У початок
«Белоруснефть»: Давайте говорить не о стоимости сырья для заводов, а о цене реализации продукции

«Белоруснефть»: Давайте говорить не о стоимости сырья для заводов, а о цене реализации продукции

Эксклюзивное интервью агентству «Интерфакс-Украина» заместителя генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции Республиканского унитарного предприятия «Производственное объединение «Белоруснефть» Сергея Каморникова.

Интерфакс: Украинские нефтепереработчики обвиняют белорусские НПЗ в ценовом демпинге, наносящем им немалый ущерб. Действительно, Беларусь, будучи участником Таможенного союза, получает нефть дешевле, чем украинские НПЗ. По вашему мнению, каковы основные причины роста поставок из Беларуси в Украину?

С. Каморников: Изначально стоит разобраться, что такое демпинг. Демпинг – это продажа товаров по ценам ниже себестоимости, или создание неких особенных ценовых условий для покупателя. Сегодня, однозначно, подобного подхода в реализации белорусских нефтепродуктов нет. Ценообразование на наше топливо абсолютно прозрачно и свободно. Если большую цену дает украинский рынок, то нефтепродукты идут туда; выставляет цену выше Польша – топливо разворачивается и едет на Польшу.
Механизм продажи также крайне прост – ресурс выставляется на электронной площадке, где и происходит свободная рыночная торговля. Наша цена определяется по связке «спрос-предложение»: кто выше цену даст, тот и получит топливо. Кроме того, если, например, на бирже на какой-либо лот нет заявки неделю-две, тогда мы снижаем цену, порой существенно – на $20-30, а порой и на $50 на тонне.
Следует также учитывать ситуацию с нефтью, поставляемой на НПЗ республики в рамках Таможенного союза. Ведь сегодня Россия установила для наших заводов премию за поставляемую нефть. Так что давайте говорить не о стоимости сырья для заводов, а о цене реализации продукции.
Безусловно, я понимаю, что украинские нефтепереработчики обеспокоены значительным объемом топлива производства Мозырского НПЗ у вас в стране, но это рыночная конкуренция и борьба предприятий. И обвинять белорусские НПЗ в демпинге, по моему мнению, абсолютно неправильно. Кроме Украины, белорусское топливо широко представлено в Польше и Прибалтике, но никто на этих рынках нас не обвиняет.
Что касается причины уверенного роста объемов продаж нашего топлива в Украине, то здесь основным из факторов является увеличение загрузки мощностей Мозырского и Новополоцкого НПЗ (в Украину поставляется топливо преимущественно производства Мозырского НПЗ, топливо с ОАО «Нафтан» отгружается только в условиях острого дефицита. – ИФ). В этом году мы прогнозируем, что уровень переработки нефти заводами (Мозырского НПЗ и Новополоцкого НПЗ) составит около 21-22 млн т, для сравнения – в прошлом году цифры были на треть ниже (переработка 16,5 млн т). В свою очередь, объемы переработки тесно связаны с формулой, по которой мы в России закупаем нефть. Чем больше сырья мы приобрели, тем дешевле оно нам обходится.

Интерфакс: Ваша оценка возможного введения Украиной пошлин на импортные нефтепродукты?
С. Каморников: Отрицательная. Такой подход деструктивен, в первую очередь, по отношению к украинскому потребителю. Он лишится качественного топлива и будет вынужден платить дороже, так как украинские НПЗ не смогут в полном объеме удовлетворить внутренний спрос на качественные нефтепродукты.

Интерфакс: Длительный ремонт на Мозырском НПЗ в Украине считают причиной роста цен и ресурсного дефицита. Как идут отгрузки и как формируются цены в этот период?
С. Каморников: Остановка МНПЗ на ремонт – плановая, о ней было известно еще полгода назад. Единственный нюанс: ожидалось, что завод остановим примерно в начале мая, но остановили несколько позже. Какого-то специального ценообразования в этот период не существует. Я еще раз хочу подчеркнуть: цены устанавливаются прозрачно, есть спрос – есть предложение. Вместе с тем, когда завод в ремонте, снижается объем предложения, поскольку работают только первичные установки по переработке нефти. Этот момент, безусловно, влияет на удорожание ресурса. Однако украинские сети, которые привыкли работать именно с белорусскими нефтепродуктами, в период ремонта готовы платить более высокую цену на фоне сокращения предложения, что снова же обусловлено принципами рынка.
Немаловажно также, что мы изначально обеспечиваем топливом внутренний рынок, экспорт же осуществляется по остаточному принципу. Этот фактор отразился сегодня и на экспорте в Украину: поставки на ваш рынок упали из-за ажиотажного спроса в Беларуси. Например, в мае реализация дизтоплива и бензина А-92 выросла по республике более чем на 30%, бензина А-95-Евро – на 40%. Следует добавить, что в настоящее время в Беларуси разница в цене между А-92 и А-95 сократилась приблизительно до 7%, хотя ранее почти всегда держалась на уровне выше 10%. Вот и получается, что автомобилисты в республике развернулись в сторону А-95-Евро. Так что в целом за период апрель-июнь экспортный потенциал всех видов топлива сократился не только для Украины, но и для других стран. Вместе с тем, нужно отметить, что мы выполняем все контракты на поставку, даже в условиях ремонта Мозырского НПЗ. Помимо этого, заблаговременно информированные о ремонте, клиенты сами могли переориентироваться на других поставщиков или создать определенные запасы.

Интерфакс: Что планируется сделать в ходе ремонта, как повлияют осуществленные в его ходе мероприятия на эффективность дальнейшей работы?
С. Каморников: По сути – это ежегодный плановый ремонт. В этом году на заводе планируется ввести в эксплуатацию установку гидроочистки дизельного топлива, что позволит добиться содержания серы во всем объеме производимого дизтоплива на уровне 10 ppm (соответствует стандарту Евро-5).

Интерфакс: Как белорусская сторона расценивает повышение Россией пошлин на бензин для борьбы с его дефицитом на внутреннем рынке?
С. Каморников: Экспорт бензина сегодня убыточен, более рентабельна его поставка на внутренний рынок. Однако, возвращаясь к формуле цены на нефть, отмечу, что чем больше экспортных пошлин мы платим в российский бюджет (а все пошлины от экспорта нефтепродуктов идут в российский бюджет), тем ниже мы получаем премию за нефть. Например, в мае она составила $4,99/барр., в апреле – $3,78/барр. В целом формула логичная – мировые цены с учетом транспортировки минус пошлина плюс премия, которая, в свою очередь, рассчитывается исходя из общего объема закупаемой в РФ нефти и размера экспорта.
Поэтому серьезного удара по нефтепереработке Беларуси введение пошлины на бензины в РФ не нанесет. С другой стороны, введение таких мер показывает, что нефтепереработчики Беларуси работают в рынке, не получая каких-либо преимуществ на том же бензине. Кроме этого, отечественная нефтепереработка напрямую зависит от политики, проводимой РФ в данной сфере.

Интерфакс: На фоне проблем в экономике Беларуси все чаще всплывает тема возможной продажи стратегических активов страны, в частности Мозырского НПЗ. Среди потенциальных покупателей, в частности, называют одного из акционеров ТНК-ВР. Насколько обоснованы такие мнения?
С. Каморников: В первую очередь, хочу подчеркнуть, что внутри Беларуси эта тема никак не поднимается и не озвучивается. В период сложной экономической ситуации всегда возникают подобные разговоры, которые идут извне и касаются объектов госсобственности. Я считаю, что здесь резких движений не будет. Политика государства состоит в том, что за бесценок такие стратегические объекты не продадут, а если и появятся инвесторы, заинтересованные в приобретении, то не думаю, что их станут отпугивать, – им поставят обязательства. Однако конкретных переговоров пока не было. Сегодня, я бы расценивал мнения о возможной продаже НПЗ как слухи. Вообще, думаю, завод россиянам интересен, но конкретные сведения об оценке стоимости госпакета у меня отсутствуют.

Интерфакс: Расскажите более подробно о ваших планах поставок в Украину сжиженного газа.
С. Каморников: В настоящее время идет реконструкция Белорусского газоперерабатывающего завода. Ежегодно мы наращиваем объемы производства на 10-15%. До 2015 г. планируем практически удвоить объем производства по сравнению с 2010 годом. Рынок Украины интересен нам в первую очередь из-за его географической близости. Вместе с тем пока объемы поставок нашей компании в Украину незначительны: так, в 2010 г. «Белоруснефть» реализовала лишь 9 тыс. тгаза.
Надеемся ситуация скоро изменится. В ближайшее время мы объявим тендер на долгосрочные поставки газа. Готовы заключать годовые договора и гарантировать ежемесячно объемы в течение года до 5 тыс. т газа независимо от того, будет завод работать в плановом режиме или же стоять на ремонте. Цены на годовой контракт намерены формировать по формуле с привязкой к внутреннему рынку, спотовые – по принципу тендеров. В отличие от нефтепродуктов, сжиженный газ не продается через электронную биржу: проводятся ежемесячные конкурсы. В первую очередь, нам интересен выход на конечного потребителя. Мы хотим установить для них формулу цены с привязкой к внутреннему рынку. То есть, нам интересна плановая и долгосрочная работа. В Польше по такой схеме уже продаем как нефтепродукты, так и газ, в Украине, к сожалению, пока трудно добиться подобных результатов.

Интерфакс: Как вы намерены развивать свою инфраструктуру в Украине для улучшения бизнеса?
С. Каморников: Сегодня поставки в Украину нефтепродуктов в сегменте крупного опта идут по трем направлениям: DAF, железной дорогой до станции назначения и отгрузки с нефтебазы в Белой Церкви, которую «БНК-Украина» арендует у «ЛУКОЙЛа». Кроме того, продолжаются поставки напрямую с Мозырской нефтебазы. Условно мы хотим продолжить развитие всех этих направлений. Но конкретно сказать, какую следующую нефтебазу мы возьмем в аренду, сложно. Многое зависит от состояния объекта, поскольку мы должны быть уверены, что наше топливо будет сохранять высокое качество, и его не будут смешивать, что характерно для украинского рынка. По большому счету, сейчас, конечно, нам интересны нефтебазы центрального и северного регионов Украины.

Интерфакс: В связи с гарантированными объемами поставок на белорусские НПЗ российской нефти намерены ли вы выходить из договоренностей по поставкам Azeri Light?
С. Каморников: Во-первых, это вопрос государственного значения. Со своей стороны, могу сказать, что какие-либо решения будут, в том числе, зависеть от эффективности переработки Azeri Light. То есть, какая будет экономика по этой нефти для завода, насколько Мозырь приспособлен для переработки азербайджанского сырья.
Но в целом я сомневаюсь, что произойдет отказ от Azeri Light. Альтернативный источник сырья всегда важен, даже если экономика по его переработке будет немного хуже. Потому что прецеденты ограничений поставки нефти из Российской Федерации рано или поздно случаются. К слову, первая партия азербайджанской нефти объемом около 20 тыс. т уже 20-22 июня зашла на Мозырский НПЗ.

Интерфакс: Ваш прогноз поставки из Беларуси светлых нефтепродуктов в Украину в текущем году?
С. Каморников: Сегодня мы видим серьезную конкуренцию на рынке Украины со стороны ваших нефтепереработчиков. Фактически все решает рынок, где есть широкий диапазон выбора топлив как по качеству, так и по ценам. В настоящее время объемы поставок из Беларуси растут. Я надеюсь, что ситуация не развернется, поскольку мы прилагаем для этого все усилия. На стороне наших заводов логистика и европейский уровень качества. В то же время мы – зарубежный завод, не располагающий в Украине нефтепереработкой, сетью АЗС, тогда как ряд игроков этого рынка является ВИНКами, со всеми вытекающими для Мозырского НПЗ трудностями.
С учетом роста объемов переработки нефти на НПЗ Беларуси по сравнению с 2010 годом, я рассчитываю, что в 2011 г. мы, в частности, через рыночные механизмы продвижения, достигнем роста поставок топлив в Украину на 20%. Но, опять же, со стороны вашего рынка должны наличествовать спрос и отсутствие каких-либо нерыночных заградительных мер.
Отдельно стоит отметить постепенное улучшение ведения бизнеса со стороны наших структур в Украине. В частности, если по «Белоруснефть-Украина» изначально были какие-либо проволочки с таможенными процедурами, отбор проб, декларирование, затягивание времени оформления, то сегодня проблемы решены, удалось более-менее приспособиться к условиям работы и оптимизировать логистику. Как следствие, «Белоруснефть-Украина» нарастила поставки. Раньше компания поставляла 5-10 бензовозов в месяц, сегодня цифра значительно выросла. Уже в апреле-мае этого года было примерно 80 бензовозов.

Интерфакс: Вашими клиентами в Украине являются крупные сети АЗС, в частности «ОККО» и WOG. С какими еще крупными игроками рынка вы намерены наладить сотрудничество?
С. Каморников: Сегодня «БНК-Украина» завязывает достаточно тесные отношения с «ЛУКОЙЛ-Украина», которые, очевидно, выльются в достаточно крупные поставки светлых нефтепродуктов. Среди наших клиентов – и «Параллель», и «Галнафтогаз», словом все крупные игроки. Притом, это сети, которые дорожат своей репутацией.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти