У початок

ГФС оценила ущерб от «керосиновой» схемы в 920 млн грн

Следственное управление финансовых расследований Государственной фискальной службы подозревает компании из орбиты «Трейд Коммодити» в уклонении от уплаты налогов на сумму 920,5 млн грн. Об этом говорится в определении Октябрьского районного суда Днепропетровска от 2 июля, которым следственный судья санкционировал арест изъятых в ходе обысков документов компании.

Расследование начато в июне 2019 г., в нем фигурируют 11 юридических лиц: «Фирма «Фидея», «Торум», «Софт Оил», «Голд Систем», «Ферст Групп», «Август Пром», «Оптимус Конекшн», «Итиоли», «Скай Торг», «Метал Оил» и «Мерген».

«Неустановленные лица в период 2018–2019 гг., действуя по предварительному сговору, используя подконтрольные предприятия (вышеперечисленные 11 юридических лиц. — ek), создали преступную схему по импорту топливо-смазочных материалов, в том числе подакцизной группы товаров, путем занижения объекта налогообложения, уклоняясь от уплаты акцизного налога на сумму 767,047 млн грн и НДС на сумму 153,409 млн грн», — говорится в материалах расследования.

Схема уклонения от уплаты налогов, по данным ГФС, состоит в добавлении к дизельному топливу масла и топлива для реактивных двигателей (РТ) и продажу этой смеси под видом дизельного топлива. Это имело экономический смысл, поскольку ставка акциза на РТ была в семь раз ниже, чем на ДТ (€21/тыс. л для РТ против €139,5/тыс. л для ДТ), а масло и вовсе не облагается акцизным налогом.

Учитывая обнародованную ГФС сумму неуплаченного акциза — 767,047 млн грн, речь может идти о примерно 170 тыс. т авиакеросина, который путем смешивания был реализован под видом дизельного топлива.

25–27 июня ГФС в рамках этого расследования провела ряд обысков в местах хранения топлива группой «Трейд Коммодити», изъяв журналы учета поступления топлива и регистрации проб нефтепродуктов.

Расследование ГФС касается только 2018 и 2019 гг. и было начато после инцидента с арестованной в порту Николаева партией масла — 11,5 тыс. т, которое предназначалось для «Трейд Коммодити».

При этом первые сигналы о нецелевом использовании керосина начали поступать еще в конце 2016 г. Всего, по оценкам «Консалтинговой группы А-95», в 2017–2018 годах мимо конечных потребителей прошло 335 тыс. т керосина и ущерб госбюджета от этого достигал 1,5 млрд грн.

Для борьбы с нецелевым использованием авиакеросина с 1 января 2019 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие десятикратное увеличение ставки акциза на авиационный керосин, если импортер или производитель не подтвердят, что топливо было использовано для заправки самолетов или поставки для Минобороны и Госрезерва. После этого по итогам 5 месяцев 2019 г. импорт авиакеросина сократился в 1,8 раза. В компании группы «Трейд Коммодити», которые были лидерами по объемам поставок, уменьшили импорт в 3,5 раза.

Справка enkorr

Группа «Трейд Коммодити» стала активным участником государственных тендеров в начале 2016 г. По результатам 2018 г. на нее приходилось 35% всех поставок топлива на Минобороны (в 2017 г. — 60%) и 40% — на «Укрзализныцю» (в 2017 г. — 50%).

В 2018 г. компании из орбиты «Трейд Коммодити» импортировали 164 тыс. т ДТ и 196 тыс. т авиационного топлива. По итогу прошлого года компании этой группы подписали с УЗ 11 контрактов на поставку 137 тыс. т ДТ, еще 16 договоров на 30 тыс. т ДТ и 16,5 тыс. т РТ были подписаны с Министерством обороны.

Журналистские расследования указывают на поддержку «Трейд Коммодити» со стороны руководства фракции БПП, в частности депутата Александра Грановского. 16 октября 2017 г. бизнесмен Андрей Адамовский, ранее известный своим сотрудничеством с А. Грановским, заявил, что является «одним из инвесторов» этой компании. Вторым инвестором был назван Владимир Трофименко. На данный момент он, как и учредитель «Трейд Коммодити» Вадим Майко, находятся под следствием НАБУ.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти