У початок

Весеннее обострение, или «Халва» для потребителей

16 апреля 2010 г. агентство «Интерфакс-Украина» распространило информацию и.о. директора департамента по вопросам нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго об ошибочности анализа экспертов рынка нефтепродуктов относительно возможного ценообразования на апрель, ввиду тенденций мирового рынка нефти и нефтепродуктов.
По его оценке, рост цен на нефть составил лишь 2,5%, что можно считать «практически стабильной» ситуацией. Однако если проанализировать динамику мировых цен на нефть даже за последние 30 суток, то вряд ли это можно называть «стабильностью».
Не знаю, откуда брались их данные, но за последний месяц цена на нефть в отдельные периоды росла из отметки $75,1/барр. (19.03.2010) к угрожающей $86/барр. (15.4.2010). И это никоим образом не составляет озвученные 2,5%. Даже школьного образования достаточно для того, чтобы высчитать, что абсолютный рост в эти дни составлял 14,5%. Оппонент же взял среднемесячные показатели февраля-марта и марта-апреля и получил желаемые 2,5%. Человеку, более или менее знакомому с методикой расчета розничных цен на нефтепродукты, такие сравнения напоминают «среднюю температуру по больнице».
Но оставим в покое цены на нефть, потому что они вообще всегда ведут себя «как пугливая гимназистка в безлунную ночь» и не всегда коррелируют с ценами на нефтепродукты. Для рынка намного более важным все-таки есть динамика цен на нефтепродукты, и как раз в этом случае оперировать среднемесячными ценами справедливо. Так вот, за отмеченный период цена на А-95 выросла в среднем на $55/т, а на ДТ вообще на $58/т. В то же время в абсолютных величинах периодами эта разница достигала $80/т и $90/т соответственно. При этом заметим, что цены на АЗС в Украине демонстрировали олимпийскую стабильность в течение почти семи недель. На то были сугубо политические причины: два тура выборов президента Украины, потом формирование коалиции и правительства. Любое подорожание в такой период могло быть расценено как политический демарш в интересах одного из кандидатов или попытка «половить рыбу в «мутной воде» политической неопределенности.
Поэтому все операторы «держали» цены, которые никоим образом не отвечали входным параметрам. При такой ситуации накапливалось так называемое отложенное подорожание. Эти обстоятельства и привели к тому, в известной мере «нервному», скачку цен на АЗС 22 марта 2010 г. Трудно сказать, на основании какого анализа (если он вообще проводился) руководитель департамента Минтопэнерго утверждает, что экономически обоснованными ценами являются теперь 8,17 грн/л – для бензина А-95 и 7,39 грн/л – для дизельного топлива, потому что объективно они должны были быть 8,39 грн/л и 7,56 грн/л соответственно (если ситуация на мировом рынке не ухудшится).
Это, если не подменять экономические расчеты политически целесообразной риторикой. Можем хоть 1000 раз говорить «халва», однако во рту от этого сладко не станет, особенно у тех, кто эти «мантры» будет слушать. Достаточно сомнительным, как по мне, выглядит такой метод успокоения общественного мнения без учета реальных факторов рынка нефтепродуктов. Бесспорно, потребителю лучше поверить в то, что цены хотя бы будут постоянными, но стоит ли таким способом зарабатывать себе «баллы» у министра?
В конечном итоге это уже личное дело каждого и характеризует лишь меру ответственности оппонента. Хуже, что такие безответственные заявления отдельных чиновников профильного министерства, которые, кстати, вовсе не имеют никакого опыта практической работы на рынке, провоцируют АМКУ в который раз открывать безосновательные дела о корпоративном заговоре в случае будущего повышения цен на АЗС. И какого такого «чуда» господин К. Бородин рассказывает об «избыточной рентабельности» и «дополнительном маржинальном доходе» операторов, если он вообще понимает значение этих терминов?
Не нужно быть уж слишком опытным экономистом, чтобы понять, что в действительности результат работы розничных сетей за I квартал 2010 г. очень далек даже от нулевой рентабельности. Так что, когда речь идет о какой-то «предубежденности» и непрофессионализме, то я бы советовал кое-кому сначала получить хоть какой-то опыт практической работы на рынке нефтепродуктов или привлечь к анализу соответствующих специалистов, а уже потом делать обобщение и давать оценки.
А рынок, если иметь в виду рыночные отношения, а не регулируемое правительством ценообразование, самостоятельно определится и с ценами, и с уровнем ресурсного обеспечения. И никакие заказные «прогнозы» на него не повлияют.

Леонид Косянчук, президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины»

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти