Не успела страна выдохнуть одни схемы на нефтяном рынке, как на смену им спешат новые. Не менее примитивные, но от этого не менее масштабные. Дело дошло до святого — выкачки стратегического запаса нефти, хранящегося в обширной системе украинских нефтепроводов. Одновременно это будет означать безвозвратную их потерю.
Главные действующие лица — группа «Приват» и ее лидер Игорь Коломойский плюс коррумпированные чиновники. Чувства крайне противоречивые, поскольку Игорь Валерьевич продемонстрировал крайнюю гражданскую самоотверженность после февральских событий, оказав стране неоценимую услугу по нормализации ситуации в ряде проблемных областей, а крупнейшую из них — Днепропетровскую — возглавил.
Конечно, многие полагают, что сделал он это не только по велению гражданской позиции. Также очевидно, что в проекте опустошения украинских нефтепроводов выгодополучателем будет не только он, в наше-то предвыборное и неспокойное время. Но как бы там ни было, должна же быть грань, которую нельзя переходить. Если даже днепропетровский губернатор к этому не причастен, он в силах остановить крах трубопроводной системы.
ZN.UA предвидело начало этой истории несколько недель назад. Подтверждение пришло 1 апреля, когда стало не до смеха. Председатель правления госкомпании «Укртранснафта» Александр Лазорко, известный в нефтяном мире как топ-менеджер группы «Приват», обратился к министру энергетики Юрию Продану с просьбой благословить проект по выкачке технологической нефти из системы нефтепроводов, ее дальнейшей переработке, реализации и хранению нефтепродуктов (см. документ). Как это обычно происходит, аргументация подкреплена исключительно благими намерениями, которые, впрочем, исчезают при первом же прикосновении к теме. И следа от них не остается, если ознакомиться с новой и новейшей предысторией вопроса. Для затравки отметим, что стоимость технологической нефти в текущих ценах составляет более 15 млрд грн.
Как Шура гири пилил…
Александр Лазорко зашел в «Укртранснафту» с большим скандалом в 2009 г., сменив на этом посту Игоря Кирюшина (запомним эту деталь). Зачем Коломойскому понадобилась трубопроводная компания? Во-первых, это колоссальная система, в которой теряются и появляются всякие, в том числе и «левые», объемы украинских месторождений. «Официальные объемы добычи нефти в Украине в последние годы падают, а может, все больше нефти просто не учитывается?» — намекает авторитетный источник в отрасли. Между тем вся украинская нефть идет на кременчугскую «Укртатнафту», управляемую группой «Приват». Есть над чем подумать, не так ли?
Во-вторых, труба — это оружие борьбы с конкурентами. Через несколько месяцев после назначения Лазорко, осенью 2009 г., от исконного маршрута поставок нефти был отрезан Одесский НПЗ «ЛУКОЙЛа» (помимо прочего, из-за дороговизны альтернативного маршрута через год завод остановился). А по этому маршруту, но в обратном направлении, с моря нефть пошла… в Кременчуг.
В-третьих, тендеры. В-четвертых, их усовершенствованная модификация в виде имитации бурной деятельности с непонятной эффективностью, естественно, для госкомпании. В последние годы нефтетранспортная компания превратилась в нефтеперерабатывающую, хотя всем известна убыточность этой отрасли. Кстати, а как успехи в основной деятельности? За время правления Александра Ивановича прокачка нефти по системе «Укртранснафты» снизилась более чем вдвое, с 38,5 млн т в 2009 г. до 17,5 млн т в минувшем. Естественно, во всем виновата конъюнктура.
Тем не менее контракты с Лазорко акционер в лице «Нафтогаза Украины» подписывал при любых властях. Вот и Юрий Продан, говорят, шел на второй срок в Минэнерго с четким пониманием лишь одной кадровой позиции, «которая не обсуждается». Кадр действительно не подвел.
Разговоры в пользу бедных
Аргументация проекта по выкачке технологической нефти по своей бездарности и наглости может сравниться разве что с подготовкой «тендера» по покупке «вышек Бойко» (что впоследствии и сгубило махинаторов). Необходимость опустошения трубопроводной системы аргументируется заботой о состоянии нефтепроводов и выполнением требований Закона «О трубопроводном транспорте». Согласно ему «Укртранснафта» якобы обязана предпринять меры по консервации нефтепроводов, которые не функционируют более года. К таковым на сегодняшний день относятся все нефтепроводы, за исключением нефтепровода «Дружба». «Укртранснафта» предлагает заместить нефть водной и/или азотной смесью.
На самом деле А. Лазорко элементарно ищет, за что можно зацепиться. Зачем, спрашивается, консервировать нефтепровод с нефтью, если нефть сама по себе — один из лучших природных и официально регламентированных консервантов! Это следует из приказа Минтопэнерго №290 от 26 мая 2008 г. «Об утверждении и введении в действие стандарта Минтопэнерго Украины «Магистральные нефтепроводы. Порядок выведения из эксплуатации, консервирования и поддержания режима консервирования отключенных участков нефтепроводов. Условия остановки и выведения из режима консервирования отключенных участков магистральных нефтепроводов».
По словам специалистов нефтяной отрасли, любая альтернатива нефти в виде предлагаемого азота или водного раствора однозначно хуже, так как требует затрат либо не так надежно противостоит коррозии. «Трубу вы потеряете, — говорит специалист из белорусского ОАО «Гомельтранснефть Дружба», попросивший не называть его имени. — Азот можно использовать временно и на небольших участках трубы, так как постоянно необходимо поддерживать давление. Водный раствор зимой будет рвать трубы». Подтверждение этому находим в упомянутом приказе Минтопэнерго, где относительно «водных» консервантов черным по белому написано: «Невозможность использования при температуре окружающей среды ниже 273 К (0°С)».
Но самое главное — в приказе Минтопэнерго всюду фигурирует слово «временно». То есть консервировать можно временно, тогда как в своем письме Лазорко четко дает понять, что возвращать нефть в систему никто не собирается.
Здесь возникает еще один крайне интересный момент. В письме глава «Укртранснафты» заверяет, что, мол, в случае заявок на прокачку компания будет готова возобновить ее. Минуточку, а как быть с закупкой технологической нефти, ведь без нее ничего в трубе не «толкнешь»? Ответа предложение Лазорко не содержит. Его находим в приказе №290 от 26 мая 2008 г.: « В случае, если расходы на консервацию (расконсервацию) основных фондов предприятий предлагается финансировать за счет средств государственного бюджета, решение о включении соответствующих расходов в проект государственного бюджета на планируемый год принимает Кабинет министров в ходе рассмотрения проекта бюджета». Сейчас этот механизм непонятен, но полностью очевидно, что нефть придется закупать по рыночной цене и за счет госбюджета. Спрашивается, зачем сегодня выкачивать нефть, балансовая стоимость которой в зависимости от участка составляет 380–840 грн/т, чтобы потом закупать ее по 10 000 грн/т, которые она стоит сегодня и еще неизвестно, сколько будет стоить завтра?
«Предложение выкачать нефть на участке от границы до Кременчуга формально может быть подано как мера безопасности ввиду возможной агрессии России, однако в целом здесь, скорее, действует принцип «война все спишет», — говорит бывший управленец «Укртранснафты», один из ведущих отечественных специалистов в нефтетранспортной отрасли Михаил Гончар.
Криминал не пробегал?
Есть все основания считать, что «первоапрельская шутка» Лазорко призвана решить сразу несколько проблем, в том числе перспективы уголовного преследования. Есть все основания полагать, что по факту опустошение нефтепроводов началось уже давно, а нынешняя попытка обставить все по закону, с согласованием на самом высоком уровне, поможет скрыть освоенное вчера.
Начнем с того, что согласно обнаруженной в архивах справке, по состоянию на 31 декабря 2012 г. объем технологической нефти на балансе «Укртранснафты» составлял 1,89 млн т. А в своем первоапрельском письме г-н Лазорко пишет о 1,35 млн т. Почти треть объема куда-то «испарилась».
Сигналов было предостаточно. В 2009 г. официально для проведения ремонтных работ был опустошен участок нефтепровода Мичуринск—Кременчуг, вытесненный объем — более 100 тыс. т нефти. Вместо сырья в трубу ушел один из живописных прудов. Через пару лет «Укртранснафта» официально заявила, что вернула нефть в систему. Вот только пруд на своем месте так и не появился. А в 2012 г. Сумская прокуратура обнаружила выкачку нефти из нефтепровода работниками «Укртранснафты» в бензовозы с днепропетровскими номерами…
Источники уверяют, что давным-давно нет нефти на участках, прилегающих к «приватовским» заводам в Западной Украине, в частности, Долина—Надворная—Жулин—Дрогобыч (согласно данным компании, там находится до 40 тыс. т азербайджанской нефти Azeri Light). В общем-то, говорят много, но никто не проверял.
Однако есть один достоверный факт, который, скорее всего, и стал катализатором мега-аферы с технологической нефтью. Точно нет нефти в нефтепроводе Херсон—Снигиревка, который, тем не менее, фигурирует в проекте от 1 апреля. Об этом свидетельствуют материалы уголовного дела, открытого херсонской милицией по факту выкачки нефти из упомянутого нефтепровода (см. документ на сайте ZN.UA). В них указывается, что 21 марта 2014 г. неподалеку от Херсонского НПЗ две передвижные компрессорные станции начали вытеснение нефти из нефтепровода в направлении Снигиревки. За четыре дня таким образом удалось выкачать более 20 тыс. т нефти. На данный момент орудия производства «Укртранснафты» стали вещественными доказательствами. Интересно, а почему Лазорко не обращался за разрешением о выкачке данной нефти, а сделал это только 1 апреля? Может, потому, что в Херсоне хотелось сделать все по-тихому?
Пришлось срочно принимать меры (читай — обкладываться бумагами). О явной спешке говорит тот факт, что вслед за письмом от 1 апреля на следующий день пришло другое, уточняющее, так сказать, с перечнем первоочередных этапов опустошения трубы (см. документ на сайте ZN.UA). Разумеется, оказался в этом перечне и нефтепровод Херсон—Снегиревка. Однако здесь возникла новая проблема: взбунтовался директор профильного департамента Минэнергоугольпрома и по совместительству глава наблюдательного совета «Укртранснафты» Игорь Рубан, пришедший впервые на госдолжность в 2013 г.
Рубан оказался крепким орешком. Апрельские тезисы Лазорко новый министр Продан начал расписывать не на профильный «рубановский» департамент, а на Игоря Кирюшина, который является всего-то советником министра (хотя и заместителем главы набсовета «Укртранснафты»). Работа закипела. В распоряжении редакции оказались проекты решений набсовета и задания на голосования главе и членам набсовета по вопросам выкачки и переработки технологической нефти. Все это должно быть утверждено на одном из ближайших заседаний Кабмина, и таким образом будет легализована уже выкачанная нефть и открыт путь для дальнейшей деятельности в этом направлении. В связи с этим Игорь Рубан был вынужден обратиться в СБУ с заявлением, в котором изложил суть предлагаемой схемы и потенциальные многомиллиардные потери государства.
В эксклюзивном комментарии нашему изданию он заявил: «Никто не знает, сколько реально нефти в системе, эффект для государства неочевиден, вероятность безвозвратной утраты нефтепроводной системы в случае реализации данного плана стопроцентна». Судя по всему, не ожидал такой принципиальности от сотрудников и Юрий Продан. «Мы пока этот вопрос отрабатываем. Может быть, стоит не всю взять, а частично. Первое: надо проверить, сколько там действительно есть этой нефти, ее количество мы перепроверим и только после такой проверки примем решение», — сказал министр информагентству «Интерфакс-Украина».
Скока денег?
Итак, какова цена вопроса? Оценить потери государства так же сложно, как и в случае с аннексией Крыма. Вот сколько стоит для Украины ликвидация последних шансов на запуск Лисичанского НПЗ и проекта Одесса—Броды? Без технологической нефти на этих проектах уже точно можно будет ставить крест. А сколько стоит нефтетранспортная система страны, которая без нефти начнет гнить и разворовываться на металлолом?
Легче подсчитать доходы «Привата». Из писем Лазорко следует, что переработка нефти на «Укртатнафте» будет стоить 730 млн грн, или более 1 000 грн/т. (В 2011 г. ЛИНИК перерабатывал нефть для «Нафтогаза» по 288 грн/т.) Затем, согласно алгоритму «Укртранснафты», полученные нефтепродукты будут отвезены на хранение на заводы «Привата» в Дрогобыче и Надворной. Согласно заявленной стоимости и оценочной мощности хранилищ на этих предприятиях, заработок составит скромные 50 млн грн/г.
Однако нефтепереработчики знают, что методов заработка более чем достаточно. Какой выход продукции получит «Укртранснафта», по каким ценам будут реализовываться не только бензин и дизтопливо, но и мазут, сжиженный газ, реактивное топливо и т.д.? О двух последних продуктах «Укртранснафта» вообще не вспоминает в своих многочисленных письмах…
Ну и центральный риторический вопрос: кто-то еще верит, что на таких колоссальных объемах нефти и нефтепродуктов никто не «прикурит»?
До сих пор непонятно, где предел тому беспределу, который происходил в последние годы? Сам г-н Коломойский поставил четкий диагноз той системе в своем первом «губернаторском» интервью, которое стоило ему российского бизнеса и еще не понятно, каким будет итоговый чек «на кассе». Может, давайте все-таки попробуем жить по-новому?
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти