Правительство РФ хочет получить оперативную возможность регулировать пошлины на экспорт топлива, чтобы поставки на экспорт и на внутренний рынок приносили одинаковую прибыль, передают «Ведомости» со ссылкой на заявление вице-премьера Дмитрия Козака.
Такую идею он высказал во время прямой линии с президентом России Владимиром Путиным, которая состоялась 7 июня.
«Мы буквально завтра внесем законопроект ... Дадим возможность правительству повышать экспортную пошлину на моторное топливо, в крайнем случае – почти приравнять ее к экспортной пошлине на нефть», – заявил Козак. Путин такую идею поддержал, назвав недопустимой ситуацию с ростом цен на бензин, которая сложилась в России.
С конца марта к началу июня топливо на российских АЗС подорожало в среднем на 10%. При этом оптовые цены на бензин выросли в среднем на 20%.
«Рост цен на бензин за последние четыре года обоснован, так как существенно подешевел рубль, были снижены экспортные пошлины, увеличился netback и повысились акцизы», – пишет в отчете аналитик БКС Кирилл Таченников.
Федеральный чиновник и видевший законопроект источник «Ведомостей» говорят, что документ позволяет правительству повысить экспортные пошлины на нефтепродукты до 90% от нефтяных. Сейчас они в несколько раз меньше. При этом, продолжает один из собеседников издания, в случае дальнейшего ухудшения ситуации правительство сможет и дальше повышать пошлины вплоть до нормализации цен на внутреннем рынке.
Минфин предлагает поднять предельные значения экспортных пошлин на нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть, передает «Интерфакс» со ссылкой на директора налогового департамента Минфина Алексея Сазанова. По его словам, такой законопроект 8 июня министерство внесет в правительство.
В июне экспортная пошлина на нефть составляет $131,8/т, сама нефть на европейском рынке стоит примерно $73/барр., или $529–530/т. Таким образом, от внешней цены нефти экспортер платит около 25%. Автобензин в Северо-Западной Европе стоит около $700/т, а действующая экспортная пошлина – всего $39,5/т, или 5,6% от цены. Если пошлины на автобензин и на сырую нефть сравняются, то экспортеры бензина будут платить около 20% его цены на внешнем рынке и европейская цена бензина за вычетом пошлины составит около $569/т. Рост пошлин на моторное топливо сделает их заградительными и значительно повысит привлекательность внутреннего рынка для производителей нефтепродуктов, уверен гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.
Повышение пошлин может и не подействовать, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. В случае дальнейшего роста цен или ослабления рубля экспортный рынок все равно может быть привлекательнее российского. И снижение рентабельности экспорта может побудить нефтяные компании повысить цены на внутреннем рынке. Спрос на топливо в России неэластичен, т. е. мало зависит от цены, подчеркивает эксперт.
Правительство уже приняло меры для снижения цен на топливо. С 1 июня снижены акцизы на бензин и дизельное топливо – на 3000 и 2000 руб./т соответственно. Кроме того, их ставки не станут повышаться, как было запланировано, с 1 июля на 700 руб. Меры уже приносят свои плоды, отметил Козак. По его словам, поставки дизельного топлива и бензинов на внутренний рынок выросли за первую неделю месяца на 20%.
Снижение акцизов способно защитить внутренний рынок лишь при мировых ценах на нефть ниже $75/барр., уверен Турукалов. Он считает, что если нефть подорожает, то потребуется дополнительно повышать привлекательность внутреннего рынка или за счет дальнейшего снижения акцизов (а это накладно для бюджета), или за счет повышения экспортных пошлин.
Принимаемые правительством меры не удержат цены на бензин, считают эксперты БКС. Они ожидают роста стоимости топлива к концу года на 2 руб./л. А к 2024 г. бензин подорожает еще больше – на 8–9 руб./л, прогнозирует БКС. Случится это, если налоговый маневр продолжит действовать (экспортная пошлина на нефть будет обнулена), акцизы, цена на нефть и курс рубля не изменятся.
Представители Козака, Минэнерго, Минфина и крупнейших в России нефтяных компаний – «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» – не ответили на вопросы «Ведомостей».
Как сообщал enkorr, 6 июня Козак провел очередное совещание с нефтяными компаниями по ситуации на рынке нефтепродуктов и о параметрах завершения налогового маневра. По словам человека, принимавшего участие в совещании, вице-премьер правительства РФ и нефтяники согласовали ключевые параметры налогового маневра. Он предполагает отмену вывозных экспортных пошлин на сырую нефть на 5% в год в течение шести лет, а также введение отрицательного акциза на нефть для нефтеперерабатывающих заводов.
По мнению менеджмента «Роснефти», предусмотренная «налоговым маневром» отмена к 2024 г. экспортных пошлин будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо и их реальное повышение как минимум в 1,5 раза.
По данным «Консалтинговой группы А-95» по итогам I квартала доля российского ДТ в балансе украинского рынка составила 42% или 525,84 млн т.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти