У початок

Нефтяная отрасль готовится к «судному дню»

Развитие мирового рынка нефти и нефтепродуктов во многом обуславливается тем, когда наступит период пикового спроса, как долго он продлится, и насколько динамичными будут нарастание и снижение потребности в «черном золоте». О том, какие факторы влияют на перечисленные процессы, и что ожидает нефтегазовую и нефтехимическую отрасль, рассказал корреспондент The Wall Street Journal Брэдли Олсон (Breadley Olson), специализирующийся на проблемах энергетического сектора США.

Перспектива «пикового спроса» на сырую нефть и нефтепродукты порождает дискуссию на рынке и побуждает крупные энергетические компании осуществлять долгосрочное планирование. Однако прогнозы последних резко отличаются между собой по дате и продолжительности «тучных лет».

Так называемый пик спроса на нефть представляет собой галлюциногенный сценарий, который ожидают такие мировые производители, как Royal Dutch Shell PLC и госкомпания Saudi Aramco. Однако  венгерская компания MOL Group имеет собственный план трансформации, который является одним из наиболее рельефных ответов на тенденции, указывающие, как именно может измениться ландшафт рынка нефтепродуктов для крупных поставщиков в течение следующего десятилетия.

В этом месяце MOL сделала шокирующее сообщение для инвесторов: спрос на топливо на ключевых для нефтяной компании рынках неизбежно упадет.

Венгерская компания переосмысливает свой традиционный акцент на поставки топлива и сдвигает инвестиции в нефтехимическую промышленность, производящую важнейшие ингредиенты для бытовых пластмассовых изделий и сектор, где, согласно прогнозам аналитиков MOL, рост будет продолжаться даже тогда, когда топливный бизнес затормозится.

Несмотря на то, что произведенное на заводах MOL топливо по-прежнему пользуется спросом, в компании полагают, что уже в недалеком будущем кривая роста спроса станет более пологой, а затем перейдет к снижению на восточно-европейском рынке. Это снижение продолжится до 2030 года. «Мы считаем это неизбежным», – заявил финансовый директор MOL Йожеф Симола.

Крупные игроки нефтяного рынка, такие как Exxon Mobil Corp, BP PLC и Саудовская Аравия, которая возглавила усилия ОПЕК на повышение цен на нефть, также ожидают значительных изменений в спросе. Однако среди них нет консенсуса относительно сроков, и их шаги более размерены. Эти игроки также увеличивают свои инвестиции в нефтехимическую промышленность, наращивают добычу природного газа, снижают производственные затраты и даже принимают участие в развитии альтернативных источников энергии, таких как солнечная.

В октябре финансовый директор Shell Саймон Генри вызвал переполох, когда заявил, что компания прогнозирует пик спроса на нефть через 5-15 лет. Однако уже в этом месяце в опубликованных нефтегазовым гигантом прогнозах дата наступления «тучных лет» сдвинута к максимальной временной отметке.

Контролируемая государством компания China National Petroleum Corp. выпустила этим летом отчет, в котором предсказала, что потребление нефти в Китае начнет падать к 2030 г., если не раньше. По мнению аналитиков, мировой спрос на нефть последуют этому примеру, поскольку на протяжении последних десятилетий увеличение спроса в КНР было главной движущей силой развития мирового рынка нефти.

Международное энергетическое агентство (МЭА), которое консультирует промышленно развитые страны в вопросах энергетической политики, отмечает, что в наиболее вероятном сценарии потребление нефти продолжит рост в течение нескольких десятилетий. Но эта картина коренным образом изменится, если правительства примут дальнейшие меры, направленные на ограничение глобального потепления. Такие меры подразумевают более жесткую политику в области ценообразования на нефтепродукты, более строгие ограничения выбросов и отмену субсидий на ископаемые виды топлива. Если это произойдет, спрос на нефть может достигнуть максимума в течение ближайших 10 лет, говорит МЭА.

«Сегодня вопрос стоит о том КОГДА, а не ЕСЛИ», – сказал Доминик Эмери, вице-президент ВР по долгосрочному планированию и политике. В BP отмечают, что спрос на нефть может упасть к концу 2020-х гг., если будут введены в действие более жесткие законы по выбросам.

Другие участники рынка считают, что пик спроса наступит не так быстро. В компании Exxon ожидают, что потребление продолжит рост до 2040 г., хотя и в замедляющемся темпе. ОПЕК прогнозирует повышение спроса и после 2040 г., но признает, что новые технологии и усилия по борьбе с изменением климата могут повлиять на прогнозы картеля.

Очень показательно и то, что Саудовская Аравия, которая фактически является лидером ОПЕК, побуждает свою государственную нефтяную компанию Saudi Aramco увеличить инвестиции в нефтехимические заводы по всему миру. Королевство стремится уменьшить зависимость от нефти, а также построить новую базу возобновляемых источников энергии.

Пик спроса «наступит позже, чем обычно прогнозируется, но это произойдет. Поэтому мы создаем новые двигатели для саудовской экономики и стремимся снизить ее зависимость от нефти. Когда спрос пойдет на спад, мы будем к этому готовы», – заявил министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль Фалих в октябре на конференции в Стамбуле.

Сроки наступления пикового спроса и процесс подготовки к нему, а также к последующим годам снижения спроса на «черное золото» имеют решающее значение для судьбы нефтегазовых компаний. Некоторые производители энергии могли развиваться слишком быстро, чтобы адаптироваться к изменениям – новые [энергосберегающие] технологии и политика могут сделать их уязвимыми к переменам, которые произойдут раньше, чем ожидалось.

«Там есть риски с обеих сторон», – сказал Пол Макконнелл, директор по исследованиям глобальных тенденций в консалтинговой компании Wood Mackenzie (Эдинбург).

Сегодня Shell, Exxon и другие энергогиганты вкладывают деньги в природный газ, надеясь, что таким образом они выиграют на фоне борьбы за сокращение глобальных выбросов. В Китае, где растущий спрос на нефть поддерживает глобальные рынки в течение многих лет, государственные энергетические гиганты агрессивно используют природный газ в качестве топлива в самых различных сферах – от производства электроэнергии до заправки транспортных средств.

Некоторые из крупнейших мировых нефтяных компаний также увеличивают свою деятельность в сфере альтернативных источников энергии, таких как солнечная энергия и биотопливо. Так, французская Total SA заявила, что хочет довести долю низкоуглеродистого бизнеса до 20% в своем деловом портфеле в ближайшие 20 лет. Компания не прокомментировала перспективы пикового спроса.

Между тем пик спроса уже зафиксирован в некоторых регионах. В Европе, например, МЭА прогнозирует падение потребления жидких углеводородов до 10,8 млн барр./сут. к концу десятилетия с 11,7 млн б/с в 2015 году. Эти цифры обуславливают большие изменения в таких крупных компаниях как MOL.

«Таким парням как я было очень не просто сказать себе, что, будущее, возможно, будет отличаться [от нашего виденья], и мы должны подготовить себя для другого мира», – сказал Ференц Хорват, руководитель отдела переработки венгерской нефтяной компании.

Перевод OilNews

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти