В начало
Год после ареста: удалось ли остановить «серые схемы» на Кировоградщине?

Год после ареста: удалось ли остановить «серые схемы» на Кировоградщине?

Также доступно на украинском языке

- Дмитрий Синченко, специально для enkorr

Год назад еnkorr писал об успешной операции кропивницких налоговиков и правоохранителей, задокументировавших схему реализации нефтепродуктов под видом растворителей, которые производились на мини-НПЗ Кировоградской нефтяной компании (КНК). Однако судебные тяжбы, противоречия в законодательстве и реорганизация государственных структур замедляют процесс привлечения к ответственности организаторов этой схемы.

В прошлом году сотрудники Государственной фискальной службы (ГФС) совместно с областной прокуратурой и сотрудниками СБУ поймали на умышленном уклонении от уплаты акцизного налога в особо крупных объемах ООО «Кировоградская нефтяная компания». По мнению следствия, предприятие, имея лицензию на изготовление автомобильного горючего, в течение 2019-2020 годов официально и законно не произвело ни одного литра горючего.

Изготовляли «растворители»

В то же время, используя производственные мощности, на нем подпольно и без учета производились подакцизные товары – бензин и дизельное топливо. Но продавали их под видом растворителей и других безакцизных компонентов, «забывая» платить в госбюджет около 4 млн грн ежемесячно. В частности, за период с декабря 2019-го по январь 2020 года бюджет недополучил акцизного налога на общую сумму почти 8,4 млн грн.

«Группа из двух человек занималась незаконным изготовлением нефтепродуктов – дизельного топлива и бензина марки Евро-3, реализация которого запрещена с 2017 года. Они продавали его под видом растворителя и некой углеводородной смеси. Это происходило в очень больших объемах», – рассказывает и.о. начальника ГУ ГФС в Кировоградской области Матвей Щербина.

Топливо шло обычно в другие области, причем достаточно далеко, например, в Черновицкую.

«У них есть своя клиентура, это те, кто, как правило, использует советскую технику или технику до 2000-х годов. То есть они понимали, кому можно сбывать, кому – нет. Там, как правило, не заправляются крутые машины, чаще местные жители и аграрии. Старым двигателям все равно, на каком топливе работать», – объясняет заместитель начальника главного управления, начальник следственного управления ГФС в Кировоградской области Андрей Баркар.

После того, как удалось задокументировать схему и собрать необходимые доказательства, на предприятии прошли обыски, изъятия и аресты. Все экспертизы впоследствии подтвердили подозрения, что предприятие производило светлые нефтепродукты – 92-й бензин и дизтопливо, отвечающие экологическим нормам Евро 3.

Проблемы начались в суде. Да, судьи не только отказывали в наложении ареста, но и возвращали эти смеси владельцам. Куда оно делось потом, можно только догадываться.

Что изменилось за год

4 августа 2021 года уголовное производство по ч.1 ст.204 Уголовного кодекса Украины в отношении 2 человек, один из которых – руководитель отдела КНК, было направлено в суд.

«Решения пока нет, производство еще рассматривается. И, по-моему, оно будет рассматриваться еще долго, поскольку подозреваемые лица умышленно затягивали и досудебное расследование, и длительное время знакомились с делом», – говорит Андрей Баркар.

Продолжает ли сейчас незаконную деятельность предприятие, сказать трудно.

«Возможно, подпольно продолжает, потому что при расследовании дела там был наложен арест, все заблокировали, они не могли ничего производить и отгружать, их вход и выход, что касается накладных, контролировался. То есть видно было, что отгружается, что не отгружается. Потом со всего некачественного нефтепродукта, движение которого этим арестом было заблокировано, они через суд добились снятия ареста», – вспоминает Матвей Щербина.

Первая инстанция сначала дала возможность налоговикам наложить арест, затем отменила свое решение. Апелляцию ГФС выиграла, однако первая инстанция снова, несмотря на решение апелляции, изменяя формулировки, дала предприятию возможность забрать арестованное топливо. «При этом они сделали это поспешно, еще до решения суда, то есть по сути украли, – уточняет Андрей Баркар. – Но систему они освободили, а ведь ее нужно чем-то наполнять, следовательно, они что-то все-таки производили. Потом у них возникли проблемы со снабжением: поставщики сырья, сказав, что вокруг них много шума, просто прекратили снабжение».

После снятия ареста весь товар КНК успела где-то реализовать.

«Они обещали, что прекратят эту деятельность, но эти обещания звучали ежегодно, до сих пор никто им ничего не мог сделать вообще. Там же специфика какая? Там все местные жители трудятся на этом предприятии. Там физически ничего поделать невозможно. Когда мы зашли, уже через час, грубо говоря, каждый двор выгнал свою таратайку и перекрыл дорогу, чем в принципе просто было заблокировано дальнейшее движение», – объяснил свое мнение руководитель кировоградских налоговиков.

Сегодня предприятие действительно продолжает свою работу – во дворе стоят бензовозы, по территории завода постоянно ходят работники, происходит движение. Однако что именно там производят, определить не удалось. В КНК от общения и каких-либо комментариев для enkorr отказались.

Почему это удалось только в Кропивницком

По оценкам enkorr, в Украине с разной интенсивностью работает около 25 мини-НПЗ. Не вызывает сомнений, что «кировоградская» проблематика свойственна всем, поскольку ни один из них не в состоянии выпускать топливо стандартов Евро 5. Почему довести дело до суда удалось именно в Кировоградской области?

«Ибо мы захотели и сделали. Кировоградская область – не единственная, где действуют такие предприятия. У нас еще одно было в Головановске – три человека пошли под суд, организованная группа. Сам факт, что это сделано, уже хорошо, этого никто даже не ожидал, особенно КНК. Раньше на них каждый год кто-то «нападал», но все заканчивалось статьями в СМИ о каких-то «рейдерских захватах» и «преступных действиях» со стороны правоохранителей, дальше дело не двигалось», – вспоминает Матвей Щербина.

А чтобы прекращать подобную деятельность в других регионах, самое главное – это желание. Однако этим никто не хочет заниматься, потому что документирование и процесс доказывания умысла изготовления подакцизной продукции с целью реализации очень сложный. Предприятия закрыты. Отгрузка по документам – не относится к горюче-смазочным материалам, которые используются для заправки автомобилей потребителей.

«Увязать всех этих лиц между собой – самое сложное. Мол, мы им дали этот товар для изготовления красок, а они чего-то увезли его на заправку. Мы ведь не знали, что на этом топливе еще и машины могут ездить. Они постоянно кодирование меняют – как только в закон вносятся изменения о том, что такой товар относится к подакцизной продукции, они сразу изменяют кодирование. Выходом здесь было бы прописать, что все, что можно использовать в работе техники, относится к подакцизной группе», – убежден чиновник.

Разбирательство в суде от налоговиков и правоохранителей не зависит: их дело – провести следствие и предоставить доказательства, объявить подозрение и обвинения. А система правосудия – это уже отдельная история.

Нужны изменения в Налоговый кодекс

Каждый товар, по классификатору (УКТ ВЭД), имеет свой код, часть из них, согласно Налоговому кодексу, относится к акцизной группе. Среди них – и дизельное топливо. Следовательно, за него нужно оформить разрешение на торговлю нефтепродуктами и уплатить акцизный налог. А если назвать свой продукт, скажем, растворителем только потому, что по формуле не все показатели совпадают с ГОСТом или дописывается какой-то ингредиент, которого не должно быть в ДТ, то платить акциз не нужно.

Чтобы этого избежать, по мнению налоговиков, нужно определять горючее как наркотические вещества, по химическому составу, а не по кодированию. Но такой алгоритм на законодательном уровне должна принять Верховная Рада, внеся изменения в Налоговый кодекс.

«Если не дать конечному реализатору реализовывать эту лабуду – не важно, как ее назвать, не будет смысла ее производить. Мы должны понимать, что все это завязано в единую систему – оптовик и бенефициар от розничной реализации. Они не работают без помощи других. Посредники – почти ничем не рискуют, только товаром и, возможно, автомобилем. У конечного же реализатора есть активы в виде заправки, лицензии на нее, то есть они никуда не денутся, они не смогут заправку закрыть и уйти. Если бенефициары будут понимать, что ответственность будет переведена на активы, то они будут понимать, что нет смысла рисковать, продавая такой «товар», – резюмирует Матвей Щербина.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти