Казахстан после месячного перерыва опять возобновил запрет на ввоз дизельного топлива из России, стремясь оградить местные НПЗ от конкуренции с российскими нефтепродуктами. Экспортеры считают казахское направление экспорта «очень привлекательным»: поставки из РФ выгодны из-за отсутствия пошлин, акциза и НДС. Но запрет на ввоз, спасая казахские НПЗ, бьет по местным АЗС, вынужденным закупать местное топливо по регулируемым ценам.
Железнодорожная отправка дизтоплива из России в Казахстан запрещена с 27 июля по 27 августа, следует из телеграммы ОАО РЖД грузоотправителям. В телеграмме указано, что монополия действует на основании уведомления Совета по железнодорожному транспорту СНГ и обращения Казахстанских железных дорог (КЖД) от 23 июля. Факт введения запрета подтвердили два источника издания «КоммерсантЪ» на рынке. В КЖД отказались от комментариев, пишет Oilru.
Ранее Астана уже вводила запрет на поставки российского дизтоплива, действовавший с 5 марта по 28 июня. Аналогичный запрет по бензину был снят 20 апреля. В марте, вводя ограничения, власти страны объясняли это избытком предложения на рынке и затовариванием собственных НПЗ. В январе-феврале из России по железной дороге в Казахстан было поставлено 89 тыс. тонн дизтоплива, – на 40% больше, чем в 2014 году. Но из-за запретов общий объем поставок достиг с тех пор лишь 91,3 тыс. тонн дизтоплива, на 80% меньше, чем в 2014 году и всего 18% от согласованной на 2015 год квоты в 520 тыс. тонн.
После отмены запрета в конце июня дизтопливо в Казахстан успел отправить только Омский НПЗ «Газпром нефти» (856 тонн). Представители компании сообщили «Ъ», что для своей сети АЗС в Казахстане она закупает топливо на местном рынке. В других крупных поставщиках в Казахстан «Фортеинвесте» (владеет Орским НПЗ) и «Башнефти» от комментариев отказались. Собеседники «Ъ» на рынке отмечают, что НПЗ расположен всего в 60 км от границы с Казахстаном и может поставлять туда горючее автотранспортом.
Продление запрета по дизтопливу было ожидаемым, говорит один из источников «Коммерсанта», добавляя, что это направление экспорта по-прежнему очень привлекательно. Розничные цены на топливо в Казахстане регулируются государством, для летнего дизтоплива установлен максимум в 99 тенге за литр (30,75 руб. по текущему курсу против 34,37 руб. в европейской части России, по данным Thompson Reuters Kortes – 11,69 грн и 13,06 грн соответственно, – ON). Российские нефтепродукты, которые поставляются в Казахстан беспошлинно, из-за ослабления рубля стали существенно дешевле местного топлива. При этом, как отмечает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков», российские нефтекомпании могут предложить на казахстанском направлении конкурентоспособную цену, поскольку с топлива не взимаются экспортная пошлина, акциз и НДС. Дешевые нефтепродукты из РФ выдавливают с рынка топливо местных НПЗ, вынуждая их снижать переработку. «Запрет на такие поставки нужен Астане, чтобы оказать поддержку собственной нефтепереработке», – говорит Турукалов. Напомним, что еще в конце января министр энергетики РК Владимир Школьник даже заявил о том, что импорт дешевого бензина из РФ может привести к остановке казахстанских НПЗ.
С другой стороны, дешевое и более качественное топливо из РФ обеспечивает существование частных казахских сетей АЗС при регулировании цен. В мае на парламентских слушаниях в Астане глава Казахстанской топливной ассоциации Болат Ауетаев заявил, что «подавляющему большинству розничных реализаторов удавалось избежать банкротства во многом благодаря тому, что нефтепродукты российского производства были на 10-30% дешевле отечественных». Он выступал резко против практики ограничения импорта из России, указывая, что она приводит к росту оптовых цен.
Как ранее сообщал OilNew, в Казахстане складываются условия для передачи НПЗ в частные руки. У государства просто нет денег на быструю модернизацию трех работающих и строительства четвертого перерабатывающего завода.
Снижение экспорта ДТ в Казахстан российские производители светлых нефтепродуктов компенсируют существенным ростом поставок дизтоплива в Украину. По данным «Консалтинговой группы А-95», в I полугодии 2015 г. Россия увеличила поставки ДТ на наш рынок на 39%, – до 588 тыс. тонн.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти