- Игорь Мягченков, технический редактор enkorr
Правительства многих стран хотят совместить победу над пандемией с переходом на безуглеродную энергетику. Вакцины от коронавируса еще нет, но цель в области «зеленой» энергетики уже поставлена: к 2050-2060 гг. миру предписано отказаться от ископаемого топлива. Реализация этих планов потребует триллионных затрат, однако безуглеродное будущее могут затормозить hi-tech пузыри, надуваемые в сфере «чистого» транспорта.
Внимание мирового истеблишмента сфокусировано на декарбонизации транспортной отрасли. С 1 января 2020 г. введена спецификация IMO-2020; европейские страны тестируют водородные грузовики, поезда и корабли; в британском небе совершают пробные полеты водородные самолеты. И все же главная роль в декарбонизации транспорта отводится водородным (FCV) и батарейным (EV) электромобилям.
Впрочем, стремясь «озеленить» автомобили, увлекшиеся декарбонизацией премьеры и президенты упустили из виду стратегическую мелочь — на всю мировую транспортную сферу приходится только 12% выбросов CO2. Остальные 88% продуцируют промпредприятия, угольные и углеводородные теплоэлектростанции, а также сельское хозяйство. Но мы о транспорте.
Ni_kola, ни двора
Самым перспективным производителем электрических и водородных грузовиков до недавнего времени считался стартап Nikola Motor. После проведения первичного публичного размещения акций 4 июня 2020 г. рыночная капитализация фирмы достигла $12 млрд, что превышает стоимость таких автомобильных брендов, как Chevrolet, Ford и Lexus (см. таблицу 1).
Если в мае 2020 г. акции стартапа (NASDAQ: NKLA) торговались по $12,37, то к 20 июня показатель подскочил до $91,80. Однако в сентябре ценные бумаги Nikola обесценились — руководство фирмы признало обвинения Hindenburg Research в том, что проморолик, на котором ее грузовик самостоятельно передвигается по дороге, был фейком.
Nikola One в движении. Hindenburg Research утверждает, что грузовик был затянут на горку, спущен накатом, а для выравнивания горизонта камеру наклонили под нужным углом (фото: nikolamotor.com)
Нельзя сказать, что реакции не последовало — некоторые акционеры быстро скинули бумаги Nikola на сумму $2 млрд. Но за несколько дней до этого стартап успел продать свои акции концерну GM за те же $2 млрд. Эта пикантная сделка уже стала предметом разбирательства со стороны комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).
Nikola — явление уникальное. Многомиллиардные заказы получила фирма, не имеющая в своем портфеле ни одного готового к производству EV или FCV: Ni_kola, ни двора, но гобелены куплены.
С калифорнийским приветом
Формальным лидером мировой электромобильной отрасли является Tesla. Но если вынести за скобки ее технологические прорывы, то главным достижением компании окажется чрезмерная капитализация. Судите сами.
По данным finance.yahoo.com, в текущем году ценные бумаги компании подорожали в 5,33 раза — с $86,05 до $458,79. В период с 21 октября 2019 г. по 13-е октября 2020 г. рост составил 8,98 раза — с $51,12 до $458,79 за бумагу.
Рыночная капитализация Tesla на 16-е октября составила $410,450 млрд. Для сравнения: аналогичный показатель корпорации GM равен $127,14 млрд. И это при том, что по итогам 2019 г. GM произвела 7,718 млн автомобилей, а Tesla — 367,5 тыс. электромобилей.
Tesla признана самым дорогим автопроизводителем мира. Однако в рейтинге FORBES «The 2020 World`s Most Valueble Brends» — 100 самых дорогих брендов мира — для компании места не нашлось. Равно как и в top10 самых дорогих мировых автомобильных компаний по версии «Brand Finance», и в горячей сотке «BrandZTM Top 100 Most Valuable Global Brands 2020».
Такой парадокс может иметь два объяснения: либо рыночная капитализация Tesla Motors сродни «выдающимся» показателям Nikola Motor, либо акулы фондового рынка США жаждут пересадить Америку на EV. Напомним, что на кону стоят триллионы долларов.
Бренд |
Стоимость бренда, млрд USD |
Оборот, млрд USD |
Место в рейтинге |
Toyota |
41,5 |
187 |
11 |
Mercedes-Benz |
28,5 |
121,7 |
23 |
BMW |
25,9 |
93,4 |
27 |
Honda |
24,5 |
126,2 |
29 |
Audi |
13,8 |
59,6 |
44 |
Chevrolet |
11,3 |
77,5 |
66 |
Ford |
11,2 |
148,1 |
68 |
Lexus |
10,3 |
25,3 |
77 |
Volkswagen |
7,9 |
111,8 |
100 |
Данные: Forbes
Для полноты картины кинем взгляд на стоимость крупнейших нефтегазовых компаний. Обратите внимание: общая рыночная капитализация отраслевых гигантов ExxonMobil, Chevron и Royal Dutch Shell с суммарным годовым оборотом около $500 млрд не дотягивает до стоимости «самого дорого автомобильного бренда». Нефтяная отрасль уже прошла свой пик и свалилась в пике? Возможно! Но возможно и то, что это еще одно свидетельство раздутой капитализации Tesla.
Компания |
Рыночная капитализация, 2020 г., млрд USD |
Тикер2 |
Лукойл1 |
37,92 |
MCX: LKOH |
Роснефть1 |
52,51 |
MCX: ROSN |
BP Plc |
42,76 |
LON: BP |
Chevron |
140,32 |
NYSE: CVX |
Eni |
23,49 |
BIT: ENI |
ExxonMobil |
144,18 |
NYSE: XOM |
Royal Dutch Shell |
83,35 |
AMS: RDSA |
Total |
74,79 |
EPA: FP |
Данные: биржевые площадки
Примечания:
1при курсе 1 руб.=$0,013;
2 первая половина тикера указывает на торговую площадку, на которой торгуются акции; вторая (после двоеточия) — на фондовую аббревиатуру компании
Несбывшиеся надежды
22 сентября Илон Маск провел мероприятие под названием Tesla Battery Day 2020. Инвесторы и аналитики надеялись, что сооснователь Tesla расскажет о новых технологиях, которые позволят снизить стоимость аккумуляторных батарей (АКБ) — самого дорогостоящего компонента EV. Но вместо доклада о «батарее на миллион миль» (АКБ с гарантией на миллион миль, или 10 лет; сейчас Tesla дает гарантию до 240 тыс. миль, или до восьми лет) и конкретных цифр сокращения расходов на АКБ они услышали расплывчатые обещания о 2-кратном снижении стоимости производства батарей «в ближайшие несколько лет» и о появлении дешевой модели Tesla стоимостью $25 тыс. «в течение трех лет».
«Ничто из того, что Маск рассказал про батареи, не является решенным вопросом, — заявил агентству Reuters аналитик Roth Capital Partners Крейг Ирвин. — Ничего существенного». Управляющий директор аналитической фирмы Benchmark Саймон Мурес высказался еще жестче: «Скорее фантазии, чем реальные новости».
Что же случилось на «Батарейном Дне 2020»?
На этом ивенте Tesla представила новую батарейную ячейку и озвучила планы по переходу на выпуск АКБ, «заточенных» под различные сегменты электромобильного рынка.
Несколько лет назад Tesla перешла от цилиндрического форм-фактора 18650 (такие элементы используются в Tesla Molel S Tesla Model X, а также в ноутбуках и павэр-банках) к форм-фактору 2170 (Tesla Model 3), что позволило увеличить емкость отдельно взятого элемента на 50% — с 3 А*ч до 4,8 А*ч соответственно. На Battery Day 2020 была представлена совершенно новая ячейка, 4680. Ее выпуск начнется уже в этом году, и до конца 2021 г. планируется выйти на объем производства в 10 ГВт*ч.
Кроме того, Tesla будет использовать различные базовые элементы для различных видов электротранспорта. В частности, Маск заявил, что Tesla решила проблему замены графитовых катодов на кремниевые и сосредоточилась на разработке катодов с повышенным содержанием никеля, которые, похоже, зарезервированы для высокопроизводительных и коммерческих автомобилей.
Собственно говоря, всё.
Tesla Cybertruck. Глядя на этот концептуальный пикап, понимаешь, что Hummer — символ изящества (фото: tesla.com)
Третий мир и 50-й год
Несомненно, до планируемого отказа от ископаемого топлива будут разработаны пригодные для массового производства водородные топливные ячейки, дешевые электромобильные батареи и экологически чистые транспортные средства. Но очень сомнительно то, что к этому времени мир откажется от нефти! Ведь не зря же экологи-оптимисты стесняются ответить на вопрос: «Чем кормить миллиарды нефтяных автомобилей (самолетов/тепловозов/пароходов), которые к 2050 г. будут эксплуатироваться в странах третьего мира?»
А ответ очевиден: параллельно с переходом на «зеленую» энергетику нужно создавать технологии, которые сведут к минимуму выбросы, образующиеся при производстве и сжигании ископаемого топлива. Тем более, что опыт использования автогаза показывает, что «ископаемое» авто с почти нулевым выбросом выглядит менее фантастично, чем FCV, заправляемый водородом, произведенным во дворе отдельно взятого домовладения.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти