ОККО Контракт |
26 100 |
25 400 |
25 470 |
25 340 |
25 350 |
25 280 |
ТД Сокар Украина |
25 550 |
25 800 |
25 500 |
25 600 |
25 500 |
25 310 |
Глуско Украина |
26 100 |
26 100 |
26 000 |
25 950 |
25 500 |
25 250 |
Энерджи Юнион |
26 100 |
26 100 |
26 100 |
25 980 |
26 100 |
25 900 |
Торум (Трейд Коммодити) |
25 550 |
25 300 |
25 410 |
25 430 |
25 470 |
25 440 |
* цветом выделено предложение победителя
Цена на ДТ будет определяться по такой же формуле, как и на предыдущих тендерах УЗ в течение последних полутора лет. Это средняя из минимальных котировок ДТ агентства Platts по одному из базисов за 10 дней от получения разнарядки по курсу НБУ на дату разнарядки, плюс акциз и фиксированная маржа поставщика.
Во время переговоров поставщики предоставляют расчетную цену на 3 августа, по которой они готовы отгрузить топливо, условно, в этот день. Из этой цены на основании текущих котировок и курса высчитывается «фиксированная маржа», которая затем будет использоваться при определении окончательной цены ДТ во время поставок.
Самую низкую расчетную цену из всех участников предложила компания «Глуско Украина» — 25 250 грн/т. С такой ценой она победила по одному из 6 лотов и поставит 10 тыс. т. ДТ. По расчетам enkorr, «фиксированная маржа» «Глуско Украина» составит 1565 грн/т (без НДС) или $62/т.
«Фиксированная маржа» остальных победителей тендера, по расчетам enkorr, составит:
Отметим, что «фиксированная маржа» не означает чистый заработок трейдера. Чтобы определить чистую наценку поставщика, от «фиксированной маржи» необходимо отнять премию, по которой трейдер приобретает топливо у зарубежных поставщиков (в среднем $10–20/т), логистические затраты на импорт ДТ в Украину ($10–15/т), затраты на перевалку, хранение ресурса, страховку и прочее.
В целом, поставщики предложили УЗ цены ДТ примерно на том же уровне, на котором торговали в крупном опте в четверг-пятницу 1–2 августа.
«Фиксированная маржа» на экстренном тендере УЗ оказалась ниже, чем на предыдущем апрельском тендере на 100 тыс. т. Тогда она колебалась в пределах 1980–2082 грн/т или $73–77/т по курсу на дату аукциона.
«Мы не ожидали такого ажиотажа среди поставщиков, результат превзошел наши ожидания», — заявил источник enkorr в «Укрзализныце».
Как сообщал enkorr, УЗ в течение последних нескольких лет периодически сталкивается с нехваткой дизельного топлива и время от времени вынуждена либо объявлять экстренные торги, либо брать топливо в кредит.
Постоянная нехватка создает предпосылки для злоупотреблений и манипуляций на тендерах. По мнению директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, УЗ необходимо усовершенствовать тендерную документацию, определив четкий график отгрузок и сформировать достаточный запас дизтоплива, чтобы в случае любых задержек с проведением тендерных процедур обеспечить непрерывную работу предприятия.
Справка enkorr
«Укрзализныця» является крупнейшим потребителем ДТ. В 2017 г. компания законтрактовала 385 тыс. т, в 2018 г. — 327 тыс. т. В 2017 г. крупнейшими поставщиками ДТ для «Укрзализныци» были «Трейд Коммодити» (50% объема), «Элемент Нафта» (26%), WOG (17%), в 2018 г. — Wexler Group (40%), «Трейд Коммодити» (38%), SOCAR (20%).
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти