В начало
Nikola, Tesla и нефть

Nikola, Tesla и нефть

Также доступно на украинском языке

- Игорь Мягченков, технический редактор enkorr

Правительства многих стран хотят совместить победу над пандемией с переходом на безуглеродную энергетику. Вакцины от коронавируса еще нет, но цель в области «зеленой» энергетики уже поставлена: к 2050-2060 гг. миру предписано отказаться от ископаемого топлива. Реализация этих планов потребует триллионных затрат, однако безуглеродное будущее могут затормозить hi-tech пузыри, надуваемые в сфере «чистого» транспорта.

Внимание мирового истеблишмента сфокусировано на декарбонизации транспортной отрасли. С 1 января 2020 г. введена спецификация IMO-2020; европейские страны тестируют водородные грузовики, поезда и корабли;  в британском небе совершают пробные полеты водородные самолеты. И все же главная роль в декарбонизации транспорта отводится водородным (FCV) и батарейным (EV) электромобилям.

Впрочем, стремясь «озеленить» автомобили, увлекшиеся декарбонизацией премьеры и президенты упустили из виду стратегическую мелочь — на всю мировую транспортную сферу приходится только 12% выбросов CO2. Остальные 88% продуцируют промпредприятия, угольные и углеводородные теплоэлектростанции, а также сельское хозяйство. Но мы о транспорте.

Ni_kola, ни двора

Самым перспективным производителем электрических и водородных грузовиков до недавнего времени считался стартап Nikola Motor. После проведения первичного публичного размещения акций 4 июня 2020 г. рыночная капитализация фирмы достигла $12 млрд, что превышает стоимость таких автомобильных брендов, как Chevrolet, Ford и Lexus (см. таблицу 1).

Если в мае 2020 г. акции стартапа (NASDAQ: NKLA) торговались по $12,37, то к 20 июня показатель подскочил до $91,80. Однако в сентябре ценные бумаги Nikola обесценились — руководство фирмы признало обвинения Hindenburg Research в том, что проморолик, на котором ее грузовик самостоятельно передвигается по дороге, был фейком.

Nikola One в движении. Hindenburg Research утверждает, что грузовик был затянут на горку, спущен накатом, а для выравнивания горизонта камеру наклонили под нужным углом (фото: nikolamotor.com)

Нельзя сказать, что реакции не последовало — некоторые акционеры быстро скинули бумаги Nikola на сумму $2 млрд. Но за несколько дней до этого стартап успел продать свои акции концерну GM за те же $2 млрд. Эта пикантная сделка уже стала предметом разбирательства со стороны комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).

Nikola — явление уникальное. Многомиллиардные заказы получила фирма, не имеющая в своем портфеле ни одного готового к производству EV или FCV: Ni_kola, ни двора, но гобелены куплены.

С калифорнийским приветом

Формальным лидером мировой электромобильной отрасли является Tesla. Но если вынести за скобки ее технологические прорывы, то главным достижением компании окажется чрезмерная капитализация. Судите сами.

По данным finance.yahoo.com, в текущем году ценные бумаги компании подорожали в 5,33 раза — с $86,05 до $458,79. В период с 21 октября 2019 г. по 13-е октября 2020 г. рост составил 8,98 раза — с $51,12 до $458,79 за бумагу.

Рыночная капитализация Tesla на 16-е октября составила $410,450 млрд. Для сравнения: аналогичный показатель корпорации GM равен $127,14 млрд. И это при том, что по итогам 2019 г. GM произвела 7,718 млн автомобилей, а Tesla — 367,5 тыс. электромобилей.

Tesla признана самым дорогим автопроизводителем мира. Однако в рейтинге FORBES «The 2020 World`s Most Valueble Brends» — 100 самых дорогих брендов мира — для компании места не нашлось. Равно как и в top10 самых дорогих мировых автомобильных компаний по версии «Brand Finance», и в горячей сотке «BrandZTM Top 100 Most Valuable Global Brands 2020».

Такой парадокс может иметь два объяснения: либо рыночная капитализация Tesla Motors сродни «выдающимся» показателям Nikola Motor, либо акулы фондового рынка США жаждут пересадить Америку на EV. Напомним, что на кону стоят триллионы долларов.

Таблица 1. Стоимость автобрендов в рейтинге Forbes «The 2020 World`s Most Valueble Brends»

Бренд

Стоимость бренда, млрд USD

Оборот, млрд USD

Место в рейтинге

Toyota

41,5

187

11

Mercedes-Benz

28,5

121,7

23

BMW

25,9

93,4

27

Honda

24,5

126,2

29

Audi

13,8

59,6

44

Chevrolet

11,3

77,5

66

Ford

11,2

148,1

68

Lexus

10,3

25,3

77

Volkswagen

7,9

111,8

100

Данные: Forbes

Для полноты картины кинем взгляд на стоимость крупнейших нефтегазовых компаний. Обратите внимание: общая рыночная капитализация отраслевых гигантов ExxonMobil, Chevron и Royal Dutch Shell с суммарным годовым оборотом около $500 млрд не дотягивает до стоимости «самого дорого автомобильного бренда». Нефтяная отрасль уже прошла свой пик и свалилась в пике? Возможно! Но возможно и то, что это еще одно свидетельство раздутой капитализации Tesla.

Таблица 2. Капитализация крупнейших нефтяных компаний (данные на 16 октября 2020 г.)

Компания

Рыночная капитализация, 2020 г., млрд USD

Тикер2

Лукойл1

37,92

MCX:  LKOH

Роснефть1

52,51

MCX:  ROSN

BP Plc

42,76

LON: BP

Chevron

140,32

NYSE: CVX

Eni

23,49

BIT: ENI

ExxonMobil

144,18

NYSE: XOM

Royal Dutch Shell

83,35

AMS: RDSA

Total

74,79

EPA: FP

Данные: биржевые площадки

Примечания:
1при курсе 1 руб.=$0,013;

 2 первая половина тикера указывает на торговую площадку, на которой торгуются акции; вторая (после двоеточия) на фондовую аббревиатуру компании

Несбывшиеся надежды

22 сентября Илон Маск провел мероприятие под названием Tesla Battery Day 2020. Инвесторы и аналитики надеялись, что сооснователь Tesla расскажет о новых технологиях, которые позволят снизить стоимость аккумуляторных батарей (АКБ) — самого дорогостоящего компонента EV. Но вместо доклада о «батарее на миллион миль» (АКБ с гарантией на миллион миль, или 10 лет; сейчас Tesla дает гарантию до 240 тыс. миль, или до восьми лет) и конкретных цифр сокращения расходов на АКБ они услышали расплывчатые обещания о 2-кратном снижении стоимости производства батарей «в ближайшие несколько лет» и о появлении дешевой модели Tesla стоимостью $25 тыс. «в течение трех лет».

«Ничто из того, что Маск рассказал про батареи, не является решенным вопросом, — заявил агентству Reuters аналитик Roth Capital Partners Крейг Ирвин. — Ничего существенного». Управляющий директор аналитической фирмы Benchmark Саймон Мурес высказался еще жестче: «Скорее фантазии, чем реальные новости».

Что же случилось на «Батарейном Дне 2020»?

На этом ивенте Tesla представила новую батарейную ячейку и озвучила планы по переходу на выпуск АКБ, «заточенных» под различные сегменты электромобильного рынка.

Несколько лет назад Tesla перешла от цилиндрического форм-фактора 18650 (такие элементы используются в Tesla Molel S Tesla Model X, а также в ноутбуках и павэр-банках) к форм-фактору 2170 (Tesla Model 3), что позволило увеличить емкость отдельно взятого элемента на 50% — с 3 А*ч до 4,8 А*ч соответственно. На Battery Day 2020 была представлена совершенно новая ячейка, 4680. Ее выпуск начнется уже в этом году, и до конца 2021 г. планируется выйти на объем производства в 10 ГВт*ч.

Кроме того, Tesla будет использовать различные базовые элементы для различных видов электротранспорта. В частности, Маск заявил, что Tesla решила проблему замены графитовых катодов на кремниевые и сосредоточилась на разработке катодов с повышенным содержанием никеля, которые, похоже, зарезервированы для высокопроизводительных и коммерческих автомобилей.

Собственно говоря, всё.

Tesla Cybertruck. Глядя на этот концептуальный пикап, понимаешь, что Hummer — символ изящества (фото: tesla.com)

Третий мир и 50-й год

Несомненно, до планируемого отказа от ископаемого топлива будут разработаны пригодные для массового производства водородные топливные ячейки, дешевые электромобильные батареи и экологически чистые транспортные средства. Но очень сомнительно то, что к этому времени мир откажется от нефти! Ведь не зря же экологи-оптимисты стесняются ответить на вопрос: «Чем кормить миллиарды нефтяных автомобилей (самолетов/тепловозов/пароходов), которые к 2050 г. будут эксплуатироваться в странах третьего мира?»

А ответ очевиден: параллельно с переходом на «зеленую» энергетику нужно создавать технологии, которые сведут к минимуму выбросы, образующиеся при производстве и сжигании ископаемого топлива. Тем более, что опыт использования автогаза показывает, что «ископаемое» авто с почти нулевым выбросом выглядит менее фантастично, чем FCV, заправляемый водородом, произведенным во дворе отдельно взятого домовладения.

 

 

 

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти