У початок

Лицензия раздора


Артем Куюн, аналитик «Консалтинговой группы А-95»

Пример внедрения лицензирования торговли и хранения нефтепродуктов.

Тяжело идут у нас реформы. Все их очень хотят и даже требуют, но когда приходит то самое время, все становятся против.

Хороший кейс имеем возможность наблюдать на примере внедрения лицензирования торговли и хранения нефтепродуктов, которое должно заработать с 1 июля 2019 года.

Чем ближе дата, тем все больше народу начинает почесывать затылок и задавать вопросы. Параллельно растут масштабы «зрады».

«ДФС ЗАБОРОНЯЄ ФЕРМЕРАМ ЗБЕРІГАТИ ПАЛИВО» — посты с такими заголовками сегодня можно встретить на просторах Facebook. Их лайкают и репостят тысячи человек. Зраду у нас любят…

Перед тем как выполнить просьбу автора и присоединиться к «максимальному репосту», я решил внимательно прочитать текст. И вот что из этого получилось.

Во-первых, информация подана как некая сенсация, мол, 16 мая 2019 года парламент принял закон, который «вносит коррупционные изменения в Налоговый кодекс». Мол, теперь все должны получать лицензию на хранение топлива.

Особо взволновала автора судьба аграриев. (Вспомнилось это из 90-х про «село гине»).

Что же произошло на самом деле? Лицензирование деятельности по хранению нефтепродуктов было введено еще 23 ноября 2018 года, когда парламент принял изменения в Налоговый кодекс (закон № 9260).

Те, кто начал готовиться к изменениям заблаговременно, сразу выявили одну действительно серьезную проблему — необходимость наличия документов для целевого использования земельного участка под хранилищами и АЗС.

Надо признать, что в этом моменте Нефтегазовая ассоциация Украины, как основной инициатор нормы, крепко «дала в штангу».

В земельном законодательстве творится неизвестно что, изменить целевое назначение многих участков в ближайшее время возможным не представляется. Эту ошибку НАУ и исправила 16 мая: «целевое» требование было аннулировано.

После этого лицензирование по сути превратилось в обычную проверку документов, которые и так должны быть в наличии у владельца и оператора «нефтепродуктовой» инфраструктуры.

Признает это и автор упомянутого поста.

«Теперь … ГФС не интересует целевое назначение земельного участка, на котором размещена емкость с топливом. Но согласно градостроительным нормативным актам, емкости с топливом необходимо размещать только на земельных участках с соответствующим целевым назначением», — пишет автор.

Автоматически возникает вопрос: «А что эти резервуары там делают, если размещать их там нельзя?».

Умудренные опытом эксперты обосновывают отсутствие бумаг невозможностью их легального получения. Мол, честной компании без взяток в Государственной архитектурной инспекции (ГАСИ, реально страшное место) ничего не оформить.

Решением видится победоносная борьба с коррупцией в ГАСИ. Не говорят эксперты только, что сначала нужно провести коренную модернизацию строительного законодательства, а это более пяти лет активнейшей работы… Будем ждать?

Другой популярный тезис — «нелегалы продолжат работать успешно и без ваших лицензий», а «белые» уйдут в тень. Во-первых, не продолжат: работа без лицензии — криминал, а не «админка», как за торговлю без кассы или без земельных документов.

Именно поэтому был выбран такой инструмент. Жизнь любителей кеша станет намного скучнее.

Во-вторых, пишет автор поста, рынок и в частности аграрии уйдут в тень. По-моему, как раз наоборот, они будут вынуждены выйти из нее. Нефтебазы и АЗС, работающие без необходимых документов, это уже и есть тень.

Теперь эти объекты надо либо легализировать, либо отказываться от них в пользу работы с теми, у кого с документами все в порядке. К слову, это нормальный эволюционный процесс: у каждого по нефтебазе или маленькому складику — чисто наша украинская особенность.

Тем временем при соблюдении всех нормативов это неподъемная ноша. Намного легче заключить контракт с профильной компанией, которая и привезет, и заправит.

Полное погружение в тень и есть причина грядущих изменений. Зачем уровнемеры? Чтобы минимизировать фиктивные продажи топлива тем же аграриям и теми же аграриями. Зачем лицензии?

Чтобы ужесточить наказание в максимально прозрачной плоскости: лицензия привязана к адресу и светится на сайте Минэкономики, тут по-тихому не «зарешаешь».

Кстати об уровнемерах. С 2020 года ими также предстоит обзавестись аграриям на складах ГСМ. Сегодня это уже  будоражит искателей «зрады», а ближе к заветной дате снова будут крики о давлении на бизнес и село.

А ведь вопрос установки расходомеров-уровнемеров появился в законодательстве еще в 2016 году, просто эту норму постоянно переносили, всегда было не вовремя.

Тем временем профильные издания и эксперты постоянно об этом напоминали, но тщетно. Прошло два с половиной года и теперь для многих это опять сюрприз.

Достаточно времени на недавнем профильном ивенте LPG Ukraine Workshop было отведено  этим вопросам. Я подозревал, что многие трейдеры не осознают серьезность грядущих изменений, но чтобы таких больше половины…

Сопротивление реформам — это уже привычное дело. Владельцы тысяч нелегальных АЗС и хранилищ будут рассказывать о коррупции, заговорах «монопольных нефтяников», лишь бы все осталось как есть.

А выход очень простой: оформляйте все документы по закону и забудьте о проблемах. Государство очень долго позволяло вам зарабатывать, пришло время инвестировать эти деньги в безопасность, уровнемеры и акцизные счетчики.

А пост я решил не репостить.

Источник: БИЗНЕС-ЦЕНЗОР

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти