У початок

Новые геополитические реалии открывают перед Азербайджаном хорошие перспективы в Украине и Европе, – эксперт

Азербайджан потенциально имеет очень хорошие перспективы для развития в Украине в свете произошедших в стране изменений и пересмотра основ энергетической безопасно в Европе. Об этом заявил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, выступая на VII Каспийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции в Баку, организованной компанией Confidence Capital.

«Последние события в Украине и та напряженность, которая существует в отношениях с Российской Федерацией, еще раз показала, что в современном мире на первый план выходит не цена, а надежность поставок и диверсификация их источников, – заявил С. Куюн. – В свете этих реалий Азербайджан может резко усилить свои позиции в нефтяном секторе Украины и Европы».

Приоритетным проектом является нефтепровод Одесса–Броды в рамках Евразийского нефтетранспортного коридора, который многие годы не может сдвинуться с мертвой точки в первую очередь из-за невнятной позиции Киева и саботажа Польши, которая также не хочет расставаться с дешевыми поставками российской нефти Urals для своих НПЗ.

«Сегодня мы видим едва ли не самую радикальную в Европе позицию Польши по украинскому вопросу и это означает готовность Варшавы более конструктивно подойти к рассмотрению проекта Одесса–Броды», – сказал украинский эксперт, напомнив, что до последнего времени одним из ключевых требований поляков были гарантии загрузки нефтепровода со стороны ресурсодержателей, в том числе и Азербайджана.

Однако, по мнению С. Куюна, важнейшую роль в блокировании проекта играли власти Украины, которые прислушивались к мнению Москвы и в целом не проявляли должного внимания к проблемам нефтетранспортной отрасли. «Россия не заинтересована в работе этого маршрута, так как потенциально нефть из Одессы может не только заменить Urals в Польше, но и при небольших инвестициях пойти дальше в Германию и Австрию, а также войти в южную ветку «Дружбы», потеснив россиян в Чехии и Венгрии», – считает эксперт. Учитывая нынешнюю риторику европейцев о необходимости снижения зависимости от России в энергетике, возобновление активной проработки проекта Одесса–Броды было бы очень кстати. «В «Дружбу» можно заходить прямо сейчас, никаких инвестиций не надо, только политическая воля стран-получателей нефти», – сказал он.

С. Куюн также отметил проблему в управлении украинской нефтепроводной компанией «Укртранснафта». «Ею руководят ставленники частной финансово-промышленной группы, интересы которой зачастую расходятся с государственными. В преддверии реализации таких крупных международных проектов эту ситуацию, безусловно, нужно менять», – уверен эксперт.

Вторым направлением приложения усилий эксперт назвал участие в проектах по восстановлению украинской нефтепереработки. В частности, он назвал азербайджанские компании наиболее подходящими инвесторами для Кременчугского и Херсонского НПЗ.

«Говорить о поставках российской нефти не приходится, соответственно речь может идти только об импорте через морские порты, где наибольший свободный объем нефти имеет Азербайджан», – считает С. Куюн. По его мнению, Украина могла бы рассмотреть возможность продажи 43% акций «Укртатнафты», которые находятся в управлении «Нафтогаза Украины». «С этим пакетом Украина как собака на сене – не продает и сама в управлении заводов участия не принимает», – говорит эксперт. В то же время, учитывая имеющиеся установки и их состояние, предприятие нуждается в сравнительно небольших инвестициях в развитие. «Проекты SOCAR в Азербайджане и Турции суммарно измеряются миллиардами долларов, тогда как в Кременчугу необходимо $0,5-1,0 млрд, чтобы выйти на уровень переработки и качества Евро-5 в количестве, которого будет достаточно для покрытия 60-70% внутреннего рынка в нефтепродуктах всех марок», – считает C. Куюн. К рискам данного проекта эксперт относит позицию владельца второй части акций – группы «Приват».

Между тем существует также проект развития Херсонского НПЗ, где владелец – группа «Континиум» – ищет инвестора. «Завод хорошо расположен, рядом море, есть нефтепровод, общезаводское хозяйство и осязаемый объем инвестиций. А главное – желание владельца возродить предприятие», – отметил глава «А-95».

Эксперт также отметил, что, несмотря на все сложности, хороший опыт работы в Украине у азербайджанских компаний есть.

«Розничная сеть SOCAR хотя и не владеет большой долей рынка, но за последние годы стала видным и узнаваемым игроком. Это признают как потребители, так и конкуренты сети», – сказал C. Куюн. По его оценке, такой результат стал для многих неожиданностью, так как намного ранее зашедшие на рынок Украины российские вертикально-интегрированные нефтяные компании не смогли добиться лидерских позиций. «Розничный рынок Украины характеризуется очень высокой конкуренцией, и SOCAR смог занять на нем свою нишу и предложить уникальные позиции, в частности, в сервисе. На сегодня именно комплексы SOCAR во многом являются символом Азербайджана в Украине», – заключил эксперт. Он выразил надежду, что азербайджанской сети удастся удержать высокие стандарты своей работы и при расширении сети, о котором заявляет менеджмент «Сокар Энерджи Юкрейн».

Справка OilNews

Опыт работы Азербайджана в Украине насчитывает несколько проектов, которые за исключением развития розничной сети по разным причинам были не очень успешными. В 2009 г. группа «Приват» начала поставки азербайджанской нефти в Кременчуг, однако в 2011 г. программа была свернута из-за нерентабельности переработки.

В 2010 г. Азербайджан по просьбе Беларуси начал поставки нефти по системе Одесса-Броды и дальше на Мозырский НПЗ. Однако в 2011 г. поставки остановились вследствие договоренностей между Минском и Москвой о возобновлении льготных условий поставок нефти.

Основные надежды были связаны с достройкой нефтепровода Одесса–Броды до польского Плоцка, разговоры о которой идут более 10 лет. Однако в силу комплекса факторов проект в 2013 г. был фактически заморожен.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти