Существенное подорожание бензина, массовые поломки автомобилей, эксплуатируемых в Украине, дефицит топлива на АЗС, неконтролируемый фальсификат на рынке – все это может стать реальностью уже с 2014 г.
Причина – пресловутый закон «О внесении изменений в некоторые законы относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов» №4970, который вступает в силу с 1 января 2014 г.
Согласно этому закону в Украине начинает действовать норма об обязательном добавлении в автомобильные бензины 5% биоэтанола. В украинских реалиях введения этой нормы командно-административными методами – это прямой и неизбежный путь к остановке отечественного рынка. А в конечном счете, пострадают обычные украинцы.
Чтобы понять, как такой пессимистический сценарий будет реализован, нужно разобраться в хитросплетениях проблемы биоэтанола в Украине. Первая проблема, с которой столкнется страна 1 января 2014 г., – огромный дефицит биоэтанола. Даже если до конца 2013 г. будут введены в эксплуатацию новые и перепрофилированные заводы по его производству, этого продукта все равно не хватит для обеспечения потребностей рынка бензина.
Арифметика довольно проста, и очень странно, почему ее не видит инициатор закона – Минагропрод. В Украине потребляется до 5 млн т бензина, то есть нужно не менее 250 тыс. т биоэтанола. В 2013 г. его будет произведено не более 70 тыс. т, которые полностью востребованы для других программ. Иными словами, в 2014 г. дефицит биоэтанола для программы обязательного добавления в бензин в Украине составит 100%. Конечно, его начнут ввозить из-за границы. Где же тогда здесь анонсированная основная миссия закона – снижение энергетической зависимости и развитие отечественной промышленности?
Вместо бензина будут импортировать биоэтанол. Однако и здесь рынок ожидает сюрприз. Акцизный налог на импортируемый спирт составляет около 60 тыс. грн/т, что в 6 раз превышает стоимость самого биоэтанола. Кроме того, эксперты считают, что из-за существенного недостатка биоэтанола цены на отечественный спирт обязательно вырастут. Соответственно, это приведет к значительному подорожанию бензина – более чем на 3 грн за литр.
Весьма непростые времена наступают и для участников топливного рынка. Парадокс в том, что добросовестные участники рынка готовы за собственные средства адаптировать свои нефтяные базы для приема, смешивания и хранения смесевых бензинов. Хотя этот процесс и требует десятков миллионов гривен капиталовложений в каждую нефтебазу и не один год для реализации проектов. Однако даже для начала адаптации проектантам следует предоставить технические задачи, которые невозможно составить из-за отсутствия нормативных технических документов. Так же невозможно приобрести оборудование для комплектации нефтебаз лабораториями из-за отсутствия в Украине ДСТУ, определяющих требования к сырью и самому продукту. Разработка этих нормативных документов займет не один год, но такая работа еще даже не начиналась. В других странах ЕС на запуск таких производственных мощностей понадобилось около 10 лет. Украина имеет чуть больше года, что абсолютно нереально.
До сих пор нет ни одного подзаконного акта, поясняющего, кто и где должен добавлять специальный компонент – стабилизатор (который, кстати, тоже нужно импортировать), а также кто и как будет контролировать качество такого бензина. Согласно исследованиям украинских испытательных центров, добавление биоэтанола в бензины изменит их качество. Эта смесь не отвечает нормативным документам по ряду показателей, что сделает ее использование недопустимым. Этим воспользуются недобросовестные игроки, и рынок захлебнется «бодяжным» топливом. Но кроме «бодяги» украинских автомобилистов ждет другой сюрприз. С 2014 г. заправка авто станет похожей на игру в «русскую рулетку». По подсчетам экспертов, 9 млн легковых машин в Украине не могут использовать топливо с содержанием биоэтанола. А это значит, что поломка двигателей у двух третей автомобилей страны гарантирована.
Пострадает и государство. Во-первых, после добавления биоэтанола в бензин производитель последнего не будет отвечать за качество смеси. К тому же, срок ее годности составляет всего три месяца, что сделает невозможным использование таких бензинов для нужд Государственного резерва и Министерства обороны. Во-вторых, добавление в бензины биоэтанола изменяет физико-химические свойства топлива и является производством нового продукта, который также подлежит дополнительному налогообложению – взиманию акцизного налога.
В масштабе государства это приведет не столько к увеличению сбора акцизов, сколько к подорожанию бензина – более чем на 2 грн/л. В свою очередь это повлечет инфляционные процессы в Украине.
Говорят, украинское чиновничество снова пошло по пути наименьшего сопротивления и все скопировало из Европы. Но это не так, поскольку известен негативный опыт ЕС в этой сфере. Директива 2003/30/ЕС тоже предусматривала обязательное использование странами Евросоюза соответствующего процента биотоплива на транспорте, который должен был поэтапно расти. Однако отчет генерального директората ЕС по энергетике и транспорту в апреле 2008 г. свидетельствовал о невыполнении поставленных задач.
Проанализировав ошибки, Европарламент и Совет ЕС 23 апреля 2009 г. приняли директиву 2009/28/ЕС. Она определила, что во всех регионах Евросоюза должна быть гарантирована инфраструктура поставки бензина без содержания биоэтанола для неадаптированных транспортных средств.
Совершенно очевидно, что попытка реализовать в Украине с 1 января 2014 г. норму об обязательном добавлении в бензины не менее 5 % биоэтанола приведет к возникновению серьезных кризисных явлений на отечественном рынке топлива. Украине следует внимательнее присмотреться к опыту ЕС, и особенно учесть выбранный курс европейской интеграции. Даже создав инфраструктуру, европейцы оставили своим потребителям право выбора, каким бензином заправляться.
Чиновники украинских министерств не должны лишать такого права наших граждан, а тем более перекладывать на них все риски введения этого новшества. 30 августа я зарегистрировал в парламенте законопроект №3145, который предусматривает отмену закона №4970 от 19 июня 2012 г. Другие парламентарии подали проекты, предусматривающие продление переходного периода для подготовки нормативной базы и инфраструктуры для перехода на потребление смесей. Отмена или отсрочка действия закона №4970 позволит уберечь отечественный рынок нефтепродуктов и экономику страны от неминуемого кризиса.
Игорь Еремеев, народный депутат Украины
«Экономическая правда», 3 октября 2013 г.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти