У початок

Саудовский вопрос: Может ли королевство заменить нефть республики


Игорь Мягченков, технический редактор enkorr

Возобновление санкций США против Исламской республики Иран (ИРИ) стало одной из главных причин галопирующего роста цен на нефть. Участники рынка надеются, что нарастив производство сырья, Королевство Саудовская Аравия сможет компенсировать потерю иранской нефти. Сможет ли?

По оценкам отраслевых экспертов, введение Соединенными Штатами санкций против нефтяной промышленности ИРИ приведет к сокращению глобального предложения на 1,5 млн б/с. Между тем, еще до их введения ИРИ снизила экспорт нефти и конденсата с 2,9 млн барр./сут. в мае до 1,9 млн б/с в октябре. Падение поставок на 1,0 млн б/с привело к тому, что в период с 1 июня по 4 октября стоимость барреля нефти Brent подскочила с $72,75 до $86,36 (+18,71%). За период с 6 апреля по 4 октября 2018 г. цена североморской эталонной смеси выросла на 28,09% — до $86,36/барр.

В период с 6 апреля по 4 октября стоимость нефти Brent выросла на 28,09%

Данные: Investing.com

Вашингтон многократно заявлял о том, что удаление иранской нефти не приведет к дестабилизации глобального рынка. По словам Дональда Трампа, ОПЕК, США и Россия могут полностью покрыть сокращение иранского предложения. При этом особая роль отводится Саудовской Аравии — фактическому лидеру международного нефтяного картеля и стратегическому союзнику США в Персидском заливе.

Каковы реальные возможности королевства в роли стабилизатора рынка?

Маджид Аль-Монеф, бывший высокопоставленный чиновник нефтяной отрасли Саудовской Аравии, несколько лет назад заявил американским законодателям, что «Саудовская Аравия является «Федеральным резервом нефти», пишет Wikileaks. Но в отличие от Центробанка США, саудовцы не могут печатать банкноты в неограниченном количестве: чрезмерное использование резервных скважин и стратегических запасов сырья сделает невозможным адекватное реагирование на неожиданные вызовы рынка.

«Любые непредвиденные отключения, например, в Ливии, Венесуэле или других странах, могут обнажить отсутствие у ОПЕК, особенно у Саудовской Аравии, резервных мощностей», — сказал Абхишек Дешпанде, нефтяной аналитик J.P.Morgan Chase & Co.

Министр энергетики Объединенных Арабских Эмиратов Сухайль Аль-Мазруэй заявил на прошлой неделе журналистам, что картель должен быть осторожным и «не злоупотреблять» своими ограниченными резервами, составляющими, по мнению экспертов Минэнерго США, 1,4 млн барр./сут. (б/с). К концу будущего года эта цифра снизится до 1,2 млн б/с., что станет одним из самых низких показателей с 2008 г., когда цены на нефть вплотную приблизились к историческому максимуму в $150/барр.

Обратите внимание: речь идет о резервных мощностях всех стран-участниц ОПЕК, а не об отдельно взятом саудовском королевстве.

Министр энергетики Халид Аль-Фалих  в конце сентября заявил, что Саудовская Аравия может увеличить поток баррелей «в течение нескольких суток и недель» до 12,5 млн б/с. На тот момент королевство добывало рекордные для себя 10,4 млн барр. сырой нефти в сутки. Таким образом, на словах запас саудовских производственных мощностей составляет 2,1 млн б/с.

Однако в кулуарах ежегодной Азиатско-Тихоокеанской нефтяной конференции, проходившей на позапрошлой неделе в Сингапуре, руководители нефтедобывающих и нефтесервисных компаний выражали сомнение в том, что Эр-Рияд способен довести добычу сырья до 11,0–11,5 млн б/с, пишет Джавье Блас, отраслевой обозреватель Bloomberg.  А это далеко до декларируемых Эр-Риядом 2,1 млн б/с.

Нюанс: само по себе понятие «резервные мощности» размыто. Для непосвященных оно подразумевает возможность мгновенного увеличения производства нажатием на волшебную кнопку. Но отраслевые топ-менеджеры определяют это понятие, как производство, которое может быть запущено в течение 30 дней, а затем поддерживаться как минимум три месяца. К тому же часть резервных мощностей — это нефть в земле, и добыть ее можно только пробурив новые скважины.

Али аль-Наими возглавлял Министерство нефти Саудовской Аравии почти четверть века. По его словам, королевство может быстро нарастить нафтедобычу до 11,14–11,18 млн б/с. Дальнейший рост займет от трех месяцев

Многие годы Саудовская Аравия весьма неохотно говорила о своих резервах. И только в 2012 году Али аль-Наими, который был министром нефти в течение почти 25 лет и ушел в отставку в 2016 году, заявил в интервью агентству CNN: «Я считаю, что мы можем легко увеличить нефтедобычу до 11,4–11,8 млн б/с в течение нескольких дней … Все, что нам нужно, это открыть краны». Однако для того, чтобы довести производство до 12,5 млн б/с, королевству потребуется около трех месяцев и новые скважины, добавил экс-министр.

Даже если Эр-Рияд способен нарастить нефтедобычу до 12,5 млн б/с — напомним, что главы нефтесервисных компаний в этом сомневаются, — аль-Наими умолчал об одном важном аспекте. Из декларируемых 12,5 млн б/с на государственную компанию Saudi Aramco придется 12 млн б/с. Остальные 500 тыс. б/с находятся в так называемой нейтральной зоне, которую саудовское королевство делит с Кувейтом. Однако из-за спора между двумя арабскими странами на протяжении почти двух лет в этом регионе не проводилось промышленное бурение.

Анализ данных о добыче нефти в Саудовской Аравии показывает, что в период с 1985 по 2015 гг. средний прирост производства сырья в королевстве составил 5,03% ежегодно. Причем эта цифра демонстрирует тенденцию к снижению, что может свидетельствовать об истощении резервных мощностей саудовской нефтяной отрасли. Косвенно эту сентенцию доказывают планы Saudi Aramco инвестировать в ближайшие 10 лет $133 млрд в разведку новых месторождений нефти и газа. Если бы нефть была в избытке, крупнейшая мировая НК не занималась бы подобным «прожектерством».

Данные: BP plc

Помимо наращивания производства, Эр-Рияд обладает еще одной линией обороны,  позволяющей компенсировать потерю иранской нефти — обширной сетью хранилищ в Саудовской Аравии и за пределами королевства.

На прошлой неделе Халид Аль-Фалих заявил: «Поскольку дефицит предложения пугал клиентов, мы заполнили пустующие емкости». Речь идет о стратегических хранилищах на острове Окинава (Япония), в Сиди-Керир на средиземноморском побережье Египта и на европейском нефтяном хабе в Роттердаме.

Официально Саудовская Аравия декларирует, что в июле этого года в ее резервных емкостях находилось 229 млн барр. сырой нефти. Но, как и в случае с резервными производственными мощностями, многие эксперты считают эту цифру завышенной.

«С неба мы видим на складах 70 млн барр. из 125 млн барр., которые королевство может хранить в 231 емкости, разбросанной по терминалам и нефтеперерабатывающим заводам», — сказал Антуан Халф, исполнительный директор компании Kayrros,  использующей спутниковые данные для отслеживания объемов хранения сырья. — «Мы не видим ничего экстраординарного в заморских саудовских хранилищах».

К тому же резервные хранилища можно использовать только один раз: и собственные, и заморские.

Остальные члены ОПЕК стремятся помочь королевству не допустить дефицита сырья. Объединенные Арабские Эмираты расширят производство на своих офшорных месторождениях Umm Lulu и SARB, где к концу года будет добываться 129 тыс. б/с против нынешних 50 тыс. б/с. Но если перевести 2,58 раза в 79 тыс. б/с, не впечатляет.

Много говорится об Ираке, который в сентябре экспортировал рекордные с осени 2016 г. 4,062 млн барр. сырой нефти в сутки. При этом упускается из виду важная деталь: рост производства в месячном выражении составил всего лишь 1 тыс. б/с.

И последнее. Глобальная нефтяная отрасль зависит от стихий, а также от экономической и геополитической ситуации. Такие крупные игроки рынка, как Ангола, Венесуэла, Ирак, Ливия, Нигерия, пр. могут в любой момент дать сбой в поставках сырья. В 2016 году лесные пожары в провинции Альберта привели к сокращению производства канадской нефти на 1,2 млн б/с. В августе-сентябре расположенные в Мексиканском заливе объекты нефтяной отрасли США систематически попадают под удар тропических штормов и ураганов. Наконец, ВМФ Ирана может в любой момент перекрыть Ормузский пролив, на который в 2011 г. приходилось 35% глобального морского экспорта нефти.

А это означает, что Саудовская Аравия и ОПЕК могут столкнуться с огромными трудностями, которые лучше всего обозначил глава французского нефтегазового гиганта Total Патрик Пуянне: «Нужно мобилизовать скважины и буровые установки ... Но это не делается сразу и вдруг. В нашей отрасли невозможно получить больше нефти простым нажатием на кнопку. Все гораздо сложнее!»

 

 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти